ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1558/2018 от 22.03.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1558/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

Председательствующего судьи Ивковой А.В.

при секретаре Мироновой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифонова ФИО5 к Костромскому филиалу ООО «Т2 Мобайл» о признании незаконным оставления претензии без ответа

установил:

Трифонов ФИО6 обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований указал, что является потребителем услуг подвижной связи. Номер его телефона . 11.07.2016 г. на этот номер были перечислены денежные средства в сумме 100 руб. Исходящих звонков не было, однако часть денег ответчиком безосновательно снималась с его счета. На претензию от 18.03.2017 г. ответа он не получил. Ссылаясь на ст.ст. 8, 10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит суд признать незаконным оставление ответчиком его претензии без ответа.

В судебном заседании истец Трифонов ФИО7 исковые требования поддержал по доводам искового заявления. Настаивал на рассмотрении иска к Костромскому филиалу ООО «Т2 Мобайл», полагая, что филиал является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика по доверенности Солодихина ФИО8 исковые требования не признала. Представила суду письменный отзыв, в котором ответчик указывает, что ответ на претензию истца был направлен в течение двух дней с момента поступления посредством смс-сообщения на номер . в претензии абонент указал, что согласен получить ответ смс-сообщением по указанному телефону. Также в судебном заседании представитель ответчика полагала, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку костромской филиал ООО «Т2 Мобайл» не является юридическим лицом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи», услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ФЗ РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи», договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.

Положениями п.п. 13, 14 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» также установлено, что услуги телефонной связи оказываются на основании возмездных договоров. Сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор, заключаемый с гражданином, является публичным договором.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно подп. «а» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи абонент обязан вносить плату за оказанные услуги телефонной связи в полном объеме и сроки, которые определены договором.

Согласно п. 38 Правил оказания услуг телефонной связи основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.

Согласно ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Как следует из материалов дела, Трифонов ФИО9 является абонентом ООО «Т2 Мобайл». Ему принадлежит абонентский номер . Установлен тарифный план «Розовый 08_2015».

11.07.2016 г. на указанный номер поступили денежные средства в размере 100 руб.

18.03.2017 г. истец обратился в офис продаж и обслуживания абонентов Теле2 с письменной претензией, в которой указал на незаконное списание денежных средств, поскольку за период с 11.07.2016 г. по дату претензии исходящих звонков он не совершал.

Однако, материалами дела подтверждается, что за период с 11.07.2016 г. по 18.03.2017 г. абонентом Трифоновым ФИО10 звонки осуществлялись. В связи с чем, оператором связи производились списания денежных средств со счета абонента.

Согласно ч. 7 ст. 55 ФЗ РФ № 126-ФЗ от 07.07.2003 года «О связи» оператор связи в течение тридцати дней со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.

В претензии от 18.03.2017 г. истец указал, что согласен на направление ответа смс-сообщением.

20.03.2017 г. оператором связи на указанный Трифоновым ФИО13 номер был направлен текст ответа на претензию от 18.03.2017 г.

Исковые требования о признании незаконным оставления претензии без ответа заявлены истцом к Костромскому филиалу ООО «Т2 Мобайл».

Согласно положениям ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.

Судом на обсуждение ставился вопрос о замене ненадлежащего ответчика Костромского филиала ООО «Т2 Мобайл» на надлежащего ответчика ООО «Т2 Мобайл». Истец не согласился на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, настаивал на рассмотрении заявленных требований именно к филиалу юридического лица, о чем представил суду письменное заявление (л.д. 34). В соответствии с п. 2 ст. 41 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело по заявленным требованиям.

По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде может организация, признаваемая юридическим лицом.

В соответствии со статьей 55 ГК РФ филиал является обособленным подразделением юридического лица, правоспособностью юридического лица не обладает.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При этом предъявление иска к обособленному подразделению юридического лица не имеет особого значения, поскольку ответчиком во всяком случае является юридическое лицо, интересы которого в силу своего правового положения может представлять это подразделение и закон не связывает возможность предъявления иска по месту филиала юридического лица с тем, что сам филиал должен обладать правоспособностью юридического лица.

Согласно статьи 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГПК РФ для реализации права на судебную защиту необходима процессуальная дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю, которые принадлежат в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Частью 3 ст. 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений.

Следовательно, филиал не может быть истцом либо ответчиком в суде и действовать от своего имени как не обладающий гражданской процессуальной правоспособностью и не являющийся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

Таким образом, поскольку предъявление иска к филиалу юридического лица не предусмотрено действующим законодательством, Костромской филиал ООО «Т2 Мобайл» является ненадлежащим ответчиком по делу, то исковые требования Трифонова ФИО11 к Костромскому филиалу ООО «Т2 Мобайл» о признании незаконным оставления претензии без ответа не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Трифонова ФИО12 к Костромскому филиалу ООО «Т2 Мобайл» о признании незаконным оставления претензии без ответа отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.В. Ивкова