ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-155/2014 от 30.01.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

  Дело № 2-155/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 30 января 2014 года

 Свердловский районный суд г. Костромы

 в составе председательствующего судьи Щербовой Т.Н.

 при секретаре Кузнецовой М.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федина Бориса Ивановича о признании незаконным отказа в выдаче звания «Ветеран труда»,

 установил:

 Федин Б.И. обратился в суд с иском, указав в своем заявлении, что он является пенсионером и имеет трудовой стаж 41 год 9 месяцев 28 дней. В период своей трудовой деятельности он был награжден почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» за долголетнюю, безупречную трудовую деятельность в отрасли автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и большой вклад в ее развитие. Данное обстоятельство подтверждается удостоверением о награждении от 12.09.2002 г. В удостоверении сделана запись о том, что награждение почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» утверждено Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Приказ -Постановление № 136/29-27 от 12.09.2002 года.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Ветеранами труда являются лица: -имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

 -награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР
или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в
труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости
или за выслугу лет; лица, -начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В силу п. 4 ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 Указанный порядок присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрен и постановлением губернатора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области» (далее -Постановление губернатора Костромской области).

 Полагая, что он имеет все основания претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением о присвоении ему такого звания.

 Ответчиком в удовлетворении данного заявления было отказано на том основании, что решение о награждении вышеназванным Почетным знаком было принято на основании совместного приказа-постановления ОАО «Автосельхозмаш» и профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения № от ДД.ММ.ГГГГ г., которые не входят в систему федеральных органов власти, вследствие чего данная награда не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

 Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» был утвержден Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и ЦК профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (приказ-постановление № о ДД.ММ.ГГГГ.). Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения ликвидировано в 1991 г. Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» вновь учрежден самостоятельной коммерческой структурой - ОАО «Автосельхозмаш» с участием ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Таким образом, по мнению работников Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения», которым он награжден, не может рассматриваться как ведомственный знак отличия в труде.

 С данным решением он не согласен..

 На данный момент времени, действующее законодательство не содержит понятия «Ведомственный знак отличия в труде», поэтому при рассмотрении заявлений и наградных документов претендентов на получение ветеранского статуса следует исходить из общего понимания факта, что награждение на уровне ведомства означает наличие решения о таком награждении, принятого центральным органом государственного управления, а именно: соответствующими руководителями министерств, ведомств, государственных комитетов, либо иных структур, входящих в систему федеральных органов власти.

 В связи с реорганизацией и упразднением органов государственного управления СССР Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР было упразднено. На основании постановления комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 11.09.1991 г. № 20 установлено, что акционерное объединение «Автосельхозмаш-холдинг» является правопреемником Министерства в части предприятий и организаций, находящихся в ведении Министерства.

 На основании Указа Президента РСФСР от 28.11.1991 г. № 242 «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения были переданы Министерству промышленности РСФСР.

 Приказ-постановление Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК Профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения от 31.08.1990 г. «Об учреждении Почетного знака «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» отменен не был. Кроме того, данный Почетный знак продолжал использоваться для поощрения работников отрасли, правом принятия решения о награждении Почетным знаком пользовалось Бюро президиума ЦК профсоюза, на основании постановления от 07.07.1999 г. ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, а также Положения ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ.

 На момент награждения его Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» перечня почетных званий и ведомственных знаков отличия, на основании награждения которыми и при наличии необходимого трудового стажа, гражданин мог претендовать на звание «Ветеран труда», не существовало.

 В связи с этим исполнительные органы государственной власти до 2004 г. учитывали награждение Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» как ведомственным знаком отличия в труде и присваивали гражданам звание «Ветеран труда».

 Таким образом, на момент награждения его Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» был единственным знаком отличия в данной отрасли промышленности, использовался как ведомственный знак отличия. Ему достоверно известно, что мои коллеги были награждены такими же Почетными знаками, как и он и им было присвоено звание «Ветеран труда».

 Считает, что отказ в присвоении ему звания «Ветеран труда» нарушает конституционный принцип равенства граждан, ущемляет его права и является незаконным.

 Просил обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области присвоить ему, звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

             В процессе рассмотрения дела истец просительную часть требований уточнил, просил признать отказ Департамента Социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области неправомерным и обязать Департамент Социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области подготовить проект постановления о присвоении звания «Ветеран труда».

 В настоящем судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

          Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области Евдокимова С.В исковые требования не признала. Указав, то для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо иметь соответствующий трудовой стаж, который у истца имеется, а также быть награжденным, орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде. Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения», которым был награжден истец, был учрежден постановлением президиума ЦК профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ от 07.07.1999 г « 20-15, соответствующее положение было утверждено Председателем Правления ОАО «АСМ-холдинг», и председателем ЦК профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 21.06.2004 года № 19 определен перечень ведомственных знаков, порядок их присвоения. В действующем в настоящее время приказе Минпромторга РФ от 27.06.2008 года № 8 также определен перечень ведомственных знаков. Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» не был включен в перечни, утвержденные данными Приказами. Таким образом, истец не может претендовать на получение звания «Ветеран труда».

        Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица ОАО «Костромской завод Мотордеталь» в настоящем судебном заседании не присутствует. В предыдущем представитель судебном заседании проведенном ранее исковые требования истца ОАО «Костромской завод Мотордеталь»-ФИО2 требования истца поддержал, указав, что истец может претендовать на присвоение звания «Ветеран труда». Истец награжден Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения», которая являлась ведомственной и была единственной ведомственной наградой для награждения работников отрасли. Реорганизация отрасли, изменение законодательства не должно влиять на права истца, который он приобрел ранее.

          Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Таким образом, определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда

 В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 19 декабря 2005г. №163-ФЗ), порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

           В силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Аналогичная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение от 12 июля 2006 года № 350-О).

          Порядок присвоения звания «Ветеран труда» предусмотрен и Положением о порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда <адрес>" присвоение звания "Ветеран труда, утвержденным постановлением Губернатора Костромской области от 13.08.2008 года № 289 «О присвоении званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области»

 В соответствии с п. 2 Положения о порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Костромской области" присвоение звания "Ветеран труда" производится лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин)

          Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федин Б.И.обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». В присвоении данного звания ему было отказано в связи с тем, что знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения», которым он был награжден в 2002 году, не относится к государственным или ведомственным знакам отличия в труде и не может учитываться при присвоении вышеуказанного звания.

 Суд не соглашается с в данным выводом.

 В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", под которыми понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" лицам, категории которых определены непосредственно федеральным законодательством.

 Положения Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержат нормативно-определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде".

 Между тем, как следует из актов законодательства СССР, на основе предписаний которых ранее регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде были наделены
руководители органов государственной власти и ведомств не только бывшего СССР, РСФСР, но и иных союзных республик, являвшихся в соответствии с Конституцией СССР равноправными членами СССР. ] Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами     действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке.

 Указанный правовой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой им в постановлениях и определениях, в соответствии с которой соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).

 12.09.2002 г. Федин Б.И. был награжден почетный знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» за долголетнюю, безупречную трудовую деятельность в отрасли автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и большой вклад в е развитие.

 В удостоверении сделана запись о том, что награждение почетным знаком утверждено Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, утверждено Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения. Приказ -Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ года.

           Установлено, что Данный Почетный знак был учрежден Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК Профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения 31.08.1990 г.

 В связи с реорганизацией и упразднением органов государственного управления СССР Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР было упразднено. На основании Постановления комитета по оперативному управлению - народным хозяйством СССР от 11.09.1991 г, № установлено, что акционерное объединение «Автосельхозмаш-холдинг» является правопреемником Министерства в части предприятий и организаций, находившихся в ведении Министерства.

 На основании Указа Президента РСФСР от 28.11.1991 г. Кг 242 «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения были переданы Министерству промышленности РСФСР.

 Приказ-Постановление Министерства автомобильного и сельскохозяйственного
машиностроения СССР и ЦК Профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного
машиностроения от 31.08.1990 г. «Об учреждении Почетного знака «Ветерана
автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения » отменен не был. Кроме того, данный Почетный знак продолжал использоваться для поощрения работников отрасли, правом принятия решения о награждении Почетным знаком пользовалось Бюро президиума ЦК профсоюза, на основании Постановления от 07.07.1999. г.. ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, а также Положения ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ.

 Согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ с, изменениями от 30.12.2001 г.-«О-
ветеранах» ветеранами труда признавались лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

 На момент награждения Федина Б.И. Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» перечня почетных званий и ведомственных знаков отличия, на основании награждения которыми и при наличии необходимого трудового стажа, гражданин мог претендовать на звание «Ветеран труда», не существовало. В связи с этим исполнительные органы государственной власти до 2004 г. учитывали награждение Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» как ведомственным знаком отличия в труде и присваивали гражданам звание «Ветеран труда».

 С принятием Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 21.06.2004 № 19 «Об учреждении почетных званий, наградных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» и приказа Минпромторга РФ от 27. 06.2008 г. № «О ведомственных знаках отличия. в труде Министерства промышленности и торговли Российской Федерации», по мнению Департамента социальной защиты населения Костромской области не является ведомственной наградой, дающей право для присвоении звания «Ветерана труда», т.к. это противоречит вышеназванным нормативным актам.

 Вместе с тем, суд полагает, что на момент награждения ДД.ММ.ГГГГ Федина Б.И. Почетный знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» был единственным знаком отличия в данной отрасли промышленности, использовался как ведомственный знак отличия.

             Перечень ведомственных знаков отличия в труде, утвержденный в 2004 и 2008 г., не может быть распространен на правоотношения 2002 г., то есть период, когда истец был награжден почетным знаком, который использовался в качестве ведомственной награды.

 До 2004 года знак «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения» признавался ведомственной наградой, в том числе на территории Костромской области.

        О чем подтверждено и пояснениями представителя 3 лица ОАО «Костромской завод Мотордеталь » и пояснениями свидетеля ФИО9 которая также была награждена указанным знаком и с учетом которого ей было назначено звание «Ветеран труда»

          Постановление Губернатора Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым утверждено Положение о Порядке и условиях присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Костромской области », принято после того как истец получил ведомственную награду за отличия в труде.

 Исходя из принципа правовой определенности, изменения правового регулирования в части перечня ведомственных наград не должно влечь неблагоприятных последствий для работника, которым ведомственная награда уже получена, и лишать его права, приобретенного в период действия иных норм.

 На основании изложенного, суд считает, что отказ в присвоении Федину Б.И.. звания «Ветеран труда» нарушает конституционный принцип равенства граждан, ущемляет права истца, поэтому, по мнению суда, незаконен.

 Таким образом, суд, оценив все доказательства считает, что исковые требования Федина Б.Ф. является обоснованным и подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Федина Бориса Ивановича к Департаменту социальной защиты, населения, опеки и попечительства Костромской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда » не правомерным удовлетворить.

 Признать отказ Департамента Социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области в присвоении Федину Борису Ивановичу звания «Ветеран труда » неправомерным, обязать Департамент Социальной защиты населения опеки и попечительства Костромской области подготовить проект постановления о присвоении Федину Борису Ивановичу. звания «Ветеран труда».

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

 Судья                                                                  Т.Н. Щербова