ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1557/2023 от 14.11.2023 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-1557/2023; УИД: 42RS0005-01-2023-001453-66

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.

при секретаре- Сидельникове М.Ю.

с участием помощника прокурора Заводского района города Кемерово- Сухих А.О.,

представителя истца- Бормотовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

гражданское дело по иску администрации города Кемерово к Кукшеневой О.М. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд,

У С Т А Н О В И Л :

Истец- администрация города Кемерово обратился в суд с иском к Кукшеневой О.М.об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Требования мотивированы тем, что Кукшеневой О.М. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов, о чем в ЕГРП произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом, общей площадью 56,5 м2, кадастровый , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , о чем в ЕГРП произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные по адресу: адрес.

В соответствии со ст.ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49 и гл. VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Устава города Кемерово, Генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2011 года № 36, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: уладрес адрес, администрацией города Кемерово принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Публичные слушания по проекту планировки территории в границах: адрес адрес адресадрес состоялись ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 в здании управления архитектуры и градостроительства адрес в зале заседаний (4 этаж). Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проект планировки и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации города Кемерово www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. Проект рассмотрен на публичных слушаниях, предложения или замечания участников собрания не поступали.

Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление администрации города Кемерово от 15 декабря 2021 года № 3631 «Об утверждении проекта планировки территории в границах: адресадрес» опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем энергоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Постановлением администрации города Кемерово от 15 декабря 2021 года № 3631 определено, что земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости по адрес, принадлежащими на праве собственности ответчику, располагается частично в границах земельного участка, определенного для размещения линейных объектов (объектов инженерной и транспортной инфраструктуры).

Таким образом, имеются основания для изъятия земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: адрес, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Во исполнение п. 4 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением администрации города Кемерово от 16 декабря 2021 года № 3642 (в редакции постановления 01 июля 2022 года № 1870) «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд», принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Кемерово путем выкупа земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адрес, и находящихся на нем объектов движимости- индивидуального жилого дома с кадастровым номером , площадью 56,5 м2.

В порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие сведений об адресах, указанных в п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации указанное выше уведомление было направлено ответчику по месту нахождения выкупаемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд, по адресу: адрес: от ДД.ММ.ГГГГ о принятии постановления администрации года Кемерово от 16 декабря 2021 года № 3642; от ДД.ММ.ГГГГ о проведении оценки изымаемого недвижимого имущества.

Согласно информации по почтовому отправлению , почтовое отправление ответчиком получено (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

В дальнейшем ответчик внесла изменения в существенные характеристики изымаемого помещения: площадь жилого дома увеличилась с 45,1 м2 до 56,5 м2.

Администрацией города Кемерово было принято постановление от 01 июля 2022 года № 1870 «О внесении изменений в постановление администрации города от 16 декабря 2021 года № 3642 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» и направлено ответчику с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации по почтовому отправлению , письмо ответчиком получено (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

Во исполнение ч. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации постановление администрации города Кемерово от 16 декабря 2021 года № 3642 направлено в Управление Росреестра по Кемеровской области.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован гл. VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В данной норме установлено, что для настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Логика», выкупная стоимость объектов оценки, расположенных по адресу: адрес, принадлежащих ответчику, составила 5452903 рублей, включая убытки.

Отчет об оценке № № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО «Логика», соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В порядке, предусмотренном ст.ст. 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города Кемерово подготовлены и направлены ответчику по адресу расположения объектов недвижимости: адрес адрес адрес, и месту регистрации собственника недвижимого имущества: адрес адрес, соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимости, отчета об определении выкупной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, в связи с их выкупом для муниципальных нужд, расположенных по адресу: адрес, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложения. Согласно информации по почтовым отправлениям , , письма ответчиком получены не были, возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на объектов недвижимости.

Срок действия постановления от 16 декабря 2021 года № 3642 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд»- три года (п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), истекает ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени Ответчиком не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

На основании изложенного истец просит изъять у Кукшеневой О.М. путем выкупа для муниципальных нужд объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов; индивидуальный жилой дом, общей площадью 56,5 м2, кадастровый , расположенные по адресу: адрес, по цене возмещения за изымаемые объекты недвижимости, включая стоимость хозяйственных построек и убытков, связанных с изъятием имущества, в размере 5452903 рубля.

Представитель истца администрации города Кемерово- Бормотова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснила по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Кукшенева О.М. о и времени и месте слушания дела извещалась надлежаще, в судебное заседание не явилась.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с учетом заключения судебной экспертизы, суд приходит к следующему.

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Частью 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии с п. 9 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В соответствии со ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

В судебном заседании установлено, что Кукшеневой О.М. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером , виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, категория земель: земли населенных пунктов, о чем в ЕГРП произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом, общей площадью 56,5 м2, кадастровый , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , о чем в ЕГРП произведена запись от ДД.ММ.ГГГГ, расположенные по адресу: адрес.

В соответствии со ст.ст. 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49 и гл. VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Устава города Кемерово, Генеральным планом города Кемерово, утвержденным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2011 года № 36, в целях строительства линейных объектов в соответствии с проектом планировки территории в границах: адрес адрес, администрацией города Кемерово принято решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Публичные слушания по проекту планировки территории в границах: адрес адрес адрес состоялись ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 в здании управления архитектуры и градостроительства адрес в зале заседаний (4 этаж). Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проект планировки и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации города Кемерово www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ. Проект рассмотрен на публичных слушаниях, предложения или замечания участников собрания не поступали.

Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» и на сайте www.pravo-kemerovo.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление администрации города Кемерово от 15 декабря 2021 года № 3631 «Об утверждении проекта планировки территории в границах: адресадрес» опубликовано в городском выпуске газеты «Кемерово» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Кемерово от 15 декабря 2021 года № 3631 определено, что земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости по адрес, принадлежащими на праве собственности ответчику, располагается частично в границах земельного участка, определенного для размещения линейных объектов (объектов инженерной и транспортной инфраструктуры).

Таким образом, имеются основания для изъятия земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: адрес, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение п. 4 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением администрации города Кемерово от 16 декабря 2021 года № 3642 (в редакции постановления 01 июля 2022 года № 1870) «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд», принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Кемерово путем выкупа земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адрес, и находящихся на нем объектов движимости- индивидуального жилого дома с кадастровым номером , площадью 56,5 м2.

В порядке, предусмотренном ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в отсутствие сведений об адресах, указанных в п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации указанное выше уведомление было направлено ответчику по месту нахождения выкупаемого земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд, по адресу: адрес: от ДД.ММ.ГГГГ о принятии постановления администрации года Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ о проведении оценки изымаемого недвижимого имущества.

Согласно информации по почтовому отправлению , почтовое отправление ответчиком получено (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

В дальнейшем ответчик внесла изменения в существенные характеристики изымаемого помещения: площадь жилого дома увеличилась с 45,1 м2 до 56,5 м2.

Администрацией города Кемерово было принято постановление от 01 июля 2022 года № 1870 «О внесении изменений в постановление администрации города от 16 декабря 2021 года № 3642 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для муниципальных нужд» и направлено ответчику с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации по почтовому отправлению , письмо ответчиком получено (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

Во исполнение ч. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации постановление администрации города Кемерово от 16 декабря 2021 года № 3642 направлено в Управление Росреестра по Кемеровской области.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному ООО «Логика», выкупная стоимость объектов оценки, расположенных по адресу: адрес, принадлежащих ответчику, составила 5452903 рублей, включая убытки.

Отчет об оценке № № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ООО «Логика», соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В порядке, предусмотренном ст.ст. 56.9, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией города Кемерово подготовлены и направлены ответчику по адресу расположения объектов недвижимостиадрес адрес адрес, и месту регистрации собственника недвижимого имущества: адрес адрес, соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с приложением выписок из ЕГРН на объекты недвижимости, отчета об определении выкупной стоимости недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, в связи с их выкупом для муниципальных нужд, расположенных по адресу: адрес, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией с описью вложения. Согласно информации по почтовым отправлениям , , письма ответчиком получены не были, возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения (информация с сайта национальной почтовой службы www.nationalpost.ru).

Срок действия постановления от 16 декабря 2021 года № 3642 «Об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд»- три года (п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации), истекает ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени Ответчиком не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

Согласно п. 4 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу положений ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также- размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2).

Статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируются отношения по выкупу жилого помещения у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно положениям ч. 2 указанной статьи, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 4 вышеуказанной статьи, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Часть 6 данной статьи устанавливает, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч.6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 данной статьи).

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе органов местного самоуправления- в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу ч. 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также- решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Часть 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Пункт 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.

В силу п.п. 6 и 8 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также- соглашение об изъятии недвижимости) орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Таким образом, возмещение за жилое помещение и земельный участок, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения и земельного участка. Принудительное изъятие жилого помещения и земельного участка на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Если собственник жилого помещения и земельного участка не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения и земельного участка, допускается принудительное изъятие жилого помещения и земельного участка на основании решения суда.

Судом установлено, что истец обратился в суд по истечении срока, предусмотренного п. 10 ст. 56.12 Земельного кодекса Российской Федерации, суд не находит нарушений в соблюдении процедуры изъятия земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд.

В связи с этим имеются основания, предусмотренные гражданским, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации для изъятия по требованию истца для муниципальных нужд жилого дома и земельного участка у ответчика путем выкупа, определения размера возмещения за изымаемые путем выкупа жилого дома и земельного участка с учетом убытков, в связи с чем, требования администрации города Кемерово в данной части подлежат удовлетворению.

При определении размера выкупной стоимости изымаемого имущества, и компенсаций, связанных с данным изъятием, суд исходит из следующего.

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной Союзом Кузбасская торгово-промышленная плата,рыночная стоимость жилого помещения- жилого дома с кадастровым номером общей площадью 56,5 м2, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего Кукшеневой О.М., составляет 2845453 рубля.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 756 м2, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего Кукшеневой О.М. составляет 2538648 рублей.

Рыночная стоимость нежилого здания- бани, с кадастровым номером , общей площадью 9,6 м2, расположенной по адресу: адрес, принадлежащего Кукшеневой О.М., составляет 278459 рублей.

Рыночная стоимость нежилого здания- гаража, с кадастровым номером общей площадью 17,7 м2, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего Кукшеневой О.М., составляет 570648 рублей.

Размер причиненных убытков, связанных с изъятием у Кукшеневой О.М. земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд составляет 1412943 рубля.

Данное заключение судом принимается в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку оно в полной мере соответствует положениям п. 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Заключение выполнено с соблюдением требований законодательства, содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включает в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, мотивированные выводы, заключение об итоговой величине стоимости объектов оценки, применяемые стандарты оценочной деятельности.

В заключении приведена мотивация расчетов, при которых в том числе учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик. Расчеты производились с применением корректировок, как повышающих стоимость, так и понижающих ее, исходя из параметров и характеристик объектов недвижимости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности или опровергающих выводы судебной экспертизы, не представлено, данная экспертизы и стоимость объектов недвижимости, а также размер убытков сторонами не оспаривается, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлялось.

Право на возмещение убытков, указанных в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчики имеют в силу закона, обязанность доказать, что такие расходы ответчиками понесены не будут, в связи с чем, отсутствуют основания для их возмещения, лежит на администрации города Кемерово, такие доказательства не представлены. Поскольку пользование ответчиками временным жильем до приобретения жилого помещения в собственность является вынужденной мерой, относится к убыткам собственников изымаемого жилья, то расходы на переезд во временное жилье и затем в собственное, также являются теми убытками, которые ответчики вынуждены будут понести в связи с изъятием имущества (ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у Кукшеневой О.М. необходимо изъять, принадлежащее ей на праве собственности недвижимое имущество, по цене возмещения за изымаемые объекты недвижимости, включая стоимость убытков, связанных с изъятием имущества, для муниципальных нужд, определив размер выкупной цены в общей сумме 7646151 рубль. Соответственно, доводы стороны истца об изъятии имущества ответчика по иной стоимости, в том числе, указанной в уточненном иске, суд признает несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации адрес к Кукшеневой О.М.об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд удовлетворить частично.

Изъять у Кукшеневой О.М. жилой дом с кадастровым номером общей площадью 56,5 м2, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 756 м2, нежилое здание- баню, с кадастровым номером , общей площадью 9,6 м2, нежилое здание- гараж, с кадастровым номером общей площадью 17,7 м2, расположенные по адресу: адрес, с выплатой Кукшеневой О.М. компенсации, включая стоимость убытков, связанных с изъятием имущества, в общей сумме 7646151 (семь миллионов шестьсот сорок шесть тысяч сто пятьдесят один) рубль.

Прекратить право собственности Кукшеневой О.М.на жилой дом с кадастровым номером общей площадью 56,5 м2, земельный участок с кадастровым номером общей площадью 756 м2, нежилое здание- баню, с кадастровым номером , общей площадью 9,6 м2, нежилое здание- гараж, с кадастровым номером общей площадью 17,7 м2, расположенные по адресу: адрес, после выплаты в полном объеме стоимости возмещения за изымаемое имущество, включая стоимость убытков.

В удовлетворении исковых требований к Кукшеневой О.М. в оставшейся части администрации города Кемерово отказать.

Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Заводский районный суд города Кемерово в течение семи дней со дня получения копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд города Кемерово в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное заочное решение изготовлено 21 ноября 2023 года.

Председательствующий: Н.В. Бобрышева