ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-155/2017 от 08.02.2017 Зейского районного суда (Амурская область)

дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея, Амурской области 8 февраля 2017 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Зейского района ФИО6

при секретаре Копыциной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Юбилейненского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по предоставлению сведений об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области,

установил:

Прокурор Зейского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с иском к администрации Юбилейненского сельсовета Зейского района Амурской области, в котором просит обязать ответчика предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст. 37 Основ законодательства Российский Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее – Основы законодательства РФ о нотариате).

Данные требования истец обосновывает тем, что по результатам проведенной прокуратурой Зейского района по информации Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области проверки, установлено, что в 2015-2016 годах должностными лицами администрации Юбилейненского сельсовета Зейского района удостоверено 38 доверенности, между тем в нарушение ч. 3 ст. 37 Основ законодательства о нотариате, приказа Минюста России от 29 июня 2015 года № 156 сведения об удостоверении доверенностей в Нотариальную палату Амурской области не направлялись, что нарушает права неопределенного круга лиц, права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, интересы Российской Федерации в сфере правоприменения.

Определением суда от <Дата обезличена> года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, была привлечена Нотариальная палата Амурской области.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.

Ответчик администрация Юбилейненского сельсовета <адрес> надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

Представитель третьего лица Нотариальной палаты Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву против удовлетворения требований прокурора Зейского района не возражает, указывает на то, что ответчик сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направлял и до настоящего времени не направляет, соответственно, сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении либо отмене завещаний и доверенностей отсутствуют, что нарушает действующее законодательства, а также права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом при рассмотрении данного дела установлено, что прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения в числе прочего имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В развитие этого ст.ст. 1, 37 Основ законодательства РФ о нотариате, установлено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах, в том числе удостоверять завещания; удостоверять доверенности.

Совершение указанными лицами нотариальных действий не отнесено к вопросам местного значения, а нотариальные действия носят публичный характер, поскольку совершаются от имени Российской Федерации, следовательно, они являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что администрацией Юбилейненского сельсовета Зейского района Амурской области реализовано право на осуществление нотариальных действий, постановлением главы Юбилейненского сельсовета Зейского района от 19 апреля 2013 года № 26 осуществление нотариальных действий, в том числе удостоверение завещаний и доверенностей, на территории данного сельсовета возложено на специалиста ФИО1, со 2 сентября 2016 года на ФИО7 а также в силу закона – на главу Юбилейненского сельсовета, которым в настоящее время и является ФИО8

При этом из сообщения главы Юбилейненского сельсовета от 13 сентября 2016 года следует, что в период с 11 июля 2015 года должностными лицами администрации Юбилейненского сельсовета было удостоверено 38 доверенностей, 50 подписей и заверено 513 копий.

Законодательством о нотариате предусмотрено создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) – автоматизированной информационной системы, принадлежащей на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), оператором которой является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий (ст.34.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

При этом в силу ст. 34.4 Основ законодательства РФ о нотариате, сведения ЕИСН, необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, не только незамедлительно в автоматизированном режиме предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, но и подлежат использованию иными лицами. Так, Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к указанным в данной статье закона сведениям, содержащимся в ЕИСН, в частности к сведениям о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена). Федеральная нотариальная палата посредством ЕИСН обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Как установлено ст. 189 Гражданского кодекса РФ, сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, указанные сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С целью реализации и функционирования Единой информационной системой нотариата частью 3 статьи 37 Основ законодательства РФ о нотариате, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Такой Порядок направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность утвержден приказом Минюста России от 29 июня 2015 года № 1561 и определяет правила направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность в форме электронного документа (далее - сведения), для регистрации указанных сведений в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (п.1) Должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 года № 129 (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2014 года, регистрационный № 32716). (п.3) Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе. (п.4) Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; с использованием портала, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru) (п. 5).

В приложении 2 к указанному Порядку ведения реестров единой информационной системы нотариата приведен перечень сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности, предоставляемый главой местной администрации, специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, должностным лицом консульского учреждения.

Из представленной Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области, прокуратурой Зейского района, а также администрацией Юбилейненского сельсовета информации следует, что, несмотря на доведение Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области до глав муниципальных образований Амурской области положений ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, и разработанного Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области «Алгоритма действий по передаче сведений по совершенным действиям главами поселений и специально уполномоченными должностными лицами», приведенные выше требования закона и нормативно-правовых актов рядом сельских поселений, в том числе ответчиком не исполняются, сведения об удостоверенных доверенностях в установленном порядке до настоящего времени не представлены в Нотариальную палату Амурской области, соответственно, не внесены в единую информационную систему нотариата.

Бездействие администрации Юбилейненского сельсовета Зейского района нарушает не только установленный порядок совершения нотариальных действий, не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.

Доводы ответчика, изложенные в письме от 19 декабря 2016 года о том, что сведения о совершенных нотариальных действиях в Нотариальную палату Амурской области не направлялись по причине малого трафика сети «Интернет» и малой скорости передачи данных, а также поскольку в связи со сменой главы муниципального образования необходимо время для замены электронно-цифровой подписи, являются несостоятельными, поскольку реализовав свое право на осуществление нотариальных действий по удостоверению завещаний и доверенностей, орган местного самоуправления обязан обеспечить реализацию и действий по предоставлению информации о них в установленные законодательством порядке и сроки; доказательств не осуществления нотариальных действий сельсоветом не представлено, кроме того, из отзыва Нотариальной палаты Амурской области следует, что до настоящего времени ответчиком не представлены сведения в отношении ранее удостоверенных доверенностей, несмотря на то, что в подтверждения направления данных сведений прокурором Зейского района представлены скриншоты отправленных электронных писем, от 20 и 22 января 2017 года, суд не может принять их во внимание, поскольку из представленных скриншотов не возможно определить, кем и когда они фактически сделаны, какая и кому информация в данных письмах была передана.

Более того, при наличии вышеуказанных нарушений со стороны администрации Юбилейненского сельсовета в 2015-2016 годах, суд не исключает возможности нарушения вышеуказанных правовых норм со стороны ответчика и в будущем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Зейского района, в связи с чем считает необходимым обязать ответчика предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать администрацию Юбилейненского сельсовета Зейского района Амурской области предоставлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном ст. 37 Основ законодательства Российский Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий