ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1557/14 от 21.04.2014 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1557/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 21 апреля 2014 года г. Новочеркасск

 Новочеркасский городской суд Ростовской области

 в составе судьи Щетининой Е.В.,

 при секретаре Зыбиной Н.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению труда и социального развития администрации г. Новочеркасска, Министерству труда и социального развития по РО о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании присвоить звание,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска, о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании присвоить звание, сославшись на то, что 08 февраля 2014 года истцом было подано заявление в Администрацию г. Новочеркасска Управление труда и социального развития о назначении государственной услуги – оформлении представления на присвоение звания « Ветерана труда». В подтверждение права на звание Ветерана труда к указанному заявлению была приложена почетная грамота банка России, подписанная руководителем Центрального банка Российской Федерации ( Банка России). Решением начальника Управления социального развития Администрации г. Новочеркасска РО ФИО2 по результатам рассмотрения заявления в оформлении представления на присвоение звания «Ветеран труда» отказано, в связи с тем, что у ФИО1 отсутствуют государственные награды и ведомственные знаки отличия, дающее право на присвоение звания «Ветеран труда». При этом было указано, что приложенная почетная грамота не относится к наградам, учитывающимся при присвоении звания «Ветеран труда». Истец не согласился с отказом УТиСР Администрации г. Новочеркасска на том основании, что почетная грамота Банка России, предъявленная в УТиСР Администрации г. Новочеркасска, утверждена в установленном порядке Положением Банка России от 27.04.2010 года № 358-П «О ведомственных наградах Банка России», зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2010 года за № 17140 в качестве ведомственной награды Банка России.

 Просил признать незаконным решение Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска РО об отказе в предоставлении государственных услуг по оформлению представления на присвоение звания «Ветеран труда» и отменить его; обязать УТиСР Администрации г. Новочеркасска учесть ведомственный знак отличия в труде Почетную грамоту Банка России, оформить представление на присвоение звания «Ветеран труда» ФИО1 с даты подачи заявления о назначении государственной услуги – оформление представления на присвоение звания «Ветеран труда».; обязать УТиСР Администрации г. Новочеркасска присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда»; обязать УТиСР Администрации г. Новочеркасска выдать удостоверение установленного образца « Ветеран труда».

 Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, дал пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика УТСР Администрации г. Новочеркасска ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

 Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития по Ростовской области.

 Министерство труда и социального развития по Ростовской области явку представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образам, просили рассмотреть дело без участия представителя, представив письменные возражения, в которых просили в иске отказать, сославшись на нормы федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ « О ветеранах», а так же областного закона от 18.09.2006 года № 541 – ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области, указав, что имеющаяся у ФИО4 почетная грамота Банка России не относится к наградам, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», т.к. Центральный банк РФ не входит в структуру федеральных органов государственной власти.

 Дело в отношении ответчика - Министерство труда и социального развития по Ростовской области рассмотрено в отсутствие представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.

 Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что 08 февраля 2014 года истцом было подано заявление в Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска о назначении государственной услуги – оформлении представления на присвоение звания «Ветерана труда». В подтверждение права на звание Ветерана труда к указанному заявлению была приложена почетная грамота банка России, подписанная руководителем Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Решение начальника Управления социального развития Администрации г. Новочеркасска РО ФИО2 по результатам рассмотрения заявления в оформлении представления на присвоение звания «Ветеран труда» отказано, в связи с тем, что у ФИО1 отсутствуют государственные награды и ведомственные знаки отличия, дающее право на присвоение звания «Ветеран труда». При этом было указано, что приложенная почетная грамота не относится к наградам, учитывающимся при присвоении звания «Ветеран труда».

 Как следует из материалов дела, а именно, отзыва на исковое заявление, представленного УТиСР Администрации г. Новочеркасска ФИО3 - ФИО1 в качестве документа, подтверждающего наличие условий для присвоения звания «Ветеран труда» была представлена «Почетная грамота Банка России». Конституция РФ ст. 10,11 не закрепляют за Центральным банком Российской Федерации статуса органа государственной власти, так же ст. 1 ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» указано, что, функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ от 10.07.2002 года № 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, т.е. Центральный банк РФ не входит в систему федеральных органов государственной власти и, исходя из этого представленная ФИО1 «Почетная грамота Банка России» не относится к наградам, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

 Истец в свою очередь в возражение на данный отзыв представителя УТиСР указал, что сведения о том, что Центральный банк РФ не является органом государственной власти не соответствуют действительности, т.к. Конституционный суд РФ неоднократно выражал свою позицию по статусу Банка России в своих официально опубликованных определениях. В частности им установлено, что статус Центрального Банка РФ установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч.1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

 Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии со ст. 2 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 года № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», право на меры социальной поддержки наступает после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Трудовой стаж ФИО1 составляет 38 лет, что подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке и не оспаривалось представителем ответчика ФИО3 в судебном заседании.

 Аналогичное требование для присвоения звания «Ветеран труда» содержится в п. 1 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 18.09.2006 года N 541-ЗС «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области», согласно которому звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Одним из условий для присвоения звания «Ветеран труда» вышеуказанным лицам является награждение ведомственными знаками отличия, утвержденными правовыми актами федеральных органов в соответствии с положениями о них.

 Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Доводы ответчика о том, что Центральный банк Российской Федерации не относится к федеральным органам, которые образуются на основании Конституции РФ и Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», суд находит несостоятельными.

 Проанализировав положения действующего законодательства, определяющие особый конституционно-правовой статус Банка России, суд приходит к выводу о том, что само по себе то обстоятельство, что Банк России не назван в качестве федерального органа исполнительной власти, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

 В силу статьи 75 Конституции Российской Федерации, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

 Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

 Согласно п. "г" ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации производится Государственной Думой.

 Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 268-О, статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации в статье 75, которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

 Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который проявляется, в частности, в том, что он наделен нормотворческими полномочиями, которые предполагают исключительные права и обязанности Центрального банка Российской Федерации по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

 Статьей 1 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Согласно ст. 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

 В соответствии со ст. 4 указанного Закона, Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, осуществляет иные функции.

 В силу ст. 7 указанного Закона, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

 Принимая во внимание изложенное, исходя из смысла приведенных норм, суд приходит к выводу о том, что Центральный банк Российской Федерации, несмотря на то, что и не входит в структуру и систему органов государственной власти, однако, выполняет публично-правовые функции, вследствие чего может быть отнесен к федеральным органам государственной власти.

 Положением о ведомственных наградах Банка России (утв. Банком России 27.04.2010 г. N 358-П), предусматривается награждение работников Банка России Почетной грамотой Банка России. При этом, как следует из смысла положений главы 2 указанного Положения, в равной степени в качестве ведомственных наград независимо от даты награждения признаются Почетные грамоты Банка России (Правления Госбанка СССР).

 Таким образом, Почетная грамота Банка России является ведомственным знаком отличия федерального органа, награждение которым является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" при соблюдении иных предусмотренных законом условий.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска об отказе ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» при наличии требуемого для назначения пенсии стажа, незаконно и нарушает права заявителя.

 Поскольку решением суда признано право ФИО1 на присвоение звания "Ветеран труда", то в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд считает необходимым обязать Управление труда и социального развития администрации г. Новочеркасска оформить и выдать удостоверение "Ветеран труда" ФИО1 в установленном законом порядке, оформив представление на присвоение звания «Ветеран труда».

 На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167,194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать незаконным решение Управления труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска об отказе в предоставлении государственных услуг № 15 от 08.02.2014 года.

 Обязать Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска оформить представление на присвоение звания «Ветеран труда», выдать удостоверение «Ветеран труда» ФИО1, присвоить звание «Ветеран труда» в установленном законом порядке.

 Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

 Судья: Щетинина Е.В.

 Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2014 года.