ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1561/20 от 23.06.2020 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

УИД 25RS0002-01-2020-001420-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд города Владивостока в составе председательствующего судьи Шамловой А.Л., при помощнике ФИО1, с участием Приморского транспортного прокурора Кротова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Владивостокской таможне о восстановлении на работе,

установил:

истец обратилась в суд с названым иском, в обоснование требований указав, что дата поступил на службу в таможенные органы. На основании представления Приморской транспортной прокуратуры от дата «Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, о государственной службе» в соответствии с решением начальника Владивостокской таможни от дата в таможне проведена проверка исполнения обязанностей, установленных ст. 8 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» майором таможенной службы ФИО2, старшим инспектором отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны. По итогам проверки установлены нарушения: в справке о доходах ФИО7. (супруга) за дата не указаны сведения о наличии счета в ПАО СКБ <...>» от дата и находящихся на нем денежных средствах в размере 904 892,86 руб.; в справках о доходах ФИО5 за дата не указаны сведения о наличии счета в ПАО «<...>» от дата и находящихся на нем денежных средствах; в справке о доходах ФИО5 за дата неверно указан остаток на счете в иностранной валюте, открытом дата в ПАО АКБ «<...>» - 3 йены (согласно информации ПАО АКБ «<...>» - 4 йены; в справке о доходах ФИО5 за дата остатки денежных средств указаны в йенах, а не в рублях по курсу Банка России на отчетную дату, что не соответствует примечанию 2 к разделу 3 справки о доходах; в справке о доходах ФИО2 за дата некорректно внесена информация об остатках на счетах: а) на счете, открытом дата – 6900,58 руб.; б) на счете, открытом дата – 10 652,73 руб.; Согласно письму ПАО «<...>» от дата фактический остаток на счетах ФИО2 составлял: а) на счете, открытом дата – 10 652,73 руб.; на счете, открытом дата – 6900,58 руб.; в справке о доходах ФИО5дата не указан доход, полученный ею в филиале № Приморского регионального фонда социального страхования в сумме 1 723,26 руб. (пособие по временной нетрудоспособности).

При указанных обстоятельствах начальник Владивостокской таможни пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2 признаков коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в части представления недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги, в связи с чем, сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия (ч.1 ст. 29.2 Закона № 114-ФЗ).

Приказом начальника Владивостокской таможни от дата старший инспектор отдела оперативно – дежурной службы и таможенной охраны Владивостокской службы ФИО2 подлежит увольнению дата со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 29.2 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (уволен в связи с утратой доверия).

Ссылаясь на то, что допущенные им нарушения не являются основанием для применения в отношении него меры юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия, истец просит суд признать незаконным и отменить приказ начальника Владивостокской таможни от дата «О результатах проверки в отношении ФИО2»; признать незаконным и отменить приказ начальника Владивостокской таможни от дата об увольнении ФИО2; восстановить ФИО2 на службе в должности старшего инспектора отдела оперативно – дежурной службы и таможенной охраны Владивостокской таможни с даты, следующей за днем незаконного увольнения, а именно с дата; взыскать с Владивостокской таможни в пользу ФИО2 денежное содержание за время вынужденного прогула.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на заявленных требованиях в полном объеме.

Представители ответчика требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям письменного отзыва.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, приняв во внимание заключение Приморского транспортного прокурора, который просит исковые требования оставить без удовлетворения, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Исходя из положений статьи 1, статьи 4 Федерального закона РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" N 114-ФЗ от 21 июля 1997 года служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, регламентирует, в числе прочих, вопросы поступления на службу в таможенные органы и прекращение службы в таможенных органах.

В соответствии со статьей 29.2 Федерального закона N 114-ФЗ, сотрудник таможенных органов подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником таможенных органов сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденный Указом Президента от 21 января 2009 года N 1065.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых, полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1858-О).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 поступил на службу в таможенные органы дата.

дата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 начальником Владивостокской таможни назначена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представления должностным лицом Владивостокской таможни ФИО2 за отчетные дата

О данном факте ФИО2 уведомлен дата письмом .

В ходе проведения проверки установлены несоответствия сведений, полученных по запросам таможни и представленных ФИО2 в справках за отчетные периоды дата, на себя и супругу:

1. в справке о доходах супруги ФИО2 ФИО5 за дата не указан счет в ПАО СКБ «<...>» от дата и находящихся на нем денежных средств в размере 904 892, 86 рублей;

2. в справках о доходах ФИО5 за дата не указаны сведения о наличии счета в ПАО «<...>» от дата и находящихся на нем денежных средствах (остаток денежных средств на счете по состоянию на дата – 22, 66 руб., на дата – 23,06 руб., на дата – 3,06 руб.);

3. в справке о доходах за датаФИО5 неверно указан остаток на счете в иностранной валюте, открытый дата – 3 йены (согласно информации ПАО АКБ «<...>» - 4 йены). Также в справках о доходах ФИО5 за проверяемый дата остатки денежных средств указаны в йенах, а не в рублях;

4. информация об остатках на счетах, открытых дата и дата в справку о доходах ФИО2 за дата внесены некорректно: в справке о доходах ФИО2 за дата указано: на счете, открытом дата – 6900, 58 руб.; на счете, открытом дата – 10652,73 руб.

Согласно письму ПАО «<...>» от дата фактический остаток на счетах ФИО2 составлял: на счете, открытом дата – 10652,73 руб.; на счете, открытом дата – 6900,58 руб.

5. в справке о доходах супруги ФИО2 ФИО5 за дата не указан доход, полученный ею в филиале <...> в сумме 1723,26 руб. (пособие по временной нетрудоспособности).

По результатам проверки, на основании доклада о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от дата, утвержденного и.о. начальника таможни, принято решение об увольнении ФИО2 со службы в таможенных органах за утрату доверия.

Приказом начальника Владивостокской таможни от дата ФИО2 уволен дата со службы в таможенных органах Российской Федерации, с должности инспектора отдела оперативно – дежурной службы и таможенной охраны Владивостокской таможни, на основании пункта 1 статьи 29.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», в связи с утратой доверия.

Основанием к увольнению истца послужил приказ о результатах проверки от дата.

Учитывая, что факт представления истцом недостоверных или неполных сведений о своих доходах, а также о доходах его супруги нашел свое подтверждение, при этом не оспаривается истцом, процедура увольнения истца соблюдена, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Поскольку основное требование истца оставлено без удовлетворения, то производное требование о взыскании денежного довольствия со дня увольнения и до дня восстановления на службе не подлежат удовлетворению.

Доводы истца об отсутствии умысла на представление недостоверных или неполных сведений, а также малозначительности проступка, не могут служить основанием для отмены приказа об увольнении, поскольку представление справок о доходах, является обязанностью государственного служащего.

Так, подпунктом "б" п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, установлена обязанность государственного служащего представлять ежегодно сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Кроме того, ежегодно Министерство труда разрабатывает Методические рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в текущем году (за 2018 год письмом от 10.01.2019 № 10-9/10/В-36).

Все государственные служащие обязаны ими руководствоваться и соблюдать те правила, которые в них прописаны. Как следует из Методических рекомендаций, справку рекомендуется заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Не рекомендуется пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде смс – сообщения. Для получения достоверных сведений о дате открытия счета в банке (иной кредитной организации), виде и валюте такого счета, остатке на счете на отчетную дату и сумме поступивших на счет денежных средств следует обращаться в банк или соответствующую кредитную организацию. Информация о наличии банковских счетов может быть получено у ФНС России. На последней странице справки достоверность и полнота представленных сведений подтверждаются собственно ручной подписью представляющего ее лица.

Вместе с этим, как следует из материалов дела, пояснений самого истца в банки за официальной информацией не обращался, сведения указывал в справках из иных источников.

При этом, открытый супругой дата счет в банке «<...>» с остатком на дата суммой 904 892,86 руб., и не указанный оператором банка в выписке, не снимает с истца обязанности по указанию данного счета в справке согласно Методическим рекомендациям.

В соответствии с Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, рекомендованным Письмом Минтруда России от 21.03.2016 N 18-2/10/П-1526 для использования подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений, к нарушениям, которые расцениваются как малозначительный проступок, можно отнести не представление сведений о доходе от вклада в банке, сумма которого не превышает 10 000 рублей, если она была переведена на банковский счет служащего, средства со счета не снимались, при этом в Справке отражены полные и достоверные сведения об этом счете. Согласно этого же обзора к нарушениям, которые расцениваются как несущественный проступок, можно отнести не указание сведений о банковских счетах, вкладах, остаток денежных средств на которых не превышает 1 000 рублей, при этом движение денежных средств по счету в отчетном периоде не осуществлялось.

Таким образом, доводы истца о том, что указанная недостоверная информация в справки о доходах была внесена со слов супруги, в связи с чем, его вины в предоставлении неточных сведений не имеется, подлежат отклонению судом, поскольку предоставление полных и достоверных сведений о доходах являются обязанностью федеральных государственных служащих, установленной в целях противодействия коррупции на законодательном уровне.

К доводам истца о том, что денежные средства в размере 904 892,86 руб., находящиеся на счете супруги, это денежные средства от продажи недвижимости, данные о сделке отражены в справке о доходах за дата, суд относится критически, поскольку источником дохода истца в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за дата указан доход от реализации квартиры, расположенной по адресу: <адрес> величина дохода указана 3 850 000 руб. (раздел 1), при этом, согласно сведениям о расходах (раздел 2) указано, что истец приобрел квартиру по адресу: <адрес> стоимостью 3 650 000 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования ФИО2 к Владивостокской таможне о признании незаконным и отмене приказа начальника Владивостокской таможни от дата «О результатах проверки в отношении ФИО2»; признании незаконным и отмене приказа начальника Владивостокской таможни от дата об увольнении ФИО2»; о восстановлении на работе, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий А.Л. Шамлова