ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1560/20 от 02.09.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1560/2020

УИД: 55RS0005-01-2020-002190-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2020 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Казарян Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Гранд-Бизнес-Групп» о возложении обязанности разместить информацию в единой информационной системе жилищного строительства,

установил:

прокурор Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к ООО «Гранд-Бизнес-Групп», в обоснование требований указав, что им проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере строительства многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан в деятельности ответчика, по результатам проверки которой выявлены нарушения. ООО «Гранд-Бизнес-Групп» является застройщиком многоквартирных домов и , расположенных по адресу: <адрес>, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств граждан, на основании разрешения на строительство, выданного департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия указанного разрешения неоднократно продлевался, последний раз до ДД.ММ.ГГГГ. На строительство указанных домов привлечены денежные средства 49 граждан на сумму более 40 млн. руб. В ходе проведения проверки в ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Гранд-Бизнес-Групп» установлено, что вышеуказанная информация в полном объеме в ЕИСЖС не отражена, а именно, не размещены следующие документы: технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома; фотографии многоквартирного дома, отражающие текущее состояние его строительство (последнее фото размещено ДД.ММ.ГГГГ); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика; сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой руководителю ООО «Гранд-Бизнес-Групп» вынесено представление, которое не было рассмотрено в установленный законом срок, нарушения не устранены. ДД.ММ.ГГГГ при мониторинге интернет-сайта https://наш.дом.рф/ установлено, что в настоящее время информация о застройщике ООО «Гранд-Бизнес-Групп», предусмотренная ст. 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ в ЕИСЖС полностью отсутствует, что свидетельствует о длительном нарушении требований федерального законодательства. Полагает, что неправомерными действиями ответчика создается угроза нарушения прав неопределенного круга лицу, чьи денежные средства привлекаются и (или) могут быть привлечены на строительство указанных многоквартирных домов, а также нарушается установленный федеральным законодательством порядок размещения информации в ЕИСЖС.

Просит возложить на ответчика обязанность по размещению на официальном сайте ЕИСЖС (https://наш.дом.рф/) информации о застройщике многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренную ст. 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ.

Помощник прокурора Ленинского административного округа города Омска – ХМА в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Указала, что на сегодняшний день информация не размещена.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Единая информационная система жилищного строительства (ЕИСЖС) представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством (часть 1 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ).

Частью 3 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ определено, что информация, содержащаяся в системе, подлежит размещению на сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информация, содержащаяся в системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень подлежащей размещению в системе информации, которую обязан раскрывать застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, установлен частью 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона; документы, указанные в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; проектная декларация, в том числе с внесенными в нее изменениями; заключение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона; проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона; документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона; фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания); градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика; сведения о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 3.1 названного Федерального закона, информация, указанная в части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней после дня получения заключения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанного в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Фотографии, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению в указанной системе ежемесячно. Сведения, указанные в пункте 11 части 2 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в указанной системе на ежеквартальной основе одновременно с размещением информации, предусмотренной частью 5 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 23.3 названного Федерального закона, застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Правительство Российской Федерации устанавливает в том числе, адрес сайта системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 5 ч. 3.2 ст. 23.3 названного Федерального закона).

Приказом Минстроя России от 11.05.2018 N 275/пр, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, было утверждено Положение о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Закона N 214-ФЗ.

Указанная выше информация размещается застройщиками в Системе с использованием подсистемы "Личный кабинет застройщика" (пункт 3 Положения о порядке размещения).

Положением о порядке размещения определен состав информации, подлежащий размещению в Системе, технические требования к размещаемой информации и документации, а также сроки их размещения, в том числе и в случае внесения соответствующих изменений.

С 28.05.2019 начали действовать новые Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства".

В силу части 6 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, полноту и достоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной системы жилищного строительства в информационной сети "Интернет" установлен адрес сайта: https://наш.дом.рф/.

В соответствии с ч. 16 ст. 8 Федерального закона № 175- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязанность по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), возникает по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 17 ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 № 175- ФЗ, до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, способов, сроков и периодичности размещения субъектами информации в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной статьей 23.3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), информации, обязательное размещение которой предусмотрено федеральными законами, состава такой информации застройщики обязаны размещать информацию, предусмотренную Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), в указанной системе в порядке, в составе, способами, в сроки и с периодичностью, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона ото 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, ООО «Гранд-Бизнес-Групп» (ИНН ) зарегистрировано по адресу: <адрес>, основным видом деятельности которого является производство прочих отделочных и завершающих работ, одним из дополнительных видов деятельности является строительство жилых и нежилых зданий (л.д. 38-47).

В целях осуществления указанной деятельности ООО «Гранд-Бизнес-Групп» ДД.ММ.ГГГГ от департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска получено разрешение на строительство жилых многоквартирных домов и по <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-36). Впоследствии, срок действия разрешения неоднократно продлевался, последний раз до ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь с настоящим заявлением, истец указывает, что строительство многоквартирных домов и , расположенных по адресу: <адрес> осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства.

Таким образом, ООО «Гранд-Бизнес-Групп», является застройщиком многоквартирных домов и , расположенных по адресу: <адрес> и на его деятельность, распространяются положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214- ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Прокуратурой Ленинского АО г.Омска с целью получения объективных данных о состоянии законности при строительстве многоквартирных жилых домов, на основании п. 2.4 приказа прокурора Омской области отДД.ММ.ГГГГ, информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка деятельности ООО «Гранд-Бизнес-Групп» на соблюдение требований федерального законодательства при строительстве многоквартирных домов и по <адрес> (л.д. 8).

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Гранд-Бизнес-Групп» в ЕИСЖС не отражена информация в полном объеме, а именно не размещены следующие документы: технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома; фотографии многоквартирного дома, отражающие текущее состояние его строительство (последнее фото размещено ДД.ММ.ГГГГ); документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика; сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер); схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; документ, содержащий информацию о расчете размера собственных средств и нормативах финансовой устойчивости застройщика.

ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Гранд-Бизнес-Групп» выдано представление об устранении нарушении федерального законодательства (л.д. 9-17).

Таким образом, в нарушение требований ч. 4 ст. 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ ООО «Гранд-Бизнес-Групп» информация, раскрытие которой предусмотрено вышеуказанным Федеральным законом, в ЕИСЖС не размещена.

Согласно ответу публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ застройщиком ООО «Гранд-Бизнес Групп» не исполнены требования законодательства по раскрытию информации путем ее размещения в ЕИЖС.

При таких обстоятельствах, возложенная на застройщика обязанность подлежит реализации с учетом принятия им всех необходимых и зависящих от него мер по размещению информации на определенном Федеральном законом 214-ФЗ ресурсе таким способом, который позволит ознакомиться любому заинтересованному лицу с информацией как о застройщике, так и строящимся им объекте, что является частью государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания), в том числе многоквартирных домов, по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов.

Учитывая, что нарушения федерального законодательства ответчиком влекут нарушение прав граждан на получение доступа к такой информации, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленинского АО г. Омска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно абзацу 1 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством и законодательством об административном судопроизводстве, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 6000 рублей.

При таком положении, с учетом указанных правовых норм, с ответчика ООО «Гранд-Бизнес Групп» в доход бюджета города Омска подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гранд-Бизнес Групп» (ИНН ) разместить в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС сайт наш.дом.рф) информацию о застройщике многоквартирного <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, предусмотренную статьей 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гранд-Бизнес Групп» (ИНН ) государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 сентября 2020 года.

Судья Решение суда не вступило в законную силу