ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1561/10 от 24.08.2010 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1561/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

Председательствующего Кильмухаметовой М.В.,

при секретаре Шинкевич А.В.,

с участием истца С.Ж.В.,

представителя истца С.В.И.,

представителей ответчика М.Н.Г.,

П.В.В.,

24 августа 2010 года

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Ж.В. к ФГУ о признании договора ** от *** года ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным,

у с т а н о в и л:

С.Ж.В. обратилась в суд с иском о признании договора ** от *** года, заключенного между ней и ФГУ незаконным.

В судебное заседание С.Ж.В. представила уточненное исковое заявление, в котором просит признать указанный договор ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным. Определением ... суда от *** года уточненное исковое заявление принято судом. В процессе рассмотрения дела истица отказалась уточнять заявленные требования, настаивала на рассмотрении уточненных требований.

С.Ж.В. заявленные требования мотивировала тем, что в *** году ею была приобретена ..., расположенная в ... на ....

В ... году под давлением ответчика она была вынуждена подписать договор ** от *** года на размещение ... в пределах полосы отвода и придорожной полосы ** автодороги с приложением, причем перед этим необходимо было подписать и оплатить договор ** от *** года на инженерно-техническое сопровождение работ по разработке технических условий и требований на согласование размещения .... Инженерно-техническое сопровождение по указанному договору оплачивалось истцом еще дважды: по договору ** от *** года и по договору ** от *** года.

В ** году истцом от ФГУ были получены дополнительное соглашение ** к Договору ** от *** года о продлении срока действия этого договора до *** года, письмо от *** года ** и предписание от *** года **, подписанные директором ФГУ

В предписании ей (истцу) предлагалось явиться в ФГУ для продления договора ** и заключения договоров на инженерно-техническое сопровождение.

Однако на этот раз она отказалась продлевать договор ** от *** года, так как полагает, что он не соответствует действующему законодательству и считает неприемлемыми условия договора для истца- владельца ..., которыми ей предписывается строительство переходно-скоростных полос и их освещение.

Так условия договора ** от *** года нарушают требования действующего законодательства, не дают истцу гарантий сохранности переходно-скоростных полос и их освещения в будущем при реконструкции или ремонте автодороги ** и не соответствуют сложившимся обстоятельствам, а именно:

а) ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, которая предусматривает, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Однако условия договора ставят владельца ... в бесправное положение:

- пункт 2.1.6 договора предусматривает осуществление за счет владельца ... снос или перенос объекта сервиса, если он создаст препятствия для владельца дороги в т.ч. при реконструкции и ремонте дороги;

- пунктами 2.1.13 и 2.1.14 договора предусмотрена обязанность владельца ... возмещать владельцу дороги ущерб и компенсировать затраты, связанные с переносом объекта при реконструкции, ремонте дороги;

- пунктом 5.2 договора предусмотрено, что договор подлежит расторжению либо приостановлению в случае проведения владельцем дороги работ по ремонту или реконструкции федеральных автомобильных дорог, в результате которых доступ к объекту невозможен, либо его размещение препятствует проведению указанных работ.

То есть при ремонте, реконструкции автодороги владелец дороги может сделать доступ к ... невозможным. Пунктом 5 Приложения к Договору повторено, что в случае реконструкции дороги, влекущей снос или перенос объекта (в том числе переустройство переходно- скоростных полос, примыкания) дорога не несет ответственности по возмещению затрат и убытков владельцу ...;

б) п. 7 ст. 22 ФЗ от 8.11.2007 г. № 257-Ф3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», согласно которого взимание платы предусмотрено за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.

Объект недвижимости - ... была приобретена ответчиком по договору купли-продажи от *** года о чем *** года было выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Из переданных с ... документов следует, что выбор земельного участка под строительство ... оформлен Актом выбора земельного участка от *** года, строительство ... велось согласно рабочего проекта, разработанного в *** года ... и согласованного с дирекцией областного дорожного фонда (письмо от ***г. **), ввод в эксплуатацию был произведен с оформление Акта государственной приемочной комиссией от *** года.

Таким образом, ... ответчика присоединена к указанной автодороге в *** года на законных основаниях по согласованию с областным дорожным фондом, в то время владельцем дороги, причем законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ не предусмотрено ежегодное заключение договора присоединения и договора на инженерно-техническое обслуживание;

в) п. 8 ст. 22 Закона № 257-ФЗ, которым установлено, что при заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.

Однако никакой информации об этом истцу предоставлено не было. Это не позволяет оценить перспективы эксплуатации ... в будущем и целесообразность миллионных вложений в строительство переходно-скоростных полос и их освещение;

г) ст.1 ГК РФ о том, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора;

д) п. 1 ст. 10 ГК РФ о недопущении действий юридических лиц, осуществляемых с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах;

е) в договоре не установлено место размещения ... истца относительно автодороги:

- не установлено, где начинаются и где заканчиваются полоса отвода и придорожная полоса в месте расположения ... истца на ......;

- не установлено в какой из этих полос расположена ....

При этом согласно п. 1 ст. 22 и ч. 8 ст. 26 Закона № 257-ФЗ требования, предъявляемые к объектам дорожного сервиса, расположенным в полосе отвода и придорожной полосе, различны;

ж) объект недвижимости - ..., приобретенная истцом *** года, была введена в эксплуатацию в *** году на законных основаниях, в том числе по согласованию с областным дорожным фондом, в то время распоряжавшимся автодорогой, причем согласно п. 2 ст. 61 Закона № 257-ФЗ к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего федерального закона, настоящий федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

По этим основаниям п. 1.1 договора о том, что владелец дороги предоставляет право разместить ..., устройство примыкания в пределах полосы отвода и придорожной полосы федеральной автодороги **, подлежит исключению;

з) ввиду наличия разработанного проекта размещения ... ОАО ... на территории ... истца, согласованного с УГИБДД (письмо от ... года) и ФГУ (письмо от ... года) и на основании ст.1 ГК РФ о том, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, п.2.1.1 договора ** от *** года подлежит исключению;

и) наличие разработанного проекта размещения ... ОАО ... на территории ... истца, согласованного с УГИБДД и ФГУ не позволяет истцу выполнить требования п.2.1.3 договора ** от *** года до переноса ... согласно разработанного проекта на территорию ... истца.

На этом основании п.2.1.3 договора подлежит исключению.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 166 и 168 ГК РФ просит суд признать договор ** от *** года, заключенный между нею и ФГУ ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным.

Представитель истца С.В.И. в судебном заседании поддержал доводы истца, просил суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика ФГУМ.Н.Г., действующая на основании доверенности от *** года л.д. 38), в удовлетворении заявленных исковых требований С.Ж.В. просила отказать. По существу дела пояснила, что оспариваемый истцом договор не противоречит действующему законодательству.

Как следует из договора ** от *** года С.Ж.В., являясь владельцем ..., уведомлена об особом режиме использования придорожной полосы федеральной автомобильной дороги ... (п. 2.2.1). С.Ж.В. взяла на себя обязательство согласовать с органом управления проектную документацию на размещение подъезда в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги. В соответствии с условиями этого договора владелец ... обязан обеспечить соблюдение технических условий и требований к размещению объекта дорожного сервиса. По представлению владельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок.

Данный договор закончил свое действие *** года. До настоящего времени технические условия по разработке рабочего проекта для приведения объекта сервиса в нормативное состояние, необходимое для обеспечения безопасности дорожного движения С.Ж.В. не выполнены.

В соответствии со ст. 22 ФЗ от 08.11.2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге носит обязательный характер.

Выполнение требований по обеспечению объектов дорожного сервиса элементами обустройства, перечислены в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 №1420 Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования (далее - Правила).

Эти же требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:

п. 5.5.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоросные полосы по СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

п. 4.6.1.1 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса - п.5), действующим в темное время суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона должны осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Согласно п. 1 Правил, которого предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.

П. 4 Правил предусмотрено, что контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы ГИБДД и МВД РФ.

На основании п. 11 Правил размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев. Аналогичная норма закреплена п. 10 ст. 22 ФЗ - строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 года № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог (далее - Правила № 233) согласно п. 1 которых предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.

Пунктом 2 Правил № 233 предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Однако в нарушение вышеуказанных требований Федерального законодательства при размещении примыкания подъезда ... в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования ... в настоящее Время объект эксплуатируется с нарушениями.

Пунктом 13 Правил установлено, что на владельцев и собственников объектов возлагаются обязательства осуществить за свой счет их снос или перенос в случае, если эти здания и сооружения создадут препятствия для нормальной эксплуатации федеральной автомобильной дороги при ее реконструкции или будут ухудшать условия движения по ней.

Пункты 2.1.6, 2.1.13, 2.1.14, 5, 5.2 оспариваемого договора предусматривают обязанность, возложенная п. 18 Правил.

В соответствии с пунктом 8 ст. 22 ФЗ на владельца автомобильной дороги возложена обязанность информировать лиц, с которыми заключается договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, о планируемых реконструкциях, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта. Данный пункт не предусматривает за какой период времени владелец автомобильной дороги должен информировать владельцев объектов сервиса. В ближайшие ... лет на данном участке дороге реконструкция или капитальный ремонт не запланированы.

П. 6 ст. 22 ФЗ предусмотрено, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования также носят обязательный характер, независимо расположен объект сервиса в полосе отвода или придорожной полосе.

Также при рассмотрении исковых требований С.Ж.В. просит учесть, что решением ... суда по делу ** удовлетворены требования ......, который обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц к С.Ж.В.. Судом признаны незаконными бездействие С.Ж.В. по не обеспечению требований безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного ... - ... Этим же решением суд обязал С.Ж.В. приостановить с момента вступления решения в законную силу эксплуатацию ..., принадлежащей С.Ж.В., до приведения в соответствие с федеральным законодательством, нормами проектирования, строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса, в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования ...), в том числе: разработать рабочий проект на размещение ..., оборудовать переходно-скоростную полосу, стационарное электрическое освещение, установив С.Ж.В. срок для совершения указанных действий до *** года. Также судом было установлено, что условия оспариваемого договора не противоречат действующему законодательству.

С учетом изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований С.Ж.В. отказать.

Представитель ответчика ...П.В.В., действующий на основании доверенности от *** года л.д. 39), исковые требования не признал, подтвердил доводы представителя М.Н.Г..

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования С.Ж.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательствам.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Ст. 422 ГК РФ предусматривает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В судебном заседании установлено, что истица является собственником ... расположенной по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** года ** л.д. 31).

*** года между С.Ж.В. и ФГУ был заключен договор ** на размещение объекта дорожного сервиса в пределах полосы отвода и придорожной полосе ... л.д. 5-7). С.Ж.В. как владелец ... по данному договору взяла на себя обязательства: согласовать с владельцем дороги ФГУ проектную документацию на размещение подъезда и объекта в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования (2.1.1); выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещение, согласно утвержденному рабочему проекту (п.2.1.3); по представлению владельца дороги устранять выявленные им недостатки в установленный срок (п. 2.1.10); обеспечить соблюдение технических условий и требований к размещению объекта дорожного сервиса (п. 2.2).

Данный договор (с учетом заключенных дополнительных соглашений) закончил свое действие *** года. На новый срок договор не пролонгирован. ФГУ 3 (трижды) выдавало С.Ж.В. технические условия по разработке рабочего проекта для приведения объекта сервиса в нормативное состояние, необходимое для обеспечения безопасности дорожного движения, однако до настоящего времени условия договора С.Ж.В. не выполнены.

С.Ж.В. обратилась в суд с требованиями о признании договора ** от *** года, заключенного между ней и ответчиком, ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным, поскольку полагает, что данный договор не соответствует действующему законодательству. Уточнять заявленные требования отказалась.

В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога ... в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62, относится к прочим федеральным дорогам. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от *** г. серия ** находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУ л.д. 55). Между ФГУ который находится в ведении Росавтодора (пункт 29 раздела II Приложения к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1731-р) и С.Ж.В., которая является собственником ..., расположенной в ..., был заключен оспариваемый договор.

Суд полагает, что условия оспариваемого договора, в том числе о принятии С.В.И. обязательств по согласованию с ФГУ проектной документации на размещение подъезда и объекта в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования, выполнении работ по устройству переходно-скоростных полос и их освещение, согласно утвержденному рабочему проекту соответствуют действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно п. 15 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 257), полоса отвода автомобильной дороги представляет собой земельные участки (независимо от категорий земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 ФЗ № 257 автозаправочная станция, владельцем которой является С.Ж.В., является объектом дорожного сервиса, предназначенного для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

Ч. 1 ст. 22 ФЗ № 257 определено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Ч. 3 ст. 22 ФЗ № 257 установлено, что обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Выполнение требований по обеспечению объектов дорожного сервиса элементами обустройства перечислены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства от 01.12.1998 года № 1420 утверждены Правила установления и использования придорожных полос Федеральных автомобильных дорог общего пользования

На основании п. 11 указанных Правил, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Аналогичные требования содержатся в п. 6 ст. 22 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федераций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Эти же требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»:

п. 5.5.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах, размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы по СНиП 2.05,02-85 «Автомобильные дороги».

п. 4.6.1.1. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают;

- на участках дорог в зонах, размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения (примечание: объекты придорожного сервиса - п. 5), действующим в темное время суток.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 233 утверждены Правила установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог, согласно п. 1 которых предусмотрено, что Правила определяют порядок установления полос отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности Российской Федерации, а также условия их использования.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что для целей настоящих Правил под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью.

Согласно п. 8 Правил № 233 в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных, объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с МВД РФ, при соблюдении следующих условий:

а) объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной, дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги;

б) выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Согласно требований п.п. 9 – 10 Правил установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 г. № 223, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги могут размещаться иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль федеральной автомобильной дороги либо пересекают ее; подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода федеральной автомобильной дороги и требующим доступа к ним.

Размещение указанных объектов в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации в случае, если их размещение за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции федеральной автомобильной дороги.

В силу п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 10 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», п. 5.5.27 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

С учетом приведенных норм действующего законодательства, суд считает, что при использовании дорожного сервиса ..., расположенного на земельном участке, примыкающем к федеральной автомобильной дороге ..., С.Ж.В. обязана была соблюдать условия оспариваемого договора, в том числе за свой счет обязана была: представить на согласование ФГУ проектную документацию на размещение подъезда и объекта дорожного сервиса - ... в полосе отвода и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования ... а также выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещению.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что решением Юргинского городского суда от *** года по гражданскому делу ** вынесенного по иску прокурор к С.Ж.В., было установлено, что С.Ж.В. эксплуатирует объект сервиса ... с нарушением действующего законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим судом постановлено: признать незаконным бездействие С.Ж.В. по не обеспечению требований безопасности дорожного движения в процессе эксплуатации объекта дорожного сервиса – ...; приостановить с момента вступления решения в законную силу эксплуатацию ..., принадлежащей С.Ж.В., до приведения в соответствие с федеральным законодательством, нормами проектирования, строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса, в полосе и придорожной полосе федеральной автомобильной дороги общего пользования ... в том числе: разработать рабочий проект на размещение ..., оборудовать переходно-скоростную полосу, стационарное электрическое освещение, установив С.Ж.В. срок для совершения указанных действий до *** года. В данном решении суда также дана оценка условиям оспариваемого С.Ж.В. договора и суд признал их не противоречащими действующему законодательству.

Указанное решение суда определением ... Кемеровского областного суда от *** года оставлено без изменения, а кассационная жалоба С.Ж.В. без удовлетворения.

Истец, обосновывая заявленные требования, ссылается на то, что ответчик в нарушение п. 8 ст. 22 ФЗ № 257, не информировал ее о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.

Действительно с соответствии с п. 8 ст. 22 ФЗ № 257 на владельца автомобильной дороги возложена обязанность информировать лиц, с которыми заключается договор о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, о планируемых реконструкциях, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта. Однако данная норма закона не предусматривает за какой период времени владелец автомобильной дороги должен информировать владельцев объектов сервиса. Кроме того, в судебном заседании установлено, что в ближайшие ** лет на участке дороге, где расположена ... истицы, реконструкция или капитальный ремонт не запланированы, в связи с этим истец и не информировался о предстоящей реконструкции или капитальном ремонте.

Суд находит несостоятельными доводы истца о том, что п. 2.1.1 договора подлежит исключению в связи с тем, что имеется разработанный проект размещения газовой ... ОАО ... поскольку истица не имеет какого-либо отношения к данному объекту и должна самостоятельно разработать рабочий проект на размещение принадлежащей ей ... как владелец объекта дорожного сервиса.

Истец также полагает, что поскольку ... была введена в эксплуатацию еще в ... году, то к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности не могут распространяться нормы ФЗ № 257, так как Закон вступил в законную силу только в ... году. Однако суд не может согласиться с доводами истицы в данной части.

В соответствии со ст. 61 ФЗ № 257 настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу. К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

В данном случае отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в части присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге возникли после дня вступления в силу ФЗ № 257, соответственно, к данным отношениям нормы ФЗ № 257 применяются в полной мере и носят для истицы как владельца объекта дорожного сервиса обязательный характер.

Анализируя изложенное, суд полагает, что оспариваемый С.Ж.В. договор ** от *** года соответствует действующему законодательству, в связи с чем суд отказывает истице в удовлетворении заявленных требований о признании договора ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске С.Ж.В. к ФГУ о признании договора ** от *** года ничтожным, несоответствующим сложившимся обстоятельствам и недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2010 года.