РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» марта 2018г. г.Дербент
Дербентский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Исмаиловой Э.А.
при секретаре Дибировой Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор.Дербенте гражданское дело
по иску Правительства Республики Дагестан к главе КФХ Кахриманову Назиму Агакеримовичу, Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД, третьи лица Управление Федераль-ной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, администрация МР «Дербентский район», Агентство по предпринима-тельству и инвестициям РД о признании договора аренды земельного уча-стка от 06 февраля 2013г. недействительным и применении послед-ствий недействительной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Дагестан обратилось в суд с иском к главе КФХ Кахриманову Н.А., Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД, третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, администрация МР «Дербентский район», Агентство по предпринима-тельству и инвестициям РД о признании договора аренды земельного участка от 06 февраля 2013г. недействительным и применении последствий недейст-вительной сделки, мотивируя тем, что Министерством земельных и имущест-вен-ных отношений РД заключен договор аренды земельного участка с главой КФХ Кахримановым Н.А. из категории земель сельскохозяйствен-ного назначения площадью 4,9990га с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно договору аренды земельного участка, находящегося в госу-дарственной собственности Республики Дагестан от 06.02.2013г. №15 арендодатель–Минимущество РД предоставляет, а арендатор глава КФХ Кахриманов Н.А. принимает в аренду земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения», с вышеуказанным кадаст-ровым номером и адресом местонахождения, сроком на 49 лет, за аренд-ную плату 313рублей в год, без учета налога на добавленную стоимость.
Основанием для заключения названного договора послужило распо-ряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям РД от 06.02.2013г. №64-р.
Однако, решением Арбитражного суда РД от 27.12.2017г. по делу №А15-4260/2017 установлено, что распоряжение Мингосимущества РД от 06.02.2013г. №64-р принято в нарушение ст.7 Федерального закона от 25.02.1999 №9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 «О госу-дарственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», постановлений Правительства РД от 11.10.2010 №368 и от 07.04.2011 №95, в связи с чем распоряжение Мингосиму-щества РД от 06.02.2013г. №64-р признано недействительным, считает договор аренды земельного участка от 06.02.2013г. №15 заключенный в ущерб интересам Республики незаконными.
Во исполнение положений закона РД от 07.10.2008г. №42 постанов-лением Правительства РД от 11.10.2010г. № 368 утверждено положение о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.
Согласно названному постановлению Правительство РД от 11.10.2010г. №368, на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формиро-ванию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до одного года для целей, не создающих препятствий при реалии-зации инвестиционного проекта.
Наряду с утверждением положения о порядке формирования инвести-ционного земельного фонда Республики Дагестан, Правительством РД утверждено положение об инвестиционных площадках Республики Даге-стан.
Так, согласно Положению об инвестиционных площадках Республики Дагестан, утвержденному постановлением Правительства РД от 07.04.2011г. №95 данное Положение определяет порядок формирование и условия функционирования инвестиционных площадках Республики Дагестан.
Как следует из реестра земельных участков инвестиционного земель-ного фонда Республики Дагестан, утвержденного Председателем Совета по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Даге-стан, одновременно, являющимся министром земельных имущественных отношений Республики Дагестан С.Алиевым от 21.10.2010г., земельный участок пл. 50001га с кадастровым номером 05:07:000090:200, из кате-гории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> включен в инвести-ционный земельный фонд Республики Дагестан.
Передача Мингосимуществом РД в аренду гражданину, не являющемуся инвестором указанных земель, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, нарушает Закон РД от 07.10.2008г №42, постановление Правительства РД от 11.10.2010г. №368 и постановление Правительства РД от 07.04.2011г. №95.
Кахриманов Н.А. не обращался в Министерство торговли и внешне-экономических связей Республики Дагестан, наименование которого постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.01.2014г. №5 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 марта 2013г. №133» заменено словами «Министерство торговли и инвестиций Республики Дагестан» (правопредшественник Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан), не имеет паспорт - проекта инвестора и не являлся участником инвести-ционной площадки, следовательно, спорный земельный участок с кадаст-ровым номером 05:07:000090:200 предоставлен в аренду Министерством по земельным и имущественным отношениям РД физическому лицу, не управлению государственным имуществом РД лицу, не являющемуся инвестором, что является нарушением законодательства об инвестицион-ной деятельности.
Согласно справке Управления по вопросам противодействия корруп-ции Администрации Главы и Правительства РД (далее -Управление по противодействию коррупции) от 22.03.2016г. №25-34/17, по результатам проверки антикоррупционного законодательства при организации дея-тельности ГУП «им. К.Маркса» Дербентского района РД, установлено, что должностные лица Минимущества РД, Комитета Дагвино и Минсельхозпрода РД не осуществляли должным образом контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ГУП «К.Маркса» и злоупотреб-ляли должностными полномочиями при передаче земель в долгосрочную аренду лицам, аффилированным с должностными лицами Мингосиму-щества РД и ГУП «К.Маркса».
Такие выводы Управления по противодействию коррупции основаны на заявлениях и пояснениях жителей <адрес>, распоряжениях и договорах аренды земельных участков, заключенных с близкими родственниками сотрудников Минимущества РД (копия справки прилагается).
Договор аренды между Минимуществом РД и Кахримановым Н.А. заключен с превышением органом государственной власти своих полномочий (ограничений), предусмотренных Положением о Мини-стерстве по земельным и имущественным отношениям РД. Ограничения в полномочиях Минимущества РД связаны с характером и эффектив-ностью осуществляемой им деятельностью и недопущением коррупцио-генных факторов в работе названного органа власти.
В связи с изложенным просят признать договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 06.02.2013г. за №15 недействительными и применить последствия недействительности сделки.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Курбаналиев Ю.Г. исковые требования поддержал и пояснил, что о заключенном 06.02. 2013г. между Минимуществом РД и Кахримановым Н.А. договоре аренды за №15 Правительству РД стало известно в октябре 2016г. при поступлении на имя вр.и.о. Председателя Правительства РД ФИО9. 22.03.2016г. спра-вки по результатам проведенной Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства РД проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при отчуждении земель, находящихся в государственной собственности РД.
Ответчик глава КФХ Кахриманов Н.А. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 1 октября 2010г. №368 предложения по включению земельных участков в фонд включает в себя документы и материалы, подтверждающие согласие собственника, арендатора или иного пользователя земельного участка.
Принимая во внимание, что ГУП «им. К.Маркса» Дербентского района не давал согласие на изъятие у него из пользования земельного участка, вклю-ченного Минимуществом Республики Дагестан в реестр земельных участков инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, ссылка на поста-новление Правительства Республики Дагестан от 1 октября 2010г. №368 и, как следствие нарушение его положений, несостоятельна.
Отсутствие согласия директора ГУП «им.К.Маркса» Дербентского района на изъятие спорного земельного участка у предприятия подтверждает и справка, подготовленная по результатам проверки соблюдения антикорруп-ционного законодательства при организации деятельности ГУП «им. К.Мар-кса» Дербентского района.
Согласно постановлению Правительства Республики Дагестан предло-жения по включению земельных участков в фонд направляются в Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан либо в Совет по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.
Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагес-тан совместно с Агентством по предпринимательству и инвестициям Респуб-лики Дагестан обобщают поступившие предложения и представляют их на рассмотрение Совета.
На основании рекомендаций Совета земельные участки включаются в ре-естр фонда.
В материалах дела не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении предложений Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан совместно с Агентством по предприни-мательству и инвестициям Республики Дагестан в Совет.
Более того, отсутствуют доказательства о рекомендациях Совета по включению земельных участков, в том числе спорного, в реестр фонда.
Также нет документа, на основании которого утвержден данный реестр.
Из 16 инвестиционных площадок, ни одна не была сформирована на базе 35 земельных участков включенных в реестр инвестиционного земельного фонда, что свидетельствует о формальности его существования.
Информация о земельных участках, включенных в реестр инвестицион-ного земельного фонда, нигде официально не размещалась и не была опубли-кована, в связи с этим потенциальные инвесторы были лишены возможности участвовать в приобретении земель, что существенно ограничило их права.
Спорный земельный участок никак не мог являться объектом включения его в реестр земельных участков инвестиционного земельного фонда Рес-публики Дагестан, поскольку Минимущество Республики Дагестан нару-шило порядок формирования инвестиционного земельного фонда Респуб-лики Дагестан, включив его в реестр.
Правительство Республики Дагестан пропустило срок исковой давности о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности.
Истец указывает, что не является стороной оспариваемых сделок, в связи с чем трехлетний срок исковой давности по заявленным требованиям надлежит исчислять с момента, когда истцу стало известно об оспариваемых дого-ворах, а не с даты начала их исполнения. Однако и эти доводы ошибочны.
В обоснование указанного довода истец ссылается на п.1 ст.181 ГК РФ, согласно которому срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Поскольку спорная сделка заключена до 1 сентября 2013г к нему приме-няется первоначальная редакция ст.168 ГК РФ.
Срок исковой давности исчисляется с момента, когда началось исполнение сделок 6 февраля 2013г., поскольку Правительству Республики Дагестан дол-жно было стать известно о нарушении своего права не позднее 4 марта 2013г. - даты государственной регистрации договора аренды.
Признание договора аренды недействительным не влечет восстановления прав истца, поскольку последствия недействительности возникают для сто-рон данного договора, а правительство Республики Дагестан стороной оспа-риваемого договора не является.
В связи с изложенным просит в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства по земельным, имуществен-ным отношениям и вопросам торговли РД, представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД, администрации МР «Дербентский район», Агент-ство по предпринимательству и инвестициям РД, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суд не извес-тили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования за-кона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стои-мость, если иные последствия недействительности сделки не предусмот-рены законом.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отноше-ний Республики Дагестан от 06.02.2013г. №64-р главе КФХ Кахрима-нову Н.А. предоставлен земельный участок площадью 4,9990га с кадастровым номером № из земель категории «земли сельскохозяйственного назначения», ранее находившийся в пользовании у ГУП им.«Карла Маркса», расположенный по адресу: <адрес>, в аренду стоком на 49лет для сельскохозяйствен-ного использования.
На основании данного распоряжения в тот же день 06.02.2013г. Министерством земельных и имущественных отношений РД с главой КФХ Кахримановым Н.А. заключен договор аренды земельного участка за №15.
Согласно договора аренды земельного участка, находящегося в госу-дарственной собственности Республики Дагестан, от 06.02.2013г. №15 арендодатель – Мингосимущество РД предоставляет, а арендатор глава КФХ Кахриманов Н.А. принимает в аренду спорный земельный участок из категории «Земли сельскохозяйственного назначения», сроком на 49 лет, за арендную плату 113рублей в год, без учета налога на добавленную стоимость.
Между тем, из решения Арбитражного суда РД от 27.12.2017г. по делу №А15-4260/2017 следует, что распоряжение Мингосимущества РД от 06.02.2013г. №64-р принято в нарушение ст.7 Федерального закона от 25.02.1999 №9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 «О госу-дарственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», постановлений Правительства РД от 11.10.2010 №368 и от 07.04.2011 №95, в связи с чем распоряжение Мингосиму-щества РД от 06.02.2013г. №64-р признано недействительным.
В силу п.п. 1,2 ст.10 Земельного кодекса РФ, действовавшего в период заключения договора аренды, к полномочиям субъектов Российской Фе-дерации относятся, в том числе, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
п.п. 29 п.2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах органи-зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» от 06.10.1999г. №184-ФЗ организация и осущес-твление межмуниципальных инвестиционных проектов отнесены к пол-номочиям органов государственной власти субъекта Российской Федера-ции по предметам совместного ведения, осуществляемым данными орга-нами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Феде-рации.
Согласно ст.7 Федерального закона от 25.02.1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.9 Закона Республики Дагестан от 07.10.2008г. №42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан осуществляется в форме разработки и (или) экспертизы бизнес-планов, проектной документации инвестиционных проектов, обеспечения земельных участков, на которых реализуются либо планируются к реализации инвестиционные проекты, необходимой инженерной инфраструктурой, равно как, согласно п.4 данной статьи, в форме формирования инвестиционных площадок.
Во исполнение положений закона РД от 07.10.2008г. №42 постанов-лением Правительства РД от 11.10.2010г. № 368 утверждено положение о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.
Согласно названному постановлению Правительство РД от 11.10.2010г. №368, на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формиро-ванию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до одного года для целей, не создающих препятствий при реалии-зации инвестиционного проекта.
Наряду с утверждением положения о порядке формирования инвести-ционного земельного фонда Республики Дагестан, Правительством РД утверждено положение об инвестиционных площадках Республики Даге--стан.
Так, согласно Положению об инвестиционных площадках Республики Дагестан, утвержденному постановлением Правительства РД от 07.04.2011г. №95 данное Положение определяет порядок формирование и условия функционирования инвестиционных площадках Республики Дагестан.
Согласно Положению об инвестплощадках РД, Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан.
В соответствии с абз.9 п.1.2. Положения об инвестплощадках РД, уполномоченный орган-орган исполнительной власти Республики Дагестан, наделенный полномочиями по управлению инвестиционными площадками.
В функции уполномоченного органа, согласно п.4.1 Положения об инвестплощадках РД входят заключение инвестиционных соглашений с участниками инвестиционных площадок, осуществление контроля за соблюдением их условий, внесение предложений об изменении границ инвестиционных площадок, разработка типового паспорта инвестиционной площадки, ведение реестра инвестиционных площадок Республики Дагестан и осуществление подбора участников инвестиционной площадки с учетом предварительного перечня участников инвестиционной площадки и иные полномочия.
Как следует из реестра земельных участков инвестиционного земель-ного фонда Республики Дагестан, утвержденного Председателем Совета по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Даге-стан, одновременно, являющимся министром земельных имущественных отношений Республики Дагестан С.Алиевым от 21.10.2010г., земельный участок пл. 50001га с кадастровым номером 05:07:000090:200, из кате-гории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> включен в инвести-ционный земельный фонд Республики Дагестан.
Также из постановления Правительства РД от 13.06.2017г. №129 «Вопросы Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан» (вместе с «Положением о Министерстве по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан») следует, что указанный орган государственной власти не уполномочен осуществлять управление инвестиционными площадками.
В возникших правоотношениях имеет место превышение Миниму-ществом РД своих полномочий.
Передача Мингосимуществом РД в аренду гражданину, не являющемуся инвестором указанных земель, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, нарушает Закон РД от 07.10.2008г №42, постановление Правительства РД от 11.10.2010г. №368 и постановление Правительства РД от 07.04.2011г. №95.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, действовавшей на момент заключения договора, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статья 167 ГК РФ предусматривает, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Кахриманов Н.А. не обращался в Министерство торговли и внешне-экономических связей Республики Дагестан, наименование которого постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.01.2014г. №5 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 марта 2013г. №133» заменено словами «Министерство торговли и инвестиций Республики Дагестан» (правопредшественник Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан), не имеет паспорт - проекта инвестора и не являлся участником инвести-ционной площадки, следовательно, спорный земельный участок с кадаст-ровым номером 05:07:000090:200 предоставлен в аренду Министерством по земельным и имущественным отношениям РД физическому лицу, не управлению государственным имуществом РД лицу, не являющемуся инвестором, что является нарушением законодательства об инвестицион-ной деятельности.
Согласно ст.174 ГК РФ, если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица-его учредительными документами (Положением) по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения.
Согласно справке Управления по вопросам противодействия корруп-ции Администрации Главы и Правительства РД (далее -Управление по противодействию коррупции) от 22.03.2016г. №25-34/17, по результатам проверки антикоррупционного законодательства при организации дея-тельности ГУП «им. К.Маркса» Дербентского района РД, установлено, что должностные лица Минимущества РД, Комитета Дагвино и Минсельхозпрода РД не осуществляли должным образом контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ГУП «К.Маркса» и злоупотреб-ляли должностными полномочиями при передаче земель в долгосрочную аренду лицам, аффилированным с должностными лицами Мингосиму-щества РД и ГУП «К.Маркса».
Такие выводы Управления по противодействию коррупции основаны на заявлениях и пояснениях жителей <адрес>, распоряжениях и договорах аренды земельных участков, заключенных с близкими родственниками сотрудников Минимущества РД (копия справки прилагается).
Договор аренды между Минимуществом РД и Кахримановым Н.А. заключен с превышением органом государственной власти своих полномочий (ограничений), предусмотренных Положением о Мини-стерстве по земельным и имущественным отношениям РД. Ограничения в полномочиях Минимущества РД связаны с характером и эффектив-ностью осуществляемой им деятельностью и недопущением коррупцио-генных факторов в работе названного органа власти, следовательно, данные ограничения установлены в интересах Республики Дагестан.
В связи с изложенным просят признать договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 06.02.2013г. за №15 недействительными и применить последствия недействительности сделки.
руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Правительства Республики Дагестан удовлетворить.
Признать недействительным договор от 06.02.2013г. за №15 аренды земельного участка с кадастровым №, располо-женного по адресу <адрес>, заключен-ный между Министерсовм земельных и имущественных отношений РД и главой КФХ Кахримановым Назимом Агакеримовичем.
Применить последствия недействительности сделки и возложить Кахриманова Назима Агакеримовича и Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли РД обязанность воз-вратить друг другу все полученное по недействительному договору от 06.02.2013г. за №15 аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, заключенному между Министерством земельных и иму-щественных отношений РД и главой КФХ Кахримановым Назимом Ага-керимовичем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верхов-ный Суд Республики Дагестан через <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.
Пред-щий:
решение составлено и отпечатано
в совещательной комнате