Дело № 2-1561/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Кузнецовой А.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО2,
представителя третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Московских Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1561/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для ведения садоводства и огородничества» на «под индивидуальное жилищное строительство», мотивируя тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества». На земельном участке расположен жилой дом площадью № кв.м., принадлежащий истцу на праве собственности. С целью осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав истцом было представлено соответствующее заявление и документы в Управление Росреестра по Республике Башкортостан, однако 11.12.2018 поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации прав. В настоящее время возникла необходимость в изменении вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем в адрес ответчика было направлено соответствующее заявление. Однако разрешить спор в досудебном порядке не представилось возможным.
Определением суда от 27 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Представитель третьего лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности ФИО2 в удовлетворении иска возражал, пояснив, что участок находится в территориальной зоне «Т», для которой вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» не разрешен.
Представитель третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Московских Н.Л. просила принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для ведения садоводства и огородничества», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2019.
На земельном участке расположен жилой дом площадью № кв.м., принадлежащий истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2019.
С целью осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав истцом было представлено соответствующее заявление и документы в Управление Росреестра по Республике Башкортостан от 30.11.2018.
11.12.2018 уведомлением Управление Росреестра по Республике Башкортостан сообщило о приостановлении государственной регистрации прав, т.к. жилое строение по адресу: г. <адрес> находится в территориальной зоне №», для которой вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» не разрешен.
В ответ на обращение истца вх. № от 11.06.2019 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан письмом ДС-19/1955-Г от 27.06.2019 сообщило, что участок находится в территориальной зоне № - инженерно-транспортная зона, для которой вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство» не разрешен. Изменение границ территориальных зон возможно в случае внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Письмом №-ПЗЗ/02 от 05.08.2019 заместитель председателя Комиссии Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6 сообщил ФИО1 о нецелесообразности внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Дополнительно сообщено, что в Правила землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан внесены изменения, согласно которым в территориальной зоне «Т» - инженерно-транспортная зона в качестве основного установлен вид использования «Существующие территории, предоставленные для ведения садоводства»
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексомклассификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, утвержденным Правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне «Т» - инженерно-транспортная зона, для которой Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство» не разрешен. Истец не вправе требовать изменения вида разрешенного использования земельного участка, не предусмотренного градостроительным регламентом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для ведения садоводства и огородничества» на «под индивидуальное жилищное строительство» следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для ведения садоводства и огородничества» на «под индивидуальное жилищное строительство» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме принято 23.03.2020.
Судья М.З. Галлямов