Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тулун 06 февраля 2019 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Томилко Е.В.,
при секретаре – Беликовой Т.С.,
с участием: представителя ООО «Центральное управление сбыта» - ФИО1, действующей на основании доверенности *** от ......, сроком действия до ......,
представителя ООО «Западный филиал» - ФИО1, действующей на основании доверенности от ......, сроком действия до ......,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-155/2019 по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное управление сбыта» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги,
установил:
истец, ФИО2, обратилась в суд с исковым к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное управление сбыта» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги, указав в обоснование, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ****, м-н Угольщиков, ****.
Вместе с ней проживает её сын – Е..
С ...... по ...... они фактически не пользовались коммунальными услугами, так как проживали на даче в садовом обществе «Лесопильщик».
...... в ООО «Центральное управление сбыта» были предъявлены платежные документы и справки для перерасчета платы за коммунальные услуги (холодная и горячая вода), однако ей было отказано. На её неоднократные обращение, приходили ответы, о том, что перерасчет не может быть сделан без актов обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки индивидуальных счетчиков воды. В последнем ответе от ...... указано, что в соответствии с актом обследования от ...... составленного представителями ресурсоснабжающей организации с участием представителей ООО «Жилищный трест», начальник отдела коммунального хозяйства комитета ЖКХ администрации городского округа в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, м-н Угольщиков, ****, имеется техническая возможность установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, при этом указано, что для установки общедомовых счетчиков учета технической возможности нет.
Считает, что акт обследования имеет нарушения:
-акт составлен в одностороннем порядке, без участия собственников (в нарушение положения Приказа Министерства регионального развития РФ *** от ......);
-в п.8 указано, что техническая возможность установки общедомовых приборов учета отсутствует из-за того, что: в месте установки невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации приборов учета из-за технического состояния режима работы внутридомовых инженерных систем; необходимости капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем.
В данном доме они живут 34 года, ремонт не проводился, трубы гнилые. Поэтому индивидуальные приборы учета они не устанавливают, поскольку отсутствует техническая возможность.
Просит, признать незаконными действия директора ООО «Центральное управление сбыта» по отказу в перерасчете оплаты коммунальных услуг и обязать ООО «Центральное управление сбыта» провести перерасчет оплаты за коммунальные услуги за период с ...... по .......
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление, согласно которому, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.37).
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчика ООО «Центральное управление сбыта» ФИО1 требования иска не признает по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление (л.д.40-41). Дополнительно суду пояснила, что ранее в ****, многоквартирного ****, расположенного по адресу: ****, м-н Угольщиков, имелись индивидуальные приборы учета, однако у них истек срок поверки, в связи с чем, показания перестали приниматься. Начисление по данной квартире производится на основании норматива, установленного законодательством. Истец обратилась в ООО «Западный филиал» в установленный месячный срок, данное обращение было передано в ООО «Центральное управление сбыта», истцу неоднократно давались разъяснения о том, что в случае отсутствия индивидуальных приборов учета перерасчет платы за отсутствие по месту жительства не производится. Для невозможности установления индивидуальных приборов учета истец должна обратиться в ООО «Центральное управление сбыта» для проведения осмотра и составления акта о невозможности установки индивидуальных приборов учета. Однако истец с таким заявлением не обращалась. Акт, на который ссылается истец, составлен в отношении многоквартирного дома по факту установки общедомовых приборов учета.
Представитель третьего лица ООО «Западный филиал» ФИО1 требования иска не признала.
Выслушав представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на граждан и организации обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). С момента возникновения права собственности на жилое помещение у собственника возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 2).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой порядок и случаи перерасчета установлены разделом VIII Правил.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что перерасчет осуществляется исключительно в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении, плата за которое рассчитывается исходя из нормативов потребления в случаях, когда жилое помещение не оборудовано приборами учета по причине отсутствия технической возможности их установки. Осуществление перерасчета платы за жилое помещение, оборудованное прибором учета, не предусмотрено законом, поскольку в случае отсутствия потребителя в занимаемом им жилом помещении плата начисляется лишь за реальный фактически потребленный объем коммунального ресурса, который фиксируется приборами учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Постановление № 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 раздела I "Общие положения").
Раздел VIII определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил (абзац первый). Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
Абзацем первым пункта 91 установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Пункт 92 предусматривает, что в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Судом и материалами дела установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Общего с ограниченной ответственностью «Центральное управление сбыта» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ......, и является организацией оказывающей услуги, связанные с реализацией (сбытом) тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения; оказание услуг третьим лицам, в том числе по сбору платежей за отпускаемые товары и оказываемые услуги (л.д.42-64).
Как следует из представленных представителем ответчика: агентского договора *** от ...... ООО «Центральное управление сбыта» и ООО «Западный филиал» заключили договор по условиям которого ООО «Центральное управление сбыта» обязуется за комиссионное вознаграждение совершать от своего имени действия по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг, расчету, начислению и приему, взысканию платежей от потребителей за предоставленные ООО «Западным филиалом» коммунальные услуги в соответствии с установленными нормативами и утвержденными тарифами, и по поручению (л.д.65-67).
Дополнительным соглашением *** от ...... срок действия агентского договора *** от ...... продлен до ...... (л.д.68).
Дополнительным соглашением от ...... срок действия агентского договора *** от ...... продлен до ...... (л.д.69).
Их агентского договора *** от ...... следует, что ООО «Центральное управление сбыта» и ООО «Западный филиал» заключили договор по условиям которого ООО «Центральное управление сбыта» обязуется за комиссионное вознаграждение совершать от своего имени действия по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг, расчету, начислению и приему, взысканию платежей от потребителей за предоставленные ООО «Западным филиалом» коммунальные услуги в соответствии с установленными нормативами и утвержденными тарифами, и по поручению (л.д.70-73).
Дополнительным соглашением от ...... срок действия агентского договора *** от ...... продлен до ...... (л.д.74).
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, действующая на территории **** с ...... ООО «Западный филиал», на основании агентских договоров передал полномочия по заключению договор на предоставление коммунальных услуг, расчету, начислению и приему, взысканию платежей от потребителей ООО «Центральное управление сбыта».
Согласно договору *** от ......ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения купила в частную собственность квартиру, расположенную по адресу: ****, м-н Угольщиков, **** (л.д.6).
Как следует из справки о составе семьи *** от ...... в квартире, расположенной по адресу: ****, м-н Угольщиков, **** зарегистрированы и постоянно проживают: ФИО2, ...... года рождения и Е., ...... года рождения (л.д.8).
Из справок *** и *** от ...... следует, что ФИО2 и Е. в период с ...... по ...... проживали в садовом обществе «Лесопильщик», участок *** (л.д.13,14), в связи с чем, ......ФИО2 и Е. обратились в ООО «Западный филиал», о чем свидетельствуют заявления (л.д.11,12).
В ООО «Центральное управление сбыта» ФИО2 и Е. обратились ......, о чем свидетельствуют заявления с отметкой о получении заявлений (л.д.21,22).
На обращения ООО «Центральное управление сбыта» ...... исх. *** поясняет следующее, что у ООО «Центральное управление сбыта» отсутствуют законные основания осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги за период с ...... по ......, в связи с тем, что по адресу: ********, **** имеется техническая возможность установки ИПУ ХВС и ГВС.
Для урегулирования вопроса начисления платы ха холодное, горячее водоснабжение, с учетом Федерального закона *** «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», необходимо установить индивидуальный прибор учета по ХВС и ГВС (л.д.23-24).
Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ...... проведенного Западным филиалом ОАО «Областное жилищно-коммунальное хозяйство», в присутствии главного инженера ООО « Жилищный трест», начальника отдела коммунального хозяйства Комитета ЖКХ администрации городского округа проведено обследоваие на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды, холодной воды в жилом многоквартирном доме по адресу: м****, ****.
Обследование проведено путем визуального осмотра, в результате которого установлено, что техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отсутствует; техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета расхода горячей воды отсутствует; техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета расхода холодной воды отсутствует; техническая возможность установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии отсутствует; техническая возможность установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета расхода горячей воды имеется; техническая возможность установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета расхода холодной воды имеется.
Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия возможности:
-для общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды в месте установки невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации приборов учета из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем; необходим капитальный ремонт существующих внутридомовых систем;
-для индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (л.д.10).
Таким образом, акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ...... составлен в отношении мнококвартирного ****, расположенного по адресу: ****, ****.
В связи с чем, довод истца о составлении акта в отношении **** расположенного по адресу: ****, м-****, не нашел своего подтверждения.
Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, не находит оснований для признания действий генерального директора ООО «Центральное управление сбыта» незаконными по отказу в перерасчете оплаты за коммунальные услуги, в виду того, что истцом не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в ****, расположенного по адресу: ****, ****, истцом не представлено доказательств обращения в соответствующую организацию о проведении осмотра и составления акта обследования инженерных систем в квартире, и отказа в удовлетворении указанной просьбы, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для произведения перерасчета платы за потребленные коммунальные ресурсы за период временного отсутствия собственника и членом семьи собственников.
В силу п.п.2 п.2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец, инвалид 2 группы, освобождена от уплаты государственной пошлины (л.д.5).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральное управление сбыта» о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Е.В.Томилко