К делу № 2-155/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «10» октября 2019 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Митько Е.Д.,
с участием представителя истца Федерального казённого учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» – ФИО1, действующего на основании доверенности № от 23.07.2018 года, ответчицы ФИО2, представителя ответчицы ФИО2 – ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, номер в реестре нотариуса №-н/23-2018-7-229,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации к ФИО2 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, и по встречному иску ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации, об определении выкупной цены,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Ространсмодернизация», действующая в интересах Российской Федерации обратилось в Крымский районный суд с исковым заявлением к ФИО2 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации.
Свои требования мотивирует тем, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации ог ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла <адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». Земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы строительства и реконструкции объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги», подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ «Ространсмодернизация». Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, вправе обратиться организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно пункту 1.3. Устава ФКУ «Ространсмодернизация», утверждённого распоряжением Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-55-р, учреждение является органом текущего управления реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ- 05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в <адрес>, в том числе: - части, площадью 99 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м.; - жилого дома, общей площадью 38,0 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>. Пунктом 2 указанного распоряжения истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации. В ходе проведения кадастровых работ по образованию из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м. был образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 500 кв.м., из категории земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно п. 1 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Согласно п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Согласно п. 4 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости, направляются: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В связи со вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вместо кадастрового паспорта, документом, содержащим сведения Единого государственного реестра недвижимости, является выписка. Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Размер возмещения за объекта недвижимости с кадастровым номером № определен в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, <адрес>, тел. (факс<***>, 274-76-36, e-mail: info@geoii.ru, генеральный директор ФИО4). Размер возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нём объект недвижимости составляет 723 795 рублей 00 копеек, исходя из следующего: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 19 800 рублей 00 копеек; - убытки, причиняемые правообладателю изъятием объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, составляют 53 878 рублей 00 копеек. В соответствии с п. 6 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Согласно положительному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, данному Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, отчет об оценке №-О от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ». 12.07.2018 года посредствам почтовой связи (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ, опись вложения в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ) истцом отправлено ответчику: - соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нём объекта недвижимости с кадастровым номером № вместе с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ – в 5-ти экз.; - отчет от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации». Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ni/ в разделе отслеживание почтовых отправлений ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может бьггь подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Учитывая то, что ответчик соглашение о выкупе изымаемых для федеральных нужд объектов недвижимости до настоящего времени не подписал, надлежаще оформленных возражений, предложений относительно проекта соглашения не заявил, девяносто дней со дня получения ответчиком проекта соглашения истекли ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец был вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением в суд с целью принудительного изъятия земельного участка. Полномочия на обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями предоставлены ФКУ «Ространсмодернизация» пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно указанному пункту Земельного кодекса РФ организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости. На основании п. 1 Положения «О Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» (Росжелдор), - оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Согласно п. 1.3. Устава ФКУ «Ространсмодернизация», утвержденного распоряжением Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-55-р, учреждение является органом текущего управления реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости – ввиду несогласия правообладателя с его изъятием нарушает права и законные интересы Российской Федерации, так как препятствует проведению мероприятий по размещению объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3. Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги» и влечет срыв сроков исполнения федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, отсутствие согласия собственника на изъятие объекта недвижимости препятствует ФКУ «Ространсмодернизация» в выполнении задач, возложенных на неё вышеуказанной федеральной целевой программой. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В Российской Федерации отсутствуют иные органы или организации наделенные правом осуществления аналогичных функций в отношении объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги». При этом, согласно абз. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Движение по железной дороге разрешено для неограниченного круга лиц, соответственно у ФКУ «Ространсмодернизация» отсутствует собственный интерес, не связанный с исполнением возложенных на нее государственных полномочий. Таким образом, ФКУ «Ространсмодернизация», реализуя свое право на обращение в Крымский районный суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерацией на основании Земельного кодекса РФ, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, просит суд изъять у ФИО2:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., из категории земель земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: железнодорожный транспорт, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- объекта недвижимости с кадастровым номером №, наименование: жилой дом, площадью 38,0 кв.м., этажность: 1, расположенный по адресу: <адрес>;
с выплатой ей равноценного возмещения в размере 723 795 рублей;
- взыскать с ФИО2 государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в размере 6 000 рублей в пользу федерального бюджета.
В свою очередь, от ответчицы ФИО2 в суд поступило встречное исковое заявление, в котором она просит суд отказать в удовлетворении искового заявления в части предложенного размера возмещения за принадлежащее ФИО2 на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и жилой дом, площадью 38 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 возмещение, в размере определенным судом, за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, определить выкупную цену изымаемых объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома, площадью 38 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Доводы возражений обосновывает тем, что в контексте ст. 552 Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, при переходе права на строение право на земельный участок переходит на основании закона, а не документа. С ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу ст.ст. 271, 273 Гражданского кодекса РФ, к лицу, приобретшему дом, объём вещных прав на землю переходит как к новому собственнику строения. Согласно ст. 273 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Норма ст. 35 Земельного кодекса РФ подтверждает положения ст. 552 и 271 Гражданского кодекса РФ, так как говорит об использовании земли в тех же объемах и на тех же условиях, что и у бывшего собственника. Необходимо отметить, что Земельный кодекс РФ в ст. 1 одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, объявил «единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов», согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пункт 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ императивно установил, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Считает, что при переходе права собственности на строение вместе с этими объектами переходит и право собственности на земельный участок, которое имелось у прежнего владельца строения. Однако, истец заявляет только об изъятии жилого помещения без земельного участка, расположенного под ним, что является нарушением земельного законодательства. На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ- 05/318 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации части земельного участка, площадью 99 кв.м., образованной из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 500 кв.м., и жилого дома, площадью 38 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, без расположенного под ним земельного участка. Принадлежащее ФИО2 изымаемое домовладение находится на оставшейся части земельного участка, с кадастровым номером № (образован в результате раздела земельного участка, с кадастровым номером № из которого был образован выкупаемый земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м.), решение об изъятии которого истцом по первоначальному иску не принято. Кроме того, проезд, как и проход к земельному участку с кадастровым номером № после изъятия земельного участка с кадастровым номером № будет невозможен. Так в соответствии ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством изъятие жилого дома без изъятия земельного участка, на котором расположен изымаемый жилой дом не допускается. В соответствии с обзором судебной практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, установлено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества. Также вышеуказанным обзором судебной практики установлено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес> для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» земельный участок, на котором размещен жилой дом, принадлежащий ФИО2 оценен не был, соответственно размер возмещения за изымаемые объект недвижимости в сумме 723 795 рублей 00 копеек является необоснованно заниженным. Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истцом определена выкупная стоимость, не отвечает критерию достоверности. ФИО6 при оценке не учтены действительные характеристики объекта оценки, для сравнения приняты некорректные аналоги. При установлении выкупной стоимости не правильно рассчитан размер убытков собственника, обусловленных изъятием его жилого помещения, не определена стоимость земельного участка, на котором расположено изымаемое домовладение. В населенном пункте, в котором изымается принадлежащее ФИО2 домовладение, домовладений, продаваемых по указанной цене не имеется. А в ближайшем населенном пункте, а именно, в <адрес> края, в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ установлен норматив стоимости квадратного метра общей площади жилья равный 33 340 рублей, т.е. минимальная цена (по мнению органов местного самоуправления), за которую она смогла бы приобрести жилое помещение, площадью 38 кв.м., равна 1 266 920 рублей. Считает, что оценка рыночной стоимости жилого помещения произведена необъективно. В соответствии с п. 3 статьи 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако, ФИО2, как собственнику отчуждаемых объектов недвижимого имущество, не было предложено равноценное возмещение за изымаемое недвижимое имущество. До ДД.ММ.ГГГГ при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С ДД.ММ.ГГГГ необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса РФ пункты 1, 2 статьи 56,4, пункт 13 статьи 56,10 Земельного кодекса РФ). Согласно ч. 6 ст. 279 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае принудительного изъятия земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие определяются судом. При этом выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости на момент рассмотрения спора. Указанная позиция также отражена в обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта. Кроме того, в соответствии п.п. «ж» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор. В связи с тем, что на сегодняшний день размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости не определен для истца по встречному исковому заявлению затруднительно определить цену иска, поэтому, просит суд отсрочить уплату государственной пошлины до вынесения судом решения по существу спора.
Представитель истца по первоначальным требованиям, ответчика по встречным требованиям Федерального казённого учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» – ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, считает, что с учётом стоимости возмещения, рассчитанной на момент рассмотрения спора, ФИО6 в судебной экспертизе неверно рассчитал возмещение, а именно, дважды просчитал стоимость земельного участка, в связи с чем, он просит взыскать в пользу ответчицы возмещение, в соответствии с суммой, указанной в отчете №-О от ДД.ММ.ГГГГ. Представил суду письменный отзыв на встречное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении встречных исковых требований, по следующим основаниям. В соответствии с документацией по планировке территории, утверждённой распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р, в целях эксплуатации объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км. Северо-Кавказской железной дороги», необходим земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м.. На основании документации по планировке территории принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером №. Учитывая тот факт, что жилой дом, площадью 38,0 кв.м., с кадастровым номером №, фактически расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами №, №, при этом последний подлежит изъятию для государственных нужд Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте, то указанный жилой дом препятствует эксплуатации объекта. Таким образом, жилой дом с кадастровым номером № также подлежит изъятию в целях его дальнейшего сноса. Вместе с тем, следует отметить, что земельный участок с кадастровым номером № не предназначен для размещения и эксплуатации объекта, что подтверждается утверждённой в установленном порядке документацией по планировке территории, в связи с чем, решение об изъятии указанного земельного участка не принималось. Учитывая изложенное, изъятие у ответчика земельного участка с кадастровым номером № приведет к необоснованному расходованию федеральных бюджетных средств, что является незаконным и недопустимым. Изъятие объектов недвижимости у ответчика осуществляется в соответствии с утвержденной Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р документацией по планировке территории. Ни распоряжение ни документация ответчиком оспорены не были. Также изъятие земельного участка с кадастровым номером № и снос жилого дома с кадастровым номером №, не приведут к невозможности использования земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 420 кв.м., в соответствии с его назначением, в том числе и возведению нового жилого дома, не препятствующего размещению и эксплуатации объекта. При этом, доступ к земельному участку с кадастровым номером № возможен, в том числе и путем установления сервитута в целях прохода и проезда в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику. У ответчика в собственности имеется также жилой дом с кадастровым номером №, площадью 49,7 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 1 838 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Абзац 2 пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ гласит, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества. Таким образом, размер возмещения в связи с изъятием определяется в соответствии с рыночной стоимостью. В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией. Учитывая изложенное, ссылки на какие-либо нормативы стоимости квадратного метра не основаны на праве и не применимы к спорным правоотношениям. Высказывания о том, что ответчику не было предложено равноценное возмещение надуманно, не основано на нормах закона и служит средством затягивания судебного процесса. Так, ссылаясь на неприменяемые в данном случае нормативы стоимости квадратного метра жилья, ответчик не приводит доводов, свидетельствующих о недостоверности отчета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации», ходатайства о назначении экспертизы на предмет определения стоимости изымаемого имущества не заявляет. В соответствии с пунктом 9 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Ответчица по первоначальным требованиям, истица по встречным требованиям ФИО2 в судебном заседании не противясь самому изъятию для государственных нужд Российской Федерации объектов недвижимости, не согласилась с выплатой возмещения за его изъятие в размере 723 795 рублей, посчитав её неравноценным возмещением, а потому, просила суд взыскать денежную сумму, чтобы реально можно было приобрести жилой дом.
Представитель ответчицы по первоначальным требованиям, истица по встречным требованиям ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения первоначальных исковых требований, на удовлетворении встречных исковых требований настаивал в полном объёме. Суду пояснил, что изымать домовладение отдельно от земельного участка невозможно, поскольку действующее законодательство прочно связывает единство судьбы земельного участка и жилого дома. По указанной причине, стоимость земельного участка должна быть также компенсирована. Кроме того, в отчёте, предоставленном представителем истца, указано, что за объекты недвижимости предусмотрено 1 500 000 руб.. Также считает, что ООО «ГЕО Инвест-Информ» является заинтересованным лицом, так как данное общество с истцом связывают договорные отношения, ФИО6 не был предупрежден об уголовной ответственности. По делу была проведена судебная экспертиза, где ФИО6 был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ. На основании изложенного, просил суд взыскать возмещение, в соответствии с заключением судебного ФИО6.
Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного разбирательства был своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности данных причин не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд принял решение рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования ФКУ «Ространсмодернизация», действующего в интересах Российской Федерации подлежат частичному удовлетворению, в то время, как встречные исковые требования ФИО2 подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункта 5 статьи 279 Гражданского кодекса РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством, а именно, в силу п.п. 11-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подп. 3 п. 10 настоящей статьи заказного письма.
В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии. В случае отсутствия предусмотренных подп. 3 п. 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подп. 2 п. 10 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») выполняет работы по проектированию и строительству объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>)». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе 9 км. Северо-Кавказской железной дороги».
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-128-р «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена документация по планировке территории объекта: «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (<адрес>». Подпроект 3: Создание объектов железнодорожной инфраструктуры за счет федеральных средств. «Строительство станции в районе разъезда 9 км. Северо-Кавказской железной дороги».
На основании ходатайства ФКУ «Ространсмодернизация» от ДД.ММ.ГГГГ № ИГ-05/2604 распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ № ВЧ-48-р принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в <адрес>, в том числе:
- части, площадью 99 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м.;
- жилого дома, общей площадью 38,0 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Пунктом 2 указанного распоряжения истцу поручено выполнить комплекс работ по заключению соглашения об изъятии недвижимости для нужд Российской Федерации.
В ходе проведения кадастровых работ по образованию из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 2 500 кв.м. был образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 500 кв.м., из категории земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО2, о чём в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нём жилой дом с кадастровым номером № определен в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации» составленными независимым оценщиком ООО «ГЕО Инвест-Информ» (350000, <адрес>, тел. (факс<***>, 274-76-36, e-mail: info@geoii.ru, генеральный директор ФИО4).
Размер возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нём объект недвижимости составляет 723 795 рублей 00 копеек, исходя из следующего:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 19 800 рублей;
- рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером № составляет 442 555 рублей;
- рыночная стоимость иных правомерно возведённых строений и сооружений составляет 207 562 рубля;
- убытки, причиняемые правообладателю изъятием объектов недвижимости для государственных нужд Российской Федерации, составляют 53 878 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ посредствам почтовой связи (квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ, опись вложения в ценное письмо от ДД.ММ.ГГГГ) истцом отправлено ответчику: - соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нём объекта недвижимости с кадастровым номером № вместе с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ – в 5-ти экз.; - отчет от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об оценке рыночной стоимости размера возмещения при изъятии недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, для государственных нужд Российской Федерации».
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте почты России http://www.russianpost.ni/ в разделе отслеживание почтовых отправлений ценное письмо с описью вложения с почтовым идентификатором № получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчица ФИО2 и её представитель ФИО3 не противясь самому изъятию для государственных нужд РФ объектов недвижимости, не согласились с выплатой возмещения за их изъятие в размере 723 795 рублей, посчитав её неравноценным возмещением, а также возражали против изъятия лишь только земельного участка с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., а потому просили взыскать возмещение, в соответствии с рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимости, учитывая изъятие жилого дома, в том числе фактическое изъятие земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м..
Согласно части 1 статьи 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме. При этом обращают внимание суда, на то, что они ничего не продают, и на рынок свои участки не предлагают, они являются средством производства, и получают с них прибыль.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку стороны не договорились о размере возмещения, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «СтройЭкспертИндустрия», ФИО6 предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Согласно выводов судебного ФИО6 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО9, изложенных в заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> составляет 640 000 рублей (ответ на первый вопрос). Рыночная стоимость одноэтажного жилого дома, площадью 38 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 837 600 рублей (ответ на второй вопрос). Рыночная стоимость строений и сооружений, расположенных на земельных участках № и №, по адресу: <адрес>, составляет 112 400 рублей (ответ на третий вопрос). Размер затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимость услуг риэлтерских агентств, оплата государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости составит 50 000 рублей (ответ на четвертый вопрос). Размер затрат на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимого имущества взамен изымаемого (временное проживание и хранение имущества) составит 54 000 рублей (ответ на пятый вопрос). Размер затрат, связанных с переездом правообладателя изымаемой недвижимости (перевозка имущества) составит 13 000 рублей (ответ на шестой вопрос).
По ходатайству истца, Крымский районный суд направил в экспертное учреждение ходатайство для дачи ФИО6 объяснений по проведённой экспертизе, а именно, чем руководствовался ФИО6 при выборе в качестве объектов-аналогов для оценки рыночной стоимости земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., и одноэтажного жилого дома, площадью 38 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Южное сельское поселение, <адрес>, объектов, расположенных в центре <адрес>, Российской Федерации (первый вопрос), уточнить (конкретизировать по отдельности) рыночную стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., и рыночную стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес> (второй вопрос), а также ответить на вопрос - не является ли это следствием незнания основ оценочной деятельности, либо следствием умышленного введения суд и участников судебного процесса в заблуждение (третий вопрос).
ФИО6ФИО9 даны ответы, что при проведении экспертизы, ФИО6 подобрал объекты аналоги с сопоставимым местоположение с объектом исследования, то есть в пригороде <адрес>. При расчетах не использовались предложения (аналоги) к продаже в центре <адрес>. Таким образом - при выборе объектов- аналогов, ФИО6 руководствовался принципами объективности, всесторонности и полноты исследований (ответ на первый вопрос).
Стоимость земельных участков конкретизирована по отдельности на стр. 19 Заключения ФИО6 - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., составляет 25 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., составляет 615 000 рублей (ответ на второй вопрос).
Отвечая на вопрос – «Не является ли это следствием незнания основ оценочной деятельности, либо следствием умышленного введения суд и участников судебного процесса в заблуждение?», ФИО6 пришел к выводу, что не является, что вытекает из ответа на вопрос выше (ответ на третий вопрос).
Давая оценку позициям сторон относительно заключения судебного ФИО6 ООО «СтройЭкспертИндустрия» ФИО9 суд принимает вышеуказанное заключение ФИО6 за допустимое доказательство по делу, соглашаясь с данной оценкой, поскольку оно соответствует требованиям закона; экспертиза проведена компетентным ФИО6; в заключении не содержится каких-либо противоречий, а сделанные выводы мотивированы. Не доверять данному доказательству у суда оснований не имеется, так как оно полностью согласуется с другими доказательствами по делу. Кроме того, экспертиза назначена судом, ФИО6 предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.
Данная позиция суда основана, в том числе, и на Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, где в пункте 7 указано, что при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было отменено апелляционное определение областного суда по делу по иску департамента имущественных отношений области к Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд - реконструкции автомобильной дороги. Судом установлено, что решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд принято ДД.ММ.ГГГГ, а выкупная цена земельного участка была утверждена распоряжением правительства области от ДД.ММ.ГГГГ Решением суда первой инстанции выкупная цена была определена на момент разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения пункта 4 статьи 57 Земельного кодекса РФ, указал, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на день, предшествующий принятию постановления правительства области об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд, то есть на ДД.ММ.ГГГГ. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что определение размера возмещения, подлежащего выплате собственнику (пользователю) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, было предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса РФ для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 89-КГ15-4).
Указанная правовая позиция остается актуальной и при рассмотрении дел о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку действующим законодательством не установлено иное.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что жилой дом, площадью 38 кв.м., этаж: 1, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, принадлежащий ответчику фактически находиться на двух земельных участках, на изымаемом с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., а также на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2420 кв.м., что истцом не оспаривалось. Земельные участки с кадастровыми номерами № и № были образованы в результате раздела принадлежащего ФИО2 земельного участка с кадастровым номером №. Решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2420 кв.м., как пояснил истец, не было принято, а следовательно оснований для произведения выплат за указанный земельный участок не имеется, что в свою очередь является нарушением прав ответчика в виду следующего:
Земельный кодекс РФ в ст. 1 одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, объявил "единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов", согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п.4.ст. 35 Земельного кодекса РФ установлено, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
В соответствии ч.1 ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с обзором судебной практики Президиума Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, установлено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Следовательно, в соответствии с действующим законодательством изъятие жилого дома без изъятия земельного участка, на котором расположен изымаемый жилой дом не допускается.
Таким образом, истец должен выплатить ответчику равноценное возмещение в том числе и за земельный участок с кадастровым номером №.
Суд считает, что равноценным возмещением рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:15:0626001:255, площадью 2 420 кв.м., является стоимость в размере 615 000 рублей, рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., является стоимость в размере 25 000 рублей, одноэтажного жилого дома с кадастровым номером №, площадью 38 кв.м., является стоимость в размере 837 600 рублей, а также рыночной стоимости строений и сооружений, расположенных на земельном участке является стоимость в размере 112 400 рублей.
Поскольку требования ФИО2 по возмещению размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, размера затрат на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой, в том числе стоимости услуг риэлтерских агентств, оплаты государственных пошлин за государственную регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимости, размера затрат на аренду недвижимого имущества на период поиска недвижимого имущества взамен изымаемого (временное проживание и хранение имущества), а также размера затрат, связанных с переездом правообладателя изымаемой недвижимости (перевозка имущества), являются законными и обоснованными, по поводу заявленных убытков представителем ФКУ «Ространсмодернизация» ФИО1 каких-либо возражений не поступало, суд полагает, что объективной компенсацией будет установленные ФИО6ФИО9, суммы, изложенные в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
ФКУ «Ространсмодернизация», реализуя свое право на обращение в суд с настоящим иском действует в пределах государственных полномочий, предоставленных Российской Федерации на основании Земельного кодекса российской Федерации, и заявляет соответствующие требования в целях обеспечения защиты публичных интересов в рамках части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
В соответствии с п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 настоящего Кодекса.
Исходя из тяжелого материального положения ФИО2, суд считает возможным освободить её от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации к ФИО2 об изъятии недвижимости для государственных нужд Российской Федерации – удовлетворить частично.
Изъять у ФИО2 для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м., из категории земель земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: железнодорожный транспорт, и жилой дом с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, с выплатой ей равноценного возмещения.
В остальной части, в удовлетворении исковых требований – отказать.
Встречное исковое заявление ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Ространсмодернизация», действующему в интересах Российской Федерации, об определении выкупной цены – удовлетворить.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 возмещение в сумме 615 000 рублей за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 420 кв.м., земельный участок изъять для государственных нужд Российской Федерации.
Определить выкупную цену изымаемых объектов недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м. – 25 000 рублей;
- одноэтажный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 38 кв.м. – 837 600 рублей;
- стоимость строений и сооружений, расположенные на земельном участке – 112 400 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 возмещение в сумме 25 000 рублей за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 99 кв.м. по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 возмещение в сумме 837 600 рублей за одноэтажный жилой дом с кадастровым номером №, площадью 38 кв.м., по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 возмещение в сумме 112 400 рублей за строения и сооружения, расположенные на изымаемом земельном участке.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 затраты на поиск и оформление недвижимости взамен изымаемой в размере 50 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 затраты на аренду недвижимого имущества, на период поиска недвижимого имущества, в размере 54 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО2 затраты, связанные с переездом правообладателя изымаемой недвижимости, в размере 13 000 рублей.
А всего определить размер возмещения за изымаемые у ФИО2 для государственных нужд объекты недвижимости, подлежащий к взысканию с ФКУ «Ространсмодернизация» в пользу ФИО5, равный сумме 1 707 000 рублей.
Освободить стороны от оплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд.
Судья: подпись.