Дело № 2-1559/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленской области 31 октября 2018 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,
при секретаре Григорьевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва, Главному управлению МЧС России по Смоленской области о понуждении совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с заданием прокуратуры области и информацией начальника Главного управления МЧС России по Смоленской области проведена проверка обоснованности списания защитного сооружения ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва, в ходе которой установлено, что в оперативном управлении ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва находилось защитное сооружение гражданской обороны – убежище, принятое в эксплуатацию 29 декабря 1982 года, расположенное по адресу: ... (паспорт убежища № ХХХ, инвентарный номер ХХХ).
Сведения о данном объекте внесены в реестр федерального имущества ** ** **, регистрационный номер ХХХ.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Из положений п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (далее по тексту – Правила) следует, что учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, форма которого приведена в приложении N 5.
В соответствии с п. 2.5 Правил защитные сооружения снимаются с учета, в том числе, при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Актом о списании объекта основных средств № ХХХ от 11 ноября 2011 года ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва защитное сооружение гражданской обороны – заглубленный склад списан в связи с нахождением в неисправном состоянии и непригодном к эксплуатации, пришедшее в негодность, защитное сооружение гражданской обороны не пригодно к приему укрываемых.
По информации ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва списание защитного сооружения ФКГУ комбинат «Прожектор» было осуществлено на основании акта проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны от 18 августа 2011 года и разрешения Управления <данные изъяты> от 14 февраля 2012 года без акта о списании с учета в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 и согласованного с МЧС России, принятого решения о снятии с учета.
27 сентября 2012 года Территориальным управлением Росимущества произведена запись ХХХ о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество на основании акта о списании основных средств № ХХХ от 11 ноября 2011 года и разрешения Управления <данные изъяты> на списание и снятие баланса от 14 февраля 2012 года № ХХХ.
Также установлено, что обследование защитного сооружения гражданской обороны комиссией с участием МЧС России и территориальных органов Росимущества не производилось. Решения о снятии с учета защитного сооружения комиссией в установленном законом порядке не принималось.
Актом проверки содержания и использования защитного сооружения от 18 августа 2011 года установлен лишь факт, что защитное сооружение не пригодно к приему укрываемых. Комиссией предложено провести освидетельствование защитного сооружения гражданской обороны с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Смоленской области, МУ «<данные изъяты>», территориального органа Росимущества по Смоленской области. Однако, данного освидетельствования не проводилось, решения о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны не принималось и с органами МЧС России не согласовывалось.
При этом, согласно п. 2.6 Правил в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности, за исключением защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; руководителем организации - в отношении защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; руководителем организации - в отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в собственности этой организации.
Пунктами 2.7, 2.8 Правил установлено, что в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данные защитные сооружения гражданской обороны.
Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменению типа защитного сооружения гражданской обороны), оценивает готовность защитного сооружения гражданской обороны к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (приложение № 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны (приложение № 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (изменении типа данного защитного сооружения гражданской обороны).
К акту о снятии с учета защитного сооружения прилагаются установленные п. 2.9 Правил документы.
В силу п. 2.10 Правил до утверждения акты о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (изменении типа защитного сооружения гражданской обороны) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
Пунктом 2.11 Правил установлен порядок утверждения согласованных актов о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны.
Согласно п. 2.14 Правил территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2017 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».
В соответствии с п. 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года № 63 Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника в том числе, в отношении федерального имущества, расположенного на территории Смоленской области.
На основании п. 4.1.22 вышеназванного положения Межрегиональное территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества.
Таким образом, списание проведено с нарушением установленного законом порядка снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны и является незаконным.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Просит суд признать незаконным списание ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва имущества - защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ..., инвентарный № ХХХ; обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить запись о прекращении права собственности Российской Федерации от 27 сентября 2012, карта № ХХХ, на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., инвентарный № ХХХ.
Протокольным определением суда от 31 октября 2018 года Главное управление МЧС России по Смоленской области исключено из числа ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца – помощник Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Козлов П.Д. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва ФИО2 и ФИО3 исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на иск, согласно которым списание защитного сооружения гражданской обороны было произведено в связи с его аварийным состоянием, что подтверждено в инвентаризационной карточке защитного сооружения, подписанной, в том числе, двумя представителями МЧС, где указано на его несоответствие нормам ИТМ ГО и что данное убежище не готово к приему укрываемых. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы предусмотрено строительство нового защитного сооружения гражданской обороны, проектная документация направлена на согласование в ФАУ «<данные изъяты>», осуществление строительства защитного сооружения гражданской обороны планируется в срок до 2022 года. В связи с данными обстоятельствами нецелесообразно обращаться в органы Росимущества с соответствующим заявлением о признании незаконной записи о прекращении права собственности комбината на спорное имущество (л.д. 51-53).
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать, так как восстанавливать на учете федерального имущества объект, который списан, у Управления основания отсутствуют, даже если Учреждение в установленном порядке предоставит в реестр через модуль правообладателя заявку на восстановление объекта в реестре, так как имущества не существует: результатом списания по смыслу постановления Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» является его уничтожение. Исключение записи о списании объекта и восстановлении права собственности РФ на него в электронном виде в отсутствие объекта по факту будет являться фикцией. Полагает, что нарушения в списании объекта учета отсутствуют. Более того, решение о восстановлении объекта в реестре может быть принято только по решению Росимущества, как главного распорядителя федерального имущества, а не территориального управления (л.д. 46-48).
Представители третьего лица Главного управления МЧС России по Смоленской области ФИО4 и ФИО5 против удовлетворения исковых требований не возражали, поскольку списание спорного объекта произведено с нарушением Приказа МЧС России № 583.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного Закона).
На основании ст. 6 указанного Закона порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее по тексту – Порядок), к объектам гражданской обороны относится убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Вышеуказанным Порядком предусмотрена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, а также организаций, в отношении объектов гражданской обороны.
При этом, лишь на организации возложена обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10 Порядка).
Пунктом 8 Порядка определено, что Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положений п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.Исходя из п. 1.5 Правил, ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с пунктами 1 и 5.7 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества.
На территории Смоленской области функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, которое, помимо прочего, осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества (пункты 1 и 4.1.22 утвержденного приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 471 Положения о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях).
Судом установлено и следует из материалов дела, что по состоянию на 01 августа 2018 года на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области зарегистрировано и состоит на учете 22 защитных сооружения гражданской обороны, в том числе № ХХХ на ..., принадлежащее ФГКУ комбинат «Прожектор», необоснованно и незаконно снятое с баланса руководством «Росрезерва» (л.д. 13).
Из паспорта убежища № ХХХ следует, что по адресу: ..., расположен объект гражданской обороны – убежище, принадлежащее и эксплуатирующееся ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва. Данный объект был принят в эксплуатацию 29 декабря 1982 года. Дата заполнения паспорта: 10 августа 2005 года (имеется паспорт от 29 декабря 1982 года (л.д. 23-24).
Согласно инвентаризационной карточке и учетной карточке защитного сооружения гражданской обороны, убежище находится на балансе ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва, форма собственности – федеральная, назначение ЗС ГО в мирное время по проекту – заглубленный склад. Готовность ЗС ГО к приему укрываемых: требует капитального ремонта (л.д. 16-18, 19-20).
В соответствии с актом проверки содержания и использования защитного сооружения ГО от 18 августа 2011 года, расположенного по адресу: ..., ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва, инвентарный № ХХХ, защитное сооружение не пригодно к приему укрываемых, для принятия решения о целесообразности восстановления защитных и эксплуатационных свойств ЗС ГО целесообразно провести освидетельствование защитного сооружения комиссией с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Смоленской области, МУ «<данные изъяты>» и территориального органа Росимущества по Смоленской области (л.д. 38-39).
11 ноября 2011 года ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва составлен акт № ХХХ, утвержденный руководителем Учреждения, о списании объекта основных средств – заглубленного склада ГО, инвентарный № ХХХ, 1982 года постройки, фактически находящегося в эксплуатации 28 лет 10 месяцев, поскольку он не отвечает техническим требованиям, имеет сверхнормативный срок эксплуатации, оборудование защитного сооружения находится в неисправном состоянии и не пригодно для эксплуатации, не пригодно к приему укрываемых, подлежит списанию (л.д. 37).
Заместителем руководителя Управления <данные изъяты> 14 февраля 2012 года директору ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва направлено сопроводительное письмо о разрешении списания и снятия с баланса Учреждения заглубленного склада ГО, 1982 года ввода в эксплуатацию, инвентарный № ХХХ (л.д. 41).
В выписке из сведений о недвижимом имуществе с реестровым номером ХХХ, расположенном по адресу: ..., содержится запись от 27 сентября 2012 года о прекращении права собственности Российской Федерации на указанное имущество. Документы – основания: акт о списании основных средств № ХХХ от 11 ноября 2011 года, разрешение Управления <данные изъяты> на списание и снятие с баланса от 14 февраля 2012 года № ХХХ (л.д. 30, 32, 36).
Исходя из акта оценки содержания и использования защитного сооружения ГО, инвентарный номер ХХХ, от 09 августа 2016 года, комиссия, проверив содержание и использование защитного сооружения ГО, расположенного по адресу: ... (территория ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва), пришла к выводу, что защитное сооружение к приему укрываемых не готово. Комиссиия считает не эффективным проведение ремонтно-восстановительных работ с осушением местности, восстановлением наружной гидроизоляции, подведением и ремонтом инженерных сетей, что требует привлечения значительных финансовых средств, а также в связи со сверхнормативным сроком эксплуатации восстановление защитного сооружения является нецелесообразным. В настоящее время разработана сметная документация для постройки нового защитного сооружения для ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва (л.д. 25-26).
На основании распоряжения администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленско области № ХХХ от 11 июля 2018 года определено провести в срок до 05 августа 2018 года инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, вне зависимости от формы собственности, в соответствии с методическими рекомендациями по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году (л.д. 11).
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО, инвентарный номер ХХХ, от 17 июля 2018 года, комиссия проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения, расположенного по адресу: ..., ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва, и пришла к выводу, что заглубленный склад, используемый ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва как защитное сооружение гражданской обороны (убежище № ХХХ, ввод в эксплуатацию 30 декабря 1982 года), в связи с аварийным состоянием и предстоящей реконструкцией комбината, согласно разрешению Росрезерва (исх. № ХХХ от 08 февраля 2012 года) и на основании акта проверки содержания и использования ЗС ГО от 18 августа 2012 года списан и снят с баланса. На настоящий момент защитного сооружения ГО на комбинате не имеется (л.д. 12).
Из содержащихся в материалах дела объяснений директора ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва ФИО1 от 17 сентября 2018 года следует, что списание защитного сооружения ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва было осуществлено на основании акта проверки содержания и использования ЗС ГО от 18 августа 2011 года и разрешения Управления <данные изъяты> от 14 февраля 2012 года. Акт о списании с учета в соответствии с приказом МЧС России от 15 февраля 2002 года № 583, согласовынный с МЧС России, не составлялся. Обследование ЗС ГО комиссией с участием МЧС России и территориальных органов Росимущества не производилось (л.д. 10).
В соответствии с п. 2.1 Правил № 583 учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, форма которого приведена в приложении N 5.
Согласно п. 2.5 Правил с учета снимаются ЗС ГО в том числе в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО.
При этом согласно п. 2.6 Правил в целях подготовки документации для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица, в том числе - руководителем организации. В отношении защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в состав которой включаются по согласованию представители ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации и территориального органа Росимущества, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.
В полномочия указанной комиссии входит, по итогам рассмотрения документации планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, составление акта о снятии его с учета либо принятие решения об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны (п. 2.8 указанных Правил).
До утверждения акта о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России (п. 2.10 Правил). После этого акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны утверждается решением соответствующего должностного лица (п. 2.12 Правил).
Согласно п. 2.14 Правил территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва нарушен порядок снятия с учета расположенного на его территории защитного сооружения гражданской обороны.
Данные обстоятельства подтверждаются также сообщением, направленным 25 июня 2018 года Главным управлением МЧС России по Смоленской области в адрес Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, исходя из которого предусмотренный Приказом МЧС Росии № 583 порядок снятия с учета ЗС ГО не был соблюден, акт о снятии с учета ЗС ГО и согласованный установленным порядком с МЧС России не был оформлен. Законные основания считать ЗС ГО снятым с учета отсутствуют (л.д. 14).
Кроме того, комиссия при составлении акта проверки содержания и использования защитного сооружения ГО, инвентарный № ХХХ, от 18 августа 2011 года, на основании которого спорный объект списан, пришла к выводу, что защитное сооружение не пригодно к приему укрываемых, а также внесла предложения, согласно которым для принятия решения о целесообразности восстановления защитных и эксплуатационных свойств ЗС ГО целесообразно провести освидетельствование защитного сооружения комиссией с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Смоленской области, МУ «<данные изъяты>» и территориального органа Росимущества по Смоленской области, чего сделано не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Обследование защитного сооружения гражданской обороны комиссией с участием МЧС России и территориальных органов Росимущества не производилось. Решения о снятии с учета защитного сооружения комиссией в установленном законом порядке не принималось.
Представителем ответчика не представлено доказательств соблюдения процедуры списания объекта гражданской обороны, предусмотренной Правилами (создание комиссии с участием представителя главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и территориального органа Росимущества, рассмотрение комиссией документации по спорному объекту, составление соответствующего акта).
В связи с данными обстоятельствами суд находит, что списание ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва спорного недвижимого имущества произведено незаконно.
Таким образом, доводы ответчиков о правомерности их действий являются несостоятельными и опровергнутыми исследованными судом доказательствами.
Доводы представителей ответчика ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва о нецелесообразности обращаться в органы Росимущества с соответствующим заявлением о признании незаконной записи о прекращении права собственности комбината на спорное имущество суд находит несостоятельными, поскольку соблюдение предписанных норм и правил в отношении спорного объекта не находится в прямой зависимости от целесообразности исключения спорного объекта в установленном законом порядке.
Кроме того, восстановление нарушенного порядка в рассматриваемом случае не исключает списание спорного объекта недвижимости при наличии соответствующих оснований и соблюдения законного порядка.
Суд также признает несостоятельными приведенные Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в отзыве на иск доводы, поскольку спорный объект защитного сооружения гражданской обороны не уничтожен, иных доказательств в материалы дела не представлено, и отмечает, что исковые требования сводятся к исключению записи о прекращении права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимого имущества, а не к ее восстановлению, что соответствует требованиям п. 2.14 Правил и п.п. 1, 4 и 4.1.22 Положения о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Поскольку на территории Смоленской области функции по управлению (учету) федеральным имуществом осуществляет Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, суд возлагает на указанного ответчика в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить запись о прекращении права собственности Российской Федерации от 27 сентября 2012 года, карта № ХХХ, на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., инвентарный № ХХХ, что не противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные Вяземским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным списание ФГКУ комбинат «Прожектор» Росрезерва имущества – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ..., инвентарный № ХХХ.
Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить запись о прекращении права собственности Российской Федерации от 27 сентября 2012 года, карта № ХХХ, на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: ..., инвентарный № ХХХ.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено апелляционное представление в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Е. Воронков
31.10.2018 – вынесена резолютивная часть решения;
02.11.2018 – изготовлено мотивированное решение;
04.12.2018 – решение суда вступает в законную силу.