ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1561/20 от 07.09.2020 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело (УИД) №

Производство №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 07 сентября 2020 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Щеголихиной И.Ю.,

с участием истца Евтешина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Евтешина Алексея Викторовича к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот - российские авиалинии» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда,

Установил:

Евтешин А.В. обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» о взыскании стоимости авиабилетов, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что дд.мм.гггг. между ним (далее - Заказчик) и ООО «Прованс» (далее - Турагент) был заключен договор о реализации туристского продукта №, пунктом 1.3 которого предусмотрено, что Турагент действует от своего имени и за счет Туроператора, либо от имени Туроператора и за счет Туроператора, в случае выдачи Туроператором доверенности на заключение договоров о реализации туристского продукта. Обязанности по оказанию услуг, входящих в туристский продукт, возникают у Туроператора. Услуги, входящие в туристский продукт, непосредственно оказываются Заказчику третьими лицами - Туроператором, перевозчиком, отелем, страховщиком и прочими лицами, оказывающими услуги, входящие в туристский продукт. Туроператором является АО Агентство «Пактур». В состав туристского продукта входило оказание услуг по приобретению авиабилетов в ПАО «Аэрофлот» по маршруту следований Москва - Барселона, вылет дд.мм.гггг., и Барселона - Москва, вылет дд.мм.гггг.; по размещению в гостинице в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Цена договора составила 126 760 руб. Свои обязательства по оплате туристского продукта он исполнил своевременно и в полном объеме. В декабре 2019 в ПАО «Аэрофлот» на его имя и имена членов его семьи были приобретены четыре билета общей стоимостью 61 002 руб. В связи с его заболеванием, не позволившим осуществить перелет, дд.мм.гггг. посредством официального сайта ПАО «Аэрофлот» им был уведомлен перевозчик о вынужденном отказе от воздушной перевозки. Полагая, что поскольку электронные билеты ему были представлены, Туроператор в рамках договора со своей стороны добросовестно выполнил перед ним свое обязательство по приобретению у ПАО «Аэрофлот» авиабилетов, он дд.мм.гггг. направил ответчику заявление (претензию) с требованием вернуть ему в полном объеме уплаченные за воздушную перевозку денежные средства в размере 61 002 руб. В ответе на претензию ответчик признал обоснованность его требований о возврате денежных средств в счет приобретенных авиабилетов по правилам вынужденного отказа от перевозки. На его последующие неоднократные обращения в адрес Турагента получал ответ, что возврат денежных средств от ПАО «Аэрофлот» не осуществлен. Ссылаясь на то, что разумный срок для добросовестного выполнения обязательств со стороны ответчика истек, на положения Закона РФ «О защите прав потребителей», п.2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, просил суд взыскать с ПАО «Аэрофлот» стоимость авиабилетов в размере 61 002 руб., неустойку за неудовлетворения требований о возврате суммы предоплаты за авиабилеты в размере 61 002 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы в размере 61 002 руб. - 30 501 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., и судебные расходы.

В последующем, истец, ссылаясь на то, что ответчик дд.мм.гггг. осуществил возврат денежных средств в размере стоимости авиабилетов в сумме 61 002 руб., уменьшил размер исковых требований до взыскания неустойки и компенсации морального вреда.

В процессе производства по делу в качестве третьих лиц были привлечены ООО «Прованс» и АО Агентство «Пактур».

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, ссылаясь также на положения абз.3 п.1 ст. 1005 ГК РФ; полагал, что поскольку Туроператор в отношениях с ним действовал от имени и за счет принципала (ПАО «Аэрофлот»), права и обязанности в отношениях с ним возникли непосредственно у ПАО «Аэрофлот».

Ответчик ПАО «Аэрофлот», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленных в суд возражениях исковые требования не признал, указав, что надлежащим ответчиком по делу является АО «Агентство «ПАКТУР».

Третье лицо АО Агентство «ПАКТУР», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, в представленном в суд ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против исковых требований возражал в полном объеме, считая их необоснованными, поскольку стоимость авиабилетов, входящих в состав тура, была возвращена истцу дд.мм.гггг..

Третье лицо ООО «Прованс», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг. между истцом и турагентом ООО "Прованс» (далее - Турагент) заключен договор о реализации туристского продукта № (далее - Договор), по условиям которого турагент ООО «Прованс» приняла на себя обязательство предоставить истцу туристский продукт в виде тура по маршруту Москва - Барселона - Москва с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. с размещением в отеле <данные изъяты>, в том числе забронировать и оплатить от имени туриста авиабилеты на истца, ФИО3, ФИО4, ФИО5

В приложении к договору указано, что туроператором туристского продукта является АО «Агентство «ПАКТУР» (далее - Туроператор).

Во исполнение встречных обязательств истец оплатил Турагенту стоимость тура в размере 126 760 руб. в соответствии с п. 1.1 Договора.

В судебном заседании также установлено, что дд.мм.гггг. Туроператором, осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему BSP на территории России по специальному тарифу <данные изъяты> группы <данные изъяты>, по заявке Турагента на имя истца и членов его семьи приобретены авиабилеты по маршруту Москва - Барселона (рейс №, вылет дд.мм.гггг.) и Барселона - Москва (рейс <данные изъяты>, вылет дд.мм.гггг.); электронные билеты №; общая стоимость авиабилетов составляет 61 002 руб.

дд.мм.гггг. истец посредством ресурса официального сайта ПАО «Аэрофлот» уведомил ответчика о вынужденном отказе от воздушной перевозки по причине своей болезни, что подтверждается соответствующими медицинскими документами. Одновременно истец просил ответчика возвратить ему уплаченную стоимость авиабилетов.

Письмом от дд.мм.гггг. за № АО «Аэрофлот», в соответствии с резолюцией заместителя генерального директора по стратегии, сервису и маркетингу ПАО «Аэрофлот», разрешило ЗАО Агентство «ПАКТУР» произвести дополнительный возврат тарифа и сбора <данные изъяты> по авиабилетам №. Из указанного письма также следует, что ранее по авиабилетам произведен возврат сборов в размере: 2 462 руб. за авиабилеты №, 1 998 руб. за авиабилет №.

дд.мм.гггг. АО «Агентство «ПАКТУР» на расчетный счет ООО «Прованс» перечислило стоимость авиабилетов, входящих в состав тура, что подтверждается платежным поручением № от дд.мм.гггг..

дд.мм.гггг. ООО «Прованс» сообщило Евтешину А.В., что в счет возврата денежных средств по договору № от дд.мм.гггг. дд.мм.гггг. ему от Туроператора АО Агентство «ПАКТУР» были перечислены на банковскую карту (по указанному им реквизитам) денежные средства в размере 65 078 руб. 10 коп., из которых 61 002 руб. - возврат за неиспользованные авиабилеты по поручению ПАО «Аэрофлот», 4 076 руб. 10 коп. - возврат за медицинское страхование.

В обоснование иска Евтешин А.В. ссылался на то, что ответственность за несвоевременность возврата денежных средств за авиабилеты, в силу абз.3 п.1 ст. 1005 ГК РФ, лежит на ПАО «Аэрофлот», поскольку Туроператор в отношениях с ним (Евтешиным А.В.) действовал от имени и за счет принципала (ПАО «Аэрофлот»), а потому права и обязанности в отношениях с ним возникли непосредственно у ПАО «Аэрофлот».

Проверяя данные доводы истца, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения.

Согласно определению туристского продукта, приведенному в ст. 1 Закона N 132-ФЗ, это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6 Закона N 132-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона N 132-ФЗ, туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и(или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона N 132-ФЗ реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 разъяснено, что, применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и(или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона N 132-ФЗ).

Как следует из заключенного между истцом и ООО «Прованс» договора о реализации туристского продукта № TUR-929 (далее - Договор), турагент принял на себя обязательство предоставить истцу туристский продукт, в состав которого входит, в том числе, бронирование и оплата от имени туриста авиабилетов, туроператором туристского продукта является АО «Агентство «ПАКТУР» (далее - Туроператор).

Анализируя вышеперечисленные нормы законодательства в совокупности с условиями заключенного истцом договора о реализации туристского продукта, суд приходит к выводу о том, что ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из заключенного с истцом договору несет туроператор, коим ответчик не является.

В судебном заседании установлено, что оплата перевозки истцом была осуществлена ООО «Прованс», которое в свою очередь перечислило денежные средства за туристский продукт туроператору АО Агентство «Пактур».

Авиабилеты на истца и членов его семьи были оформлены дд.мм.гггг. АО Агентство «Пактур», осуществляющим продажу авиаперевозок ПАО «Аэрофлот» через систему BSP на территории России.

При оформлении перевозки истца АО Агентство «Пактур» действовало на основании агентского договора о продаже пассажирских перевозок, заключенного между Агентом и Перевозчиком - членом ИАТА. Условия Агентского договора описаны в Резолюции 824 ИАТА.

Согласно приложению № к Руководству ИАТА по системе BSP для Агентов, ПАО «Аэрофлот» является членом ИАТА и участником BSP.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В Методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденным Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по Физической Культуре и Туризму N402 от дд.мм.гггг. дополнительно к услугам перевозки указано "транспортное обслуживание", а также указано, что о продвижение и продажа туристского продукта туристу может осуществляться туристской организацией самостоятельно, или на основе договоров со сторонними организациями; следовательно, предоставлять такие услуги могут не только напрямую исполнители (перевозчики), но и организаторы перевозок (в том числе чартерных рейсов).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 №82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок), согласно п. 6 которых перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и за выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку (п.12 Правил воздушных перевозок).

Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

Требованиям Воздушного кодекса РФ о праве пассажира на возврат денежных сумм в случае отказа от перевозки соответствуют Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.

В соответствии с пунктом 116 указанных Правил в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Также в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от всей перевозки подлежат возврату пассажиру сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса на неиспользованных участках маршрута перевозки (п. 120 названных Правил).

Согласно пункту 232 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, возврат провозной платы производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (пункт 231). Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

Согласно п. 14 Договора перевозки пассажира, при намерении пассажира отказаться от полета пассажир или уполномоченное им лицо обязаны уведомить ПАО «Аэрофлот» о расторжении договора перевозки в одностороннем порядке: для перевозок, оформленных через агентскую сеть - путем обращения пассажира или его уполномоченного лица по месту приобретения билета с одновременным осуществлением процедуры возврата авиабилета.

Согласно требованиям возврата авиабилетов авиаперевозчика Аэрофлот, размещенными на официальном сайте, возврат (добровольный или вынужденный) осуществляется офисом, продавшим авиабилет в течение срока годности билета (включая специальные тарифы), но не позднее 30 дней после истечения срока действия, если правилами применения тарифов не оговорены другие сроки предъявления авиабилетов на возврат.

Из агентского договора о продаже пассажирских перевозок, текст которого описан в Резолюции 824 ИАТА, прямо не следует, что АО «ПАКТУР» действует от имени и за счет принципала. Денежные средства за авиабилет истцом были уплачены турагенту за заказанный им туристический продукт - комплекс туристических услуг, соответственно, обязанность по их возврату возникает у туроператора, который в последующем через турагента и произвел возврат истцу стоимости авиабилетов.

Довод истца о том, что нахождение у него на руках электронных авиабилетов подтверждает факт заключения между ним и ответчиком договора перевозки основан на неверном толковании норм права, поскольку АО «ПАКТУР» в рассматриваемом споре является агентом, совершившим бронирование и покупку авиабилетов у перевозчика ПАО «Аэрофлот» за счет принципала Евтешина А.В. Из договора, заключенного между ФИО6 и Турагентом ООО «Прованс» следует, что авиаперелет входит в стоимость туристического продукта, который был истцом оплачен турагенту ООО "ООО «Прованс» и не содержит сведений об оказании как отдельной услуги и ее стоимости по приобретению авиабилетов. Квитанции электронных билетов истцу были вручены турагентом.

Поскольку в судебном заседании не установлена обязанность ответчика по возврату истцу денежных средств за авиабилеты, оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде неустойки не имеется.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по потребительским спорам при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Так как факт нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, а также наличие между сторонами правоотношений, регулируемых Законом о защите прав потребителя, не установлены, не подлежат удовлетворению и требования истца о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Евтешина Алексея Викторовича к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот - российские авиалинии» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья