Дело № 2-1558/2023 78RS0012-01-2023-001600-03
Мотивированное решение изготовлено 31.08.2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» августа 2023 года Санкт-Петербург
Ленинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Хворова Е.Д.,
при секретаре Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к Фонду культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» о ликвидации фонда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к Фонду культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» о ликвидации фонда, назначении ликвидатора и определении срока ликвидации.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что Фонд культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» (далее – Фонд) создан ДД.ММ.ГГГГ по решению его учредителей ФИО2, ФИО1 и ФИО4, зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН <***>. Цели создания Фонда и виды деятельности для достижения целей указаны в п. 2.1 Устава Фонда. ФИО4 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ вышла из состава учредителей Фонда. Сведения о выходе зарегистрированы в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от ДД.ММ.ГГГГ за ГРН 2187800201609. В связи с создавшейся экономической ситуацией, недостаточностью имущества и бесперспективность дальнейшей деятельности истцы, как учредители Фонда приняли решение об обращении в суд с заявлением о ликвидации в судебном порядке.
Истцы ФИО2, ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя ФИО7, действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Третьи лица – представитель Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, представитель Управления министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили письменные позиции.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истцов, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.
В силу ч. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Пунктом 2 статьи 123.20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
Из п.п. 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, приявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
В статье 19 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом Федеральной налоговой службы России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В силу пунктов 4, 5 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 № 343, внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или решений судов. Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», или заверенную в установленном порядке копию решения суда. Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Судом установлено, что Фонд культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» создан ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись ОГРН <***> от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службой по Санкт-Петербургу. Учредителями фонда являлись ФИО2, ФИО1, ФИО4
ФИО4 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ вышла из состава учредителей Фонда.
Цели создания Фонда и виды деятельности для достижения целей указаны в п. 2.1 Устава Фонда.
Согласно п. 6.1 Устава Фонда высшим коллегиальным органом управления Фонда является его коллегиальный орган – Правление Фонда.
В силу п. 6.5 единоличным исполнительным органом Фонда является Директор Фонда.
В соответствии с п. 9.2 Устава Фонда решение о ликвидации Фонда может быть принято только судом в следующих случаях:
1) если имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, если цели Фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей Фонда не могут быть произведены;
2) в случае уклонения Фонда в его деятельности от целей, предусмотренных Уставом;
3) в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Как следует из пояснений стороны истца, Фонд на протяжении нескольких лет фактически не ведет своей деятельности, поскольку имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей, и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
Частями 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регламентирован порядок действий суда при заявлении ответчика о признании иска, согласно которому признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Так, ответчиком суду было представлено заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска ответчику понятны. Соответствующее заявление за подписью последнего приобщено к материалам дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Фонд длительное время уставную деятельность не осуществляет, и осуществлять ее в дальнейшем не планирует, денежные средства и иное имущество, а также наемные работники у фонда отсутствуют, суд считает, что цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, в связи с чем, фонд подлежит ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц по окончании процедуры ликвидации.
Вместе с тем, оснований для назначения ликвидатором Фонда ФИО5 и возложении на нее обязанности по ликвидации Фонда суд не усматривает, поскольку Учредительный документ Фонда (Устав, утвержденный решений Правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в ЕГРЮЛ за ГРН 2217800030193 от ДД.ММ.ГГГГ) не содержит положений, предусматривающее соответствующее полномочие высшего коллегиального органа фонда на принятие решений, связанных с ликвидацией юридического лица, в том числе и полномочия по избранию кандидатуры на должность ликвидатора Фонда.
Принимая во внимание, что истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ФИО5 статуса учредителя Фонда, соответствующее требование о возложении на нее обязанности по ликвидации Фонда, не соответствуя положениям п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно, в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных с или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица – Фонда, являются ФИО2 и ФИО1, с учетом отсутствия возражений указанных лиц и поручении им обеспечить процедуру ликвидации, суд полагает возможным возложить обязанности по осуществлению процедуры ликвидации на ФИО2 и ФИО1
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2, ФИО1 к Фонду культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» о ликвидации фонда – удовлетворить частично.
Ликвидировать Фонд культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Фонда культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость» на ФИО2 (паспорт Российской Федерации №№), ФИО1 (паспорт Российской Федерации №№).
Обязать ФИО2, ФИО1 произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Фонда культурно-просветительских программ «Петропавловская крепость».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья Е.Д. Хворов