ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1557/16 от 12.10.2016 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

Дело №2-1557/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» октября 2016 года город Фролово

Фроловский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лиферовой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Мелиховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании части субсидии,

установил:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании части субсидии, указав, что индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратилась в Комитет с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке предоставления субсидий на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства». В результате рассмотрения заявления и документов с ответчиком заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», с дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик включен в реестры получателей субсидии в ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГф, и перечислено на его расчетный счет субсидию в размере .... руб. Субсидии перечислены платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб. Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления комитета сельского хозяйства. Письмом комитета от ДД.ММ.ГГГГ ответчику было предложено добровольно вернуть часть полученной субсидии, однако ответа на данное письмо не поступило, часть субсидии в добровольном порядке не возвращена. ФИО1 прекратила деятельность индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Просит суд взыскать с ФИО1 в пользу комитета сельского хозяйства Волгоградской области субсидию в размере .... рублей.

Представитель Комитета сельского хозяйства Волгоградской области надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом заказной корреспонденцией по месту жительства, что подтверждается почтовым уведомлением.

Судебная повестка направлена ответчику по адресу его регистрации, согласно сообщения МО МВД РФ «Фроловский» Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована в <адрес>.

Согласно соглашения о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подтвердила собственноручной подписью свой адрес регистрации и места фактического проживания в <адрес> (л.д.).

С учетом изложенного, суд признает неявку ответчика в судебное заседание неуважительной и находит возможным, рассмотреть дело в его отсутствие, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке предоставления субсидий на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставкам, определяемым комитетом сельского хозяйства, на 1 гектар посевной (посадочной) площади сельскохозяйственных культур под урожай предшествующего года, за исключением подсолнечника.

В соответствии с п.4 Порядка, Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий: отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и (или) отсутствие решения арбитражного суда о признании сельскохозяйственного товаропроизводителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

государственная регистрация и (или) постановка на налоговый учет на территории Волгоградской области;

представление отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) или наличие недоимки, задолженности в размере, не превышающем 5000 рублей. Сельскохозяйственный товаропроизводитель считается соответствующим установленному требованию в случае если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату представления документов на предоставление субсидии не принято;

заключение соглашения о предоставлении субсидии между сельскохозяйственным товаропроизводителем и комитетом сельского хозяйства (далее именуется - соглашение).

В соглашении указываются: обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по выполнению показателей результативности использования субсидий, указанных в приложении к настоящему Порядку;

обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по представлению отчета о выполнении показателей результативности использования субсидий;

согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление комитетом сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;

случаи возврата остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году.

В п.7 Порядка содержится перечень документов, представляемых для получения субсидии в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства;

справку о фактическом размере посевной (посадочной) площади сельскохозяйственных культур под урожай предшествующего года, за исключением подсолнечника, по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства;

подписанное сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашение в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства и размещенной на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области - подсистеме комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: ....далее именуется - официальный портал);

справку об удельном весе дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки в доходе от реализации сельскохозяйственного товаропроизводителя или ее копию по форме, утвержденной приказом комитета сельского хозяйства. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств указанную справку не представляют;

документы об обжаловании недоимки и задолженности, поданные в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратилась в комитет сельского хозяйства Волгоградской области с заявлением на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области заключено соглашение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, а также дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

ФИО1 включена в реестр получателей субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Субсидия перечислена ФИО1 платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб., от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... руб. (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области поступил отчёт ФИО1 вх. о выполнении показателей результативности использования субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2015 год, согласно отчету все три показателя результативности ответчиком не выполнены (л.д.).

Пунктом 19 Порядка, предусмотрено, что в случае если сельскохозяйственным товаропроизводителем не выполнены установленные в соглашении показатели результативности использования субсидий, часть субсидии, подлежащая выплате в очередном финансовом году, подлежит уменьшению из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий.

Процент невыполнения показателей результативности использования субсидий конкретным сельскохозяйственным товаропроизводителем рассчитывается по формуле:

Пi - процент невыполнения показателей результативности использования субсидий i-м сельскохозяйственным товаропроизводителем (процентов);

Рj - процент выполнения j-го показателя результативности использования субсидий, указанного в приложении к настоящему Порядку, i-м сельскохозяйственным товаропроизводителем;

n - количество показателей результативности использования субсидий.

В случае если фактическое значение показателя результативности использования субсидий за отчетный финансовый год ниже установленного в соглашении вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, часть субсидии на основании решения комиссии комитета сельского хозяйства по рассмотрению вопросов невыполнения показателей результативности использования субсидий вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, не подлежит уменьшению.

В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель, которым в отчетном финансовом году не выполнены установленные в соглашении показатели результативности использования субсидий, не обратился в комитет сельского хозяйства с заявлением на предоставление субсидий в текущем финансовом году, он обязан произвести возврат части полученных субсидий из расчета один процент субсидии за процент невыполнения показателей результативности использования субсидий в соответствии с вышеуказанной формулой, в порядке и сроки, указанные в пункте 18 настоящего Порядка.

Как следует из представленного отчета процент невыполнения показателей результативности использования субсидии за 2015 года составил 83,6%.

Сумма субсидии, подлежащая возврату на 83,6% невыполнения показателей результативности, составляет 91587 руб.

Согласно ч. 3.1 ст.78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 18 Порядка и п.3.3 Соглашения установлено, что в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий, установленных Порядком, непредставления отчетов о выполнении показателей результативности использования субсидий и о производстве продукции растениеводства, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, получатель субсидии уведомляется о выявленных нарушениях и необходимости возврата полученной субсидии письмом комитета сельского хозяйства в течение трёх рабочих дней со дня выявления указанных нарушений.

Получатель субсидии обязан произвести возврат полученной субсидии в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления комитета сельского хозяйства.

Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо с предложением, добровольно вернуть часть полученной субсидии, однако ответа на данное письмо не поступало, часть субсидии в добровольном порядке не возвращена.

ФИО1 прекратила деятельность индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянских (фермерских) хозяйств (л.д.).

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В п.3 и п.4 ст.1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании части субсидии обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Комитета сельского хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о взыскании части субсидии удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области субсидию в размере ....

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области.

Судья: Т.А. Лиферова