Воркутинский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Воркутинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1561/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуковской С.В.,
при секретаре судебного заседания Петуховой Е.В.,
с участием прокурора Рассказовой Ю.В.,
рассмотрев 22 июня 2011 года в городе Воркуте Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о понуждении установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Воркуты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками о признании незаконным бездействия администрации МО ГО «Воркута» по неисполнению требований законодательства по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета, возложении на администрацию МО ГО «Воркута» обязанности завершить оснащение зданий:
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» ... («...»), расположенного по адресу: ... прибором учета холодной воды,
- Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида» ..., расположенного по адресу: ... прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ... приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия» ..., расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
а также возложении на администрацию МО ГО «Воркута» обязанности ввести приборы учета в эксплуатацию.
В обоснование исков прокурор указал, что Постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 09.11.2010 г. № 1432 утверждена муниципальная целевая программа «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа «Воркута» на 2010 - 2014 годы» (далее - Программа). В соответствии с Разделом III Программы перечень мероприятий программы с указанием сроков из реализации, исполнителей и объемов финансирования изложен в Приложении 1 к Программе, которым предусмотрены мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов отдельно стоящих зданий, перечень которых изложен в приложении № 3 к Программе. Пунктом 15 в перечне отдельно стоящих муниципальных зданий и встроенных муниципальных помещений, подлежащих оснащению приборами учета, указаны вышеперечисленные дошкольные образовательные учреждения.
Проведенной проверкой установлено, что здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений не оснащены требуемыми приборами учета коммунальных услуг, при этом здания дошкольных образовательных учреждений не относятся к категории ветхих, аварийных объекты, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до ..., а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В соответствии с Уставами муниципальные дошкольные образовательные учреждения являются юридическими лицами и наделены на праве оперативного управления обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Уставами также определено, что за дошкольными образовательными учреждениями, учредителем в лице Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута», в установленном порядке закрепляются объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество), принадлежащие учредителю на праве собственности.
Ссылаясь на Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор считает, что неисполнение муниципальным образованием обязанности по оснащению зданий бюджетных учреждений приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, и как следствие, к нерациональному использованию энергетических ресурсов, нарушению принципа оптимизации бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов. Нарушает право государства на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одновременно с этим, нарушаются и права неопределенного круга лиц, обладающих правом на повышение заработной платы за счет средств экономии. Кроме того, в результате выявленных нарушений федерального законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности МО ГО «Воркута» в лице администрации не имеет возможности за счет средств экономии в полной мере исполнять вопросы местного значения в части владения, пользования и распоряжения имуществом, что подрывает его экономическую основу и, как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц.
Определениями суда иски о понуждении Администрации МО ГО «Воркута» установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета объединены в одно производство.
Ответчик администрация МО ГО «Воркута» и третьи лица - муниципальные дошкольные образовательные учреждения, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в деле не направили, отзывы на иск не представили. Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исках.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением главы МО ГО «Воркута» от 09.11.2010 г. № 1432 утверждена муниципальная целевая программа «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа «Воркута» на 2010-2014 годы».
Цель программы: создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности экономики городского округа «Воркута», оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов, повышение надежности функционирования и развития инженерных систем города.
В приложении № 3 к программе «Перечень отдельно стоящих муниципальных зданий и встроенных муниципальных помещений, подлежащих оснащению приборами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды», указаны муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Как следует из материалов дела, ... прокуратурой г. Воркуты проведена проверка соблюдения муниципальными дошкольными образовательными учреждениями МО ГО «Воркута» законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В ходе проверки установлено, что здания муниципальных дошкольных образовательных учреждений не оснащены приборами учета.
Согласно Уставам, учредителем указанных прокурором муниципальных дошкольных образовательных учреждений является администрация МО ГО «Воркута». Данные учреждения являются юридическими лицами и наделены на праве оперативного управления обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО ГО «Воркута». Распоряжениями Отдела по управлению муниципальной собственностью администрации МО ГО «Воркута» в оперативное управление МДОУ предоставлены здания для использования в целях осуществления воспитательной и образовательной деятельности.
В обоснование исков прокурор указал, что в силу положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 4 статьи 13 Закона определено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Между тем, в силу ст. 49 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ установлено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е с 27.11.2009 г. При этом указанный Федеральный закон не имеет обратной силы и применяется лишь к тем отношениям, которые возникли после его введения в действие.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:
1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Из представленных суду свидетельств на право оперативного управления зданиями муниципальных дошкольных образовательных учреждений усматривается, что данные здания введены в эксплуатацию до 27.11.2009 г., т.е до вступления в силу требований энергетической эффективности. Следовательно, нормы Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части возложения на собственников зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений обязанности завершить оснащение таких объектов приборами учета и ввести их в эксплуатацию в срок до 01.01.2011 г. не распространяются.
Статья 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает утверждение региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» установлено, что региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать: перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно приложению N 1; перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), согласно приложению N 2. Также установлено, что методическое обеспечение разработки и реализации программ осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет методическое обеспечение разработки и реализации программ.
Для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Приказом Минрегиона РФ от 07.06.2010 г. № 273 утверждена Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом в Приложениях № 1 и 2 к Методике приведены индикаторы для расчета целевых показателей с разбивкой по годам на период по 2020 год, что также свидетельствует о поэтапной реализации программ.
Соответственно, указанный прокурором срок выполнения ответчиком требований энергетической эффективности до 01.01.2011 г. является ошибочным.
В соответствии с утвержденной постановлением главы МО ГО «Воркута» от 09.11.2010 г. № 1432 муниципальной целевой программой «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа «Воркута» на 2010-2014 годы», сроки ее реализации - 2010-2014 годы.
Общий объем финансирования мероприятий программы составляет ... тыс. руб., в том числе за счет средств местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб. Ежегодный объем финансирования программы составляет:
2010 год - ... тыс. руб., в том числе за счет местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб.;
2011 год - ... тыс. руб., в том числе за счет местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб.;
2012 год - ... тыс. рублей, в том числе за счет местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб.;
2013 год - ... тыс. рублей, в том числе за счет местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб.;
2014 год - ... тыс. рублей, в том числе за счет местного бюджета МО ГО «Воркута» - ... тыс. руб., за счет внебюджетных источников - ... тыс. руб.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в рамках реализации муниципальной целевой программы «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа «Воркута» на 2010-2014 годы» ответчиком выполняются требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные Федеральным от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом оснащение указанных прокурором зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений приборами учета и введение их в эксплуатацию, и главное - финансирование указанных мероприятий в 2011 году муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрено. Суд также принимает во внимание то, что муниципальное образование городского округа не имеет финансовой возможности единовременно реализовать целевую программу, рассчитанную поэтапно на пять лет.
При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания незаконным бездействия ответчика и возложению на него обязанности завершить оснащение зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, а также по вводу приборов учета в эксплуатацию. На момент рассмотрения дела судом муниципальная целевая программа «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере муниципального образования городского округа «Воркута» является действующей, срок ее реализации не истек.
Исходя из требований ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Между тем прокурором не представлены суду доказательства того, что отсутствием приборов учета в зданиях муниципальных дошкольных образовательных учреждений нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором предъявлены иски. Ссылка на экономию расходов на оплату коммунальных ресурсов, влекущую повышение заработной платы, является несостоятельной, поскольку целью муниципальной программы является оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов и повышение надежности функционирования и развития инженерных систем городского хозяйства, т.е оснащение зданий приборами учета затрагивает интересы муниципального образования, являющегося ответчиком по данному делу. Более того, одноэтапное оснащение всех муниципальных зданий повлечет для ответчика существенные финансовые затраты, которые не предполагают повышения заработной платы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении иска прокурора города Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства по оснащению зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета, возложении обязанности завершить оснащение зданий:
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» ... («...»), расположенного по адресу: ... прибором учета холодной воды,
- Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида» ..., расположенного по адресу: ... прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., прибором учета холодной воды,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ... приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия» ..., расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
- Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида» ... («...»), расположенного по адресу: ..., приборами учета потребляемых энергетических ресурсов,
и возложению обязанности ввести приборы учета в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Решение изготовлено 27 июня 2011 года.
Председательствующий судья С.В. Жуковская