ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-155/2010 от 26.03.2010 Осинского районного суда (Пермский край)

Дело №2-155/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Оса 26 марта 2010 года

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Дурневой О.В., с участием

Прокурора – помощника прокурора Осинского района Селивановой Л.И.

Представителя Земского собрания Осинского муниципального района – председателя Земского собрания Осинского муниципального района С.,

Представителя Земского собрания Осинского муниципального района – К., действующей по доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района о признании решения Земского собрания Осинского муниципального района от 26.02.2009. №510 противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента опубликования,

Установил:

В Осинский районный суд обратился прокурор Осинского района с заявлением в котором просит: Решение Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. «Об утверждении положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации» признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента опубликования, т.е. с 17.10.2009г.; опубликовать Решение суда о признании нормативного правового акта незаконным и недействующим в газете «Осинское прикамье», в которой ранее был официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее:

Согласно п. 1.2 решения Земского собрания Осинского муниципального района №524 от 30.04.2009г. «О внесении изменений и дополнений в Устав Осинского муниципального района»: «Муниципальные правовые акты Осинского муниципального района публикуются (обнародуются) в соответствии с Положением о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации, утвержденным решением Земского Собрания Осинского муниципального района». Изменения в Устав были зарегистрированы в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 09.06.2009 за номером RU595230002009001 и официально опубликованы в газете «Осинское прикамье» №71 (10227) от 23.06.2009г.

Решением Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. утверждено «Положение о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации». Решение официально опубликовано 17 октября 2009г. в газете «Осинское прикамье» №121(10277) и с этого дня вступило в законную силу.

В данном Положении установлено, что официальное опубликование сообщений и материалов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района осуществляется в информационном приложении к газете «Осинское Прикамье» - «Вестник».

В соответствии с п.7 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-Ф3 от 6.10.2003г. к полномочиям органов местного самоуправления относится: учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов Муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Однако, учредителем газеты «Осинское прикамье» является коммерческая организация - ООО «Прикамье». Органами местного самоуправления Осинского муниципального района данное средство массовой информации не учреждалось.

Согласно п. 1.4 оспариваемого Положения: опубликование (обнародование) нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета района. В силу ч.2 ст.З Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения. В соответствии с ч.2 ст. 10 данного Федерального закона: во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Согласно акта от 6.02.2009г. Контрольно-счетной палатой Осинского муниципального района (которая в соответствии со ст.42 Устава Осинского муниципального района осуществляет бюджетный контроль) по результатам «Проверки целевого использования средств районного бюджета, израсходованных на оплату услуг по опубликованию в газете официальных и информационных материалов органов местного самоуправления аппаратом администрации Осинского муниципального района в 2008г.» установлено неэффективное и с нарушением Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005г. расходование бюджетных средств на выполнение услуг по опубликованию официальных и информационных материалов.

Постановлением главы Осинского муниципального района №94 от 11.02.2010г. «О проведении процедуры открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на предоставление услуг по опубликованию в газете официальных и информационных материалов органов местного самоуправления Осинского муниципального района» (в редакции Постановления главы №111 от 17.02.2010г.) юридическому отделу администрации района поручено провести процедуру открытого конкурса на предоставление услуг по опубликованию в газете официальных и информационных материалов на сумму 705 000 рублей.

Таким образом, определение в Положении конкретного исполнителя услуги по официальному опубликованию муниципальных правовых актов и иной официальной информации без проведения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом №94-ФЗ - является незаконным.

Также оспариваемый муниципальный нормативно-правовой акт противоречит Федеральному закону №135-Ф3 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», т.к. предоставляет конкретной коммерческой организации необоснованные преференции в виде гарантированного постоянного муниципального заказа на опубликование официальных и информационных материалов.

Применение данного незаконного Положения затрагивает интересы неопределенного круга субъектов - всех юридических и физических лиц, которые вправе участвовать в конкурсе на право заключить муниципальный контракт на предоставление услуг по опубликованию официальных и информационных материалов органов местного самоуправления Осинского муниципального района.

Кроме того, проведение конкурса предполагает определение в качестве исполнителя муниципального заказа, лица, предложившее наилучшие условия его исполнения за наименьшую цену. Таким образом, происходит экономия бюджетных расходов, что в целом отвечает интересам муниципального образования «Осинский муниципальный район».

На указанное Положение прокурором района 3.02.2010г. был принесен протест об отмене незаконного нормативно-правового акта. Однако, в установленный ч.2 ст.23 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ» срок (на ближайшем заседании представительного органа местного самоуправления, т.е. 26.02.2010г.) требования прокурора удовлетворены не были - незаконный нормативно-правовой акт не отменен.

В соответствии с ч.1 ст.48 (Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия) Федерального закона №131-Ф3 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления»: «Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт,.. . а также судом».

В отзыве на заявление прокурора представитель Земского собрания Осинского муниципального района просила в удовлетворении заявления прокурора отказать, указав на следующее:

Заявитель обратился в Осинский районный суд с заявлением о признании решения Земского собрания Осинского муницишшымго района от 26 февраля 2009 г. № 510 «Об утверждении Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации» противоречащим федеральному законодательству и недействующему с момента опубликования, т.е. с 17 октября 2009 г.

На выше названное решение Земского собрания 4 февраля 2010 г. поступил протест прокурора Осинского района об отмене данного нормативного правового акта. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» протест прокурора рассмотрен на очередном заседании Земского собрания, состоявшемся 26 февраля 2010 г. В результате рассмотрения протеста принято решение Земского собрания № 651 «О протесте прокурора Осинского района» (прилагается).

В соответствии с данным решением 25 марта 2010 года на очередном заседании Земского собрания Осинского муниципального района будет рассмотрен вопрос об утверждении нового Положения о порядке опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации и о признании оспариваемого нормативного правового акта утратившим силу.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявления настаивал, по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно указала, что вновь принятое 26.03.2010. Положение о порядке опубликования нормативных актов не опубликовано, а следовательно не вступило в силу.

Представитель Земского собрания Осинского муниципального района К. просила в удовлетворении заявления отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно указала, что нарушений Федерального закона №94-ФЗ при размещении заказов в Осинском муниципальном районе не выявлено. Работа с ООО «Прикамье» ведется на основании договоров.

Председатель Земского собрания Осинского муниципального района С. просил в удовлетворении заявления прокурора отказать, указав на то, что проект оспариваемого решения проходил проверку в прокуратуре Осинского района, прокурор участвовал в заседании Земского собрания, на котором решался вопрос об утверждении Положения, никаких возражений и протестов от прокуратуры не имелось.

Суд, заслушав мнение сторон, изучив представленные документы считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

Решением Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. утверждено «Положение о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации».

Оспариваемое решение официально опубликовано 17 октября 2009г. в газете «Осинское прикамье» №121(10277) (л.д.9).

Как следует из п.2.1 Положения официальное опубликование сообщений и материалов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района осуществляется в информационном приложении к газете «Осинское прикамье» - «Вестник». П. 1.4 Положения установлено, что опубликование (обнародование) нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета района.

Сторонами не оспаривается, что органы местного самоуправления Осинского муниципального района не являются учредителями газеты «Осинское прикамье»

Решением Земского собрания Осинского муниципального района №658 от 25.03.2010. утверждено Положение о порядке опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации. Признано утратившим силу Решением Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. (л.д.19-21).

Как следует из пояснений сторон Решение Земского собрания Осинского муниципального района №658 от 25.03.2010. не опубликовано.

В силу п.7 ч.1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

Согласно ч.2,3 ст.47 Федерального закона №131-ФЗ Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Из вышеуказанных норм следует, что органы местного самоуправления Осинского района обязаны публиковать правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в порядке определяемом уставом.

Пунктами 6,7 Устава Осинского муниципального района (с изменениями внесенными Решением Земского собрания Осинского муниципального района №524 от 30.04.2009.) установлено, что муниципальные правовые акты Осинского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); Муниципальные правовые акты Осинского муниципального района публикуются (обнародуются) в соответствии с Положением о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации, утвержденным решением Земского Собрания Осинского муниципального района.

Таким образом, положения Устава Осинского муниципального района не содержат конкретных норм определяющих порядок опубликования и отсылают к Положению о порядке опубликования нормативных актов.

На территории Осинского района в настоящее время действует положение о порядке опубликования нормативных актов, утвержденное оспариваемым прокурором Решением №510 от 26 февраля 2009г.

Доводы представителей Земского собрания Осинского муниципального района об признании оспариваемого решения недействующим на основании вновь принятого решение Земского собрания Осинского муниципального района №658 от 25.03.2010. не являются основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку решение Земского собрания Осинского муниципального района №658 от 25.03.2010. не опубликовано в установленном Федеральном законом №131-ФЗ от 06.10.2003. и Уставом Осинского района порядке и, соответственно, не вступило в силу.

Кроме того, по смыслу положений ч.3 ст.252 ГПК РФ фактическое признание требований органом местного самоуправления, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Как установлено в судебном заседание утвержденное оспариваемым решением положение о порядке опубликования нормативных актов предусматривает публикацию нормативных актов в определенном издании – в приложении к газете «Осинское прикамье», учредителем которой органы местного самоуправления Осинского района не являются.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В силу ч.2 ст.10 вышеуказанного Федерального закона №94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Публикация актов органов местного самоуправления является услугой, попадающей под действие Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005. и требующей проведения процедуры открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на предоставление услуг по опубликованию официальных и информационных материалов.

При изложенных обстоятельствах указание в нормативном правовом акте конкретного исполнителя услуг по опубликованию официальных нормативных актов противоречит федеральному законодательству о размещении заказов на оказание услуг для муниципальных нужд.

Органами местного самоуправления Осинского муниципального района, как следует из представленных суду постановлений главы Осинского муниципального района №94 от 11.02.2010, №111 от 17.02.2010. проводятся процедуры отрытого конкурса на право заключать муниципальный контракт по опубликованию официальных материалов (л.д.12). Что подтверждает доводы представителя Земского собрания об отсутствии нарушений Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005.

Вместе с тем, отсутствие фактических нарушений, не является основанием для признания законными положений оспариваемого нормативного акта.

В силу ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Решение Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу (даты официального опубликования) - 17.10.2009.

Решение суда подлежит публикации в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт – газете «Осинское прикамье».

На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199, 253 ГПК РФ,

Решил:

Заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Решение Земского собрания Осинского муниципального района №510 от 26 февраля 2009г. «Об утверждении положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Осинского муниципального района и иной официальной информации» признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента опубликования – 17 октября 2009 года.

Опубликовать Решение суда о признании нормативного правового акта незаконным и недействующим в газете «Осинское прикамье».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2010 года.

Судья Д.А. Пьянков

Копия верна: Судья -