Дело № 2- 155/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2017 года город Норильск
Норильский городской суд в районе Кайеркан г. Норильска Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Т.В., при секретаре судебного заседания Буланкиной Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному учреждению «Финансовое управление администрации г.Норильска» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Норильска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Финансовому управлению администрации города Норильска о возложении обязанности разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, в обоснование заявленных требований указав, что обязанность по утверждению и реализации программы возложена на ответчика частью 1 статьи 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу п.9 ч.2 которого организациями с участием государства или муниципального образования признаются, в том числе, муниципальные учреждения, каковым в соответствии с Положением о финансовом управлении администрации г.Норильска является ответчик. В ходе проведенной 23.12.2016г. прокуратурой г.Норильска проверки исполнения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности установлено, что МУ "Финансовое управление администрации города Норильска" программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности не разработана и не утверждена. 06 декабря 2016 года прокуратурой внесено представление об устранении указанных нарушений, которое учреждением рассмотрено, в удовлетворении его требований отказано. Целью программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является достижение показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, обозначенных Государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики», обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышении энергоэффективности, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и воды с целью снижения себестоимости услуг, предоставляемых потребителям, обеспечение системности и комплексности при проведении мероприятий по энергосбережению. Таким образом, неисполнение требований Закона "Об энергосбережении по утверждению и реализации программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца заместитель прокурора г.Норильска Васильева Е.Г. и помощник прокурора Кузнецова Н.А. исковые требования поддержали, ссылаясь на то, что в силу положений пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об энергосбережении...» муниципальные учреждения прямо отнесены к организациям с участием муниципального образования, на которые законом возложена обязанность по разработке программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Полагали, что муниципальная программа, утверждённая постановлением администрации г.Норильска, не распространяется на Финансовое управление администрации г.Норильска и не освобождает ответчика от разработки программы.
Представитель ответчика ФИО1,действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации города Норильска, утвержденным Решением Городского Совета от 07.04.2009г. №, Финансовое управление является структурным подразделением Администрации г.Норильска, осуществляющим полномочия Администрации в области проведения единой финансовой политики на территории муниципального образования город Норильск, наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, организационно-правовая форма Управления - муниципальное учреждение. Исходя из содержания Закона 261-ФЗ в последнем используется как понятие орган местного самоуправления, так и понятие организации с участием государства или муниципального образования. Статьей 16 Закона 261-ФЗ обязанность по проведению энергетического обследования возлагается отдельно на органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, и отдельно на организации с участием государства или муниципального образования, что свидетельствует о неотнесении органов местного самоуправления к организациям с участием государства или муниципального образования. Полагает, что следует разграничивать структурное подразделение Администрации города и муниципальное учреждение (организации с участием муниципального образования), которое в силу закона может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Из анализа норм действующего законодательства Российской Федерации, применимого к спорным правоотношениям, следует, что Финансовое управление является структурным подразделением Администрации города Норильска, которая, в свою очередь, входит в структуру органов местного самоуправления и не является муниципальным учреждением, созданным с участием муниципального образования, следовательно, не обязано разрабатывать, утверждать и реализовывать программу в сфере энергосбержения и повышения энергетической эффективности в соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ-261. Постановлением Администрации города Норильска от 07 декабря 2016 года утверждена программа повышения энергетической эффективности, которая распространяет свое действие на все структурные подразделения администрации, в том числе, и Финансовое управление.
Представитель третьего лица – МТУ Ростехнадзора ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что Федеральным законом «Об энергосбережении... предусмотрена обязанность организаций с участием государства или муниципального образования по разработке программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Финансовое управление Администрации города Норильска, являясь юридическим лицом, обязано разработать программу энергосбережения, либо может входить в состав более высокой программы, разработанной органом местного самоуправления.
Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; иные положения согласно требованиям частей 2 - 4 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п.9 ст.2 указанного Федерального закона, определяющей используемые в нем основные понятия, к организациям с участием государства или муниципального образования отнесены юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Согласно Положению о Финансовом управлении Администрации города Норильска, утвержденному Решением Городского Совета от 07 апреля 2009 года №, Финансовое управление является структурным подразделением Администрации города Норильска, осуществляющим полномочия Администрации города Норильска в области проведения единой финансовой политики на территории муниципального образования город Норильск и управление средствами бюджета муниципального образования город Норильск (п. 1.1).
Управление наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.).
Полное официальное наименование Управления: муниципальное учреждение «Финансовое управление Администрации города Норильска (п. 1.4).
В соответствии с п.п. 1.10, 1.11 Положения Управление имеет самостоятельный баланс, смету, в оперативном управлении обособленное имущество, лицевой счет в Отделении по городу Норильску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю. Имущество, необходимое Управлению для осуществления деятельности, закрепляется за ним на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью.
Согласно п. 1.12 Положения организационно-правовая форма Управления – муниципальное учреждение.
Согласно ч.1,2 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу ч.1 ст.123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Действительно, в соответствии со ст.42 Устава муниципального образования город Норильск и Решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 24 мая 2016 года № «Об утверждении структуры Администрации города Норильска» Финансовое управление является структурным подразделением Администрации города Норильска.
Вместе с тем, из анализа Устава муниципального образования город Норильск, Положения о Финансовом управлении Администрации города Норильска и приведенных выше положений действующего законодательства следует, что Финансовое управление Администрации города Норильска по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческой функции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, несмотря на отнесение Финансового управления Администрации города Норильска к органам местного самоуправления, на него в полной мере распространяются требования ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, обязывающие утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, к которым п.9 ст.2 указанного Федерального закона прямо относит муниципальные учреждения без каких-либо исключений.
Довод представителя ответчика о необходимости разграничения применительно к ст.25 Федерального закона № 261-ФЗ структурного подразделения Администрации города и муниципального учреждения, создаваемого в соответствии со статьями 68, ч.1 ст.84 Устава муниципального образования город Норильск и Порядками создания и деятельности муниципальных казенных, автономных и бюджетных учреждений, основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку ст. 25 и п.9 ст.2 указанного Федерального закона не содержат разграничений в обязанности муниципальных учреждений по разработке программы в зависимости от порядка их создания.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций, стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов и пр.
Из содержания приведенных норм следует, что муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна включать в себя мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики в целом муниципальных образований.
При этом статья 25 ФЗ -261 обязывает муниципальные учреждения утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках деятельности отдельного учреждения, направленные на снижение объема потребленных им воды и других энергетических ресурсов.
Довод представителя ответчика о том, что в муниципальной программе, утверждённой Постановлением Администрации города Норильска от 07 декабря 2016 года, предусмотрены мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности структурных подразделений Администрации, в том числе, Финансового управления, суд находит не состоятельным, поскольку из паспорта Муниципальной программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на 2017-2019 года», утвержденной Постановлением Администрации г.Норильска от 07 декабря 2016 года №, видно, что ответственным исполнителем программы является МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Норильска», а в качестве ее участников указаны Администрация города Норильска, управление по спорту, управление общего и дошкольного образования, управление по делам культуры и искусства Администрации г.Норильска. Финансовое управление администрации г.Норильска в качестве участника программы в ней на указано, в перечне основных мероприятий подпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» не содержатся мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МУ «Финансовое управление Администрации г.Норильска».
При проведении прокуратурой г.Норильска 23 декабря 2016 года проверки исполнения требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности установлено, что Муниципальным учреждением «Финансовое управление Администрации г.Норильска» программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности не разработана и не утверждена, что подтверждается пояснениями представителя ответчика в суде и письменным ответом начальника управления от 19 января 2017 года на внесенное прокуратурой г.Норильска представление об устранении допущенных нарушений.
Неисполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по разработке программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Совокупность изложенных обстоятельств свидетельствует о не выполнении ответчиком возложенных на него законодательством обязанностей, возложенных на него положениями ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью второй ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что требованиям разумности отвечает предоставление ответчику для исполнения возложенной на него обязанности двухмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Норильска удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Финансовое управление Администрации г.Норильска» разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в районе Кайеркан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Иванова
Решение в окончательной форме принято 05 апреля 2017 года