ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1561/18 от 27.08.2018 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1561/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Костроминой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области, третьи лица МЧС России и ГУ МЧС России по Калининградской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить звание «Ветеран труда»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако письмом -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему было в этом отказано по тем основаниям, что представленной медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» он награжден в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что не соответствует требованиям подп. 2 п. 1 и подп. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Считает, что такой отказ не основан на нормах действующего законодательства, а ссылка ответчика на то, что МЧС России до настоящего времени не издало нормативного правового акта, учреждающего ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветерана труда» существенно нарушает его права и законные интересы и не может быть положена в основу отказа.

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство социальной политики Калининградской области, в качестве третьего лица МЧС России, ГУ МЧС России по Калининградской области.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2 заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям, дополнительно указал, что обращение истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» после внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не должно ущемлять его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» - ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Представитель Министерства социальной политики по Калининградской области – ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что ФИО1 не было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» документы не были приняты, поскольку не соответствовали требованиям подп. 2 п. 1 и подп. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В связи с этим Министерство социальной политики Калининградской области не является надлежащим ответчиком. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель Министерства социальной политики Калининградской области – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дополнительно пояснила, что в настоящее время имеется проект, который не вступил в силу, Приказа МЧС России «О ведомственных знаках отличия Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменения в приказ МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Сведения об учреждении ведомственного знака отличия МЧС России иными нормативно-правовыми актами в рамках законодательства РФ также отсутствуют. В связи с этим правовых оснований для присвоения ФИО1 звания «Ветеран труда» не имеется. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

В судебное заседание представитель МЧС России не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представители ГУ МЧС России по Калининградской области – ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признали, дав пояснения аналогичные указанным в письменном отзыве. Просили исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 на основании приказа Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -К от ДД.ММ.ГГГГ за заслуги в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах был награжден медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела».

Обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ему был дан ответ -<данные изъяты> об отказе в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку представленной медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» он награжден в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что не соответствует требованиям подп. 2 п. 1 и подп. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Как следует из преамбулы Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» им установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии со ст. 7 вышеназванного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.

Согласно п. 7 Центр в случаях неполного представления заявителем документов и (или) несоответствия представленных документов требованиям пунктов 3 и 4 настоящих порядка и условий в течение 10 дней с даты получения документов направляет заявителю мотивированное уведомление об отказе в их приеме и возвращает представленные заявителем документы.

Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий.

В силу положений п.п. 9-11 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца.

Таким образом, действующее в настоящее время законодательство Калининградской области возлагает на Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.

При таком положении, учитывая, что Министерством социальной политики Калининградской области решения об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» не принималось, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком является ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».

Согласно вышеприведенным положениям ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Порядку и условиями присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129, ветеранами труда могут являться и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

В силу п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанный Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», которое содержит указание на необходимость Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.

Так, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 года относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в связи с чем при решении вопроса о том, относится ли тот или иной знак отличия к числу знаков, награждение которыми дает право на присвоение звания «Ветеран труда», следует руководствоваться соответствующими ведомственными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, Приказ МЧС России от 06 декабря 2010 года № 620 «О ведомственных знаках отличия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» до настоящего времени находится в редакции от 08 декабря 2014 года и не приведен в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени МЧС России не принят нормативный акт, учреждающий ведомственные знаки отличия в труде (службе) дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», суд приходит к выводу, что ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» правомерно отказано истцу в приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку медалью МЧС России «За пропаганду спасательного дела» он награжден в соответствии с приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 230 от 28 июня 2017 года, то есть после внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что не соответствует требованиям подп. 2 п. 1 и подп. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В порядке ст. ст. 12, 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств незаконности принятого ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» решения.

При таком положении, суд приходит к выводу о том, что установленных законом оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 о понуждении ответчика присвоить звание «Ветеран труда» не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области, третьи лица МЧС России и ГУ МЧС России по Калининградской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и понуждении присвоить звание «Ветеран труда» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2018 года.

Судья Н.В. Паршукова