Дело № 2-155/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Данков 24 мая 2018 года
Данковский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Ишмуратовой Л.Ю.,
при секретаре Сухановой А.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика АО работников «НП СПЕЦАТП» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к генеральному директору АО работников «НП СПЕЦАТП» ФИО3 и АО работников «НП СПЕЦАТП» об аннулировании абонентского номера и снятии задолженности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к генеральному директору АО работников «НП СПЕЦАТП» и АО работников «НП СПЕЦАТП» об аннулировании абонентского номера и снятии задолженности.
В обосновании иска указал, что с 01 августа 2014 года по 10 ноября 2017 года, т.е. три года и 4 месяца АО работников «НП СПЕЦАТП» выставляют ему счёт за оказание услуг по вывозу ТБО в размере 7 949,45 руб., которым истец не пользуется. В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ, истец с АО работников «НП СПЕЦАТП» договор на оказание данной коммунальной услуги не заключал. На неоднократные заявления об аннулировании абонентского номера, так как он услугой за вывоз ТБО не пользуется, ответчики не отвечают. Бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности, по мере их накопления он вывозит на полигон ТБО, о чем свидетельствуют квитанции об оплате.
Просил аннулировать абонентский номер и сумму задолженности в размере 7 945,45 руб., а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1, не оспаривая обязанность заключения договора на вывоз ТКО, заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме. При этом просил обязанность по аннулированию абонентского номера и суммы задолженности возложить АО работников «НП СПЕЦАТП». Однако от исковых требований к генеральному директору АО работников «НП СПЕЦАТП» ФИО3 не отказался.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Ранее в судебном заседании ссылаясь на то, что он не является надлежащим ответчиком, просил в удовлетворении исковых требований к нему отказать.
Представитель ответчика АО работников «НП СПЕЦАТП» по доверенности ФИО2 в судебном заседание исковые требования не признал, и пояснил, что на основании Правил содержания территорий и элементов внешнего благоустройства сельского поселения Кривополянский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утверждённых решением Совета депутатов с/п Криполянский с/с от 21 марта 2012 года № 64 они осуществляют вывоз бытовых отходов из установленных в <адрес> контейнеров ТБО с августа 2014 года. 05 сентября 2014 года администрация Кривополянского сельсовета предоставила списки жильцов <адрес> для заключения договоров на вывоз и утилизацию ТБО. Договор на вывоз и утилизацию ТБО с жильцом дома <адрес> ФИО1 заключен не был по причине его отсутствия в тот момент по месту жительства. Абонентский номер ФИО1 был присвоен 01 августа 2014 года на основании списков жильцов, предоставленных администрацией. АО работников НП СПЕЦАТП неоднократно предлагало ФИО1 заключить договор на вывоз и утилизацию ТБО, высылая в его адрес письма-уведомления. Однако ФИО1 на письма не отвечал, от заключения договора уклонялся. Организация готова произвести перерасчёт по представленным ФИО1 документам, подтверждающим вывоз ТБО своими силами, с учётом утверждённых нормативов по вывозу ТБО.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что в соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в т.ч. плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Вывоз твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> осуществляет «НП СПЕЦАТП», которое имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами. Объем отходов, образующихся у населения, принимается равным нормативам, утвержденным государственными органами исполнительной власти субъектов РФ. В 2017 году приказом Управления ЖКХ Липецкой области от 09 февраля 2017 года № 01-03/16 утверждены нормативы накопления ТКО, в т. ч. для жителей многоквартирных домов - 2,04 куб.м. в год на человека и для жителей индивидуальных домов -3,28 куб. м. в год на человека. Стоимость услуг по вывозу ТКО относится к нерегулируемым тарифам и определяется договорными отношениями.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика АО работников «НП СПЕЦАТП», исследовав представленные доказательства, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ч. 1 и 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ (п. 5 в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч.4 в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действующей до 01 января 2016 года, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов (с 01 января 2016 года на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований).
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155.
Исполнителем услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по Чаплыгинскому району Липецкой области осуществляет АО работников «НП СПЕЦАТП», которое является юридическим лицом и имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами (л.д.132-137).
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №.
В указанном доме помимо истца проживают, <данные изъяты> что подтверждается справкой администрации сельского поселения Кривополянский сельсовет от 14 марта 2018 года № 440.
На основании лицевого счёта АО работников «НП СПЕЦАТП» с абонентским номером № ФИО1 начислена задолженность за вывоз ТБО в сумме 7 949,45 рублей, за период с 01 августа 2014 года по 31 октября 2017 года с учётом количества проживающих 5 человек.
На основании приказа управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области № 01-03/16 от 09 февраля 2017 года об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области утверждены нормативы накопления ТКО, в том числе для населения на 1 человека и составляют в индивидуальных жилых домах в объеме 3,28 куб м. в год.
На основании приказов АО работников НП «СПЕЦАТП» с 2014 года по 2017 год утверждалась цена за вывоз и утилизацию ТБО для населения за 1 куб.м. отходов.
Установлено, что договор на вывоз и утилизацию ТБО между истцом и ответчиком не заключен.
Гражданский кодекс Российской Федерации, Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155, Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 613, не содержат положений, обязывающих потребителя (гражданина) заключать договоры на сбор, хранение и вывоз бытовых отходов и мусора с организациями, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или договоры непосредственно со специализированными организациями, тем более - независимо от наличия фактической потребности.
С 1 января 2016 года вступила в силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, согласно которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами прежде всего регулируются нормами Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года.
Согласно части 6 этой же статьи договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По сообщению Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в Липецкой области оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чаплыгинском муниципальном районе Липецкой области начнет свою деятельность с 01 января 2019 года.
В настоящее время вывоз твёрдых коммунальных отходов по адресу: <адрес> осуществляет АО «НП СПЕЦАТП», которое имеет лицензию на деятельность по обращению с отходами (л.д. 132-137).
В соответствии с Правилами содержания территорий и элементов внешнего благоустройства сельского поселения Кривополянский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утверждёнными Решением Совета депутатов сельского поселения Кривополянский сельсовет № 64 от 21 марта 2012 года, вывоз бытовых отходов в Кривополянском сельсовете осуществляется специализированным предприятием «СПЕЦАТП» или другими организациями по договорам.
На основании Устава АО работников «Народное предприятие «Чаплыгинское специализированное автотранспортное предприятие по СПЕЦАТП» является юридическим лицом, деятельностью которого является в том числе сбор и обработка сточных и прочих отходов, уборка территории, восстановление после загрязнения.
АО работников «НП «СПЕЦАТП» выдана лицензия 048-00031 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов III-ІV классов опасности, утилизации отходов III класса опасности бессрочно.
Согласно Уставу генеральный директор предприятия действует от имени народного предприятия, представляет его интересы, совершает сделки от имени народного предприятия, утверждает штаты, издаёт приказы.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что генеральный директор ФИО3 является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку открытие абонентского номера и начисление платы за вывод ТБО производит акционерное общество работников «НП «СПЕЦАТП», а не лично генеральный директор. Генеральный директор в этом случае действует от имени предприятия.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу Федерального закона № 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Заключение гражданином, являющимся собственником помещения и (или) земельного участка, договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правовых норм в сфере благоустройства.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" определено, что при осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.
При ссылке истца на отсутствие заключенного договора на вывоз и утилизацию ТБО он должен был осуществить самовывоз ТБО на объект размещения отходов.
ФИО1 согласно представленным документам лично осуществлял сдачу ТБО в 2015 году 1 куб. м., 2016 году - 1,5 куб. м., в 2017 году - 1 куб.м., тогда как согласно представленным нормативам, потребления жилищных услуг за 2014 - 2017 год, нормативы вывоза ТБО для населения, имеющего приусадебные участки составляют с 2005 года по 2016 год - 0,167 куб.м. на 1 человека в месяц, с марта 2017 года - 3,28 куб. м. в год на 1 человека.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов в иные периоды с 2014 по 2017 годы способами, не нарушающими санитарного законодательства, и неиспользования установленных ответчиком контейнеров, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что истец в полной мере выполняет требования закона в области обращения с отходами производства и потребления, а также природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Ссылка истца на то, что ТБО он вывозит и утилизирует через сельскохозяйственный кооператив «<данные изъяты> не может служить безусловным доказательством исполнения требований закона в области обращения с отходами производства и потребления, поскольку каких-либо доказательств, кроме заявления ФИО1 в судебном заседании, суду предоставлено не было. Договор ФИО1 как частное лицо на сдачу ТБО с СССПОК «Ломовское» не заключал, доказательств того, что сельскохозяйственный кооператив уполномочен принимать у населения твёрдо-бытовые отходы, не предоставил.
11 апреля 2017 года мировым судьёй Чаплыгинского судебного участка № 2 Чаплыгинского судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу АО «НП СПЕЦАТП» задолженности по оплате за коммунальные услуги, который на основании заявления ФИО1 17 апреля 2017 года был отменён.
В последующем ответчик АО «НП СПЕЦАТП» каких-либо требований о взыскании денежных средств за вывоз и утилизацию ТБО в судебном порядке ФИО1 не предъявлял, истец не оспаривал правильность расчета начисляемых ответчиком платежей, полагая, что вообще лицевой счет на его имя открыт незаконно.
Оценивая представленные сторонами доказательства, а также вышеприведенные нормы права, суд полагает, что поскольку в настоящее время вопрос о взыскании денежных средств за вывоз и утилизацию ТБО с истца не стоит, при установленных обстоятельствах, при отсутствии письменного договора на оказание услуг односторонние действия ответчика по открытию и ведению лицевого счета на имя истца, начисление на этот счет платы за вывоз и утилизацию ТБО сами по себе прав истца на настоящий момент не нарушают.
А потому, требования ФИО1 об аннулировании абонентского номера и суммы задолженности в размере 7 945,45 рублей, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к генеральному директору АО работников «НП СПЕЦАТП» ФИО3 и АО работников «НП ФИО4» об аннулировании абонентского номера и снятии задолженности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю. Ишмуратова
Мотивированный текс решения составлен 29 мая 2018 года