ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1561/2013 от 26.09.2013 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 сентября 2013г. Дело №...

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бадмаевой Д.Н.

при секретаре Бушкановой Р.А.,

с участием помощника прокурора Советского района г.Улан-Удэ Оленниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к заинтересованным лицам Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов, Мэру города Улан-Удэ ФИО2 об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к заинтересованным лицам Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов, Мэру города Улан-Удэ ФИО2 с заявлением об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления по избранию мэра города, мотивируя свои требования тем, что полномочия ФИО3, избранного на муниципальных выборах 2 декабря 2007г., должны были прекратиться ДД.ММ.ГГГГ., на момент избрания ФИО2 Устав города не предусматривал избрание мэра из состава Горсовета, потому избрание ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 мэром было незаконным; Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.9 ст.36) и Устав города Улан-Удэ вообще не допускают избрание мэра из состава Горсовета действующим его составом; поскольку изменения в Устав, касающиеся изменения порядка избрания мэра, вступили в силу только в   то на момент, когда должны были быть назначены выборы мэра населением, они не действовали, следовательно, Улан-Удэнский городской Совет обязан был назначить в ДД.ММ.ГГГГ году всенародные выборы мэра города и не вправе был избирать мэра из своего состава; действия Улан-Удэнского городского Совета депутатов и принятое в результате этих действий решение Горсовета прямо нарушают конституционные права ФИО1 избирать мэра и быть избранным мэром города Улан-Удэ.

Определением суда по настоящему делу в качестве третьего лица привлечен ФИО3, ранее занимавший должность мэра гор. Улан-Удэ.

Представитель заявителя по доверенности ФИО4 заявление своего доверителя поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Также дала суду дополнительные пояснения по заявленным требованиям, суть которых сводится к следующему.

Принятый новый порядок избрания мэра города, установленный Уставом Городского округа «город Улан-Удэ» (в редакции решения Улан-Удэнского городского Совета ... от ДД.ММ.ГГГГ.), подлежал исполнению со дня истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ. В случае с мэром ФИО3 указанный срок его полномочий истекал ДД.ММ.ГГГГг. Следовательно, на момент избрания ДД.ММ.ГГГГг. мэром ФИО2 Устав города не предусматривал избрание такового из состава местного представительного органа, потому оно незаконно.

Кроме того, решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 19.05.2011г. ... «О внесении изменений и дополнений в Устав Городского округа «город Улан-Удэ» в части введения нового порядка избрания мэра города Улан-Удэ вступило в силу позже, чем наступила дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования. Тем самым, оно принято с нарушением требований п.9 ст.36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная правовая норма в редакции от 30.11.2011г,, действовавшей на момент принятия решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 11.12.2012г. №639-52 «Об избрании мэра города Улан-Удэ», предусматривала, что в случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». По мнению представителя ФИО4, датой, начиная с которой Улан-Удэнский городской Совет депутатов был бы вправе принять решение о назначении выборов мэра города Улан-Удэ, является 16 июля 2012 года.

По указанным выше основаниям представитель заявителя ФИО4 просила признать незаконными действия Улан-Удэнского городского Совета депутатов, совершенные ДД.ММ.ГГГГ. по избранию мэра города из своего состава, признать незаконным решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 11.12.2012г. ... «Об избрании мэра города Улан-Удэ», определить срок, не позднее которого Улан-Удэнский городской Совет депутатов должен назначить выборы мэра г.Улан-Удэ.

Представитель заинтересованных лиц Улан-Удэнского городского Совета депутатов, ФИО2 -ФИО5, действующий на основании выданных доверенностей, в судебном заседании заявление ФИО1 признал не обоснованным, поддержав свои возражения, изложенные в ранее представленном в материалы дела письменном отзыве. Суду пояснил, что законность оспариваемого решения и избрание мэром ФИО6 была проверена в судебном порядке по заявлению ФИО7, по которому в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда по указанному делу вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение по настоящему гражданскому делу. Что касается нарушения прав самого заявителя избирать мэра и быть избранным мэром г.Улан-Удэ, то в этой части нарушений таковых прав ФИО8 нет, поскольку при избрании мэра города из числа депутатов заявитель не выставлял свою кандидатуру на избрание мэра города. В удовлетворении заявления просил отказать.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, был извещен в порядке ч.1 ст.113 ГПК РФ - лично телефонограммой, принятой им 11.09.2013г. в 17-00мин., кроме того, в материалах дела имеется заявление ФИО8 о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заинтересованные лица - мэр г.Улан-Удэ ФИО2, гр. ФИО3, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд также не явились.

При указанных обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц, по правилам ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора Оленниковой Е.А., полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО9, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу ст.130 ч.2 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ.

Согласно п.п.1, 2 ст.36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Устав города Улан-Удэ в редакции 2007 года предусматривал избрание мэра города на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (п.2 ст.31 Устава).

Судом установлено, что 2 декабря 2007 года состоялись муниципальные выборы мэра города Улан-Удэ. Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Улан-Удэ» от ДД.ММ.ГГГГ избранным главой муниципального образования - мэром города Улан-Удэ признан ФИО3 Регистрация избранного главы муниципального образования - мэра ... ФИО3 состоялась на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Улан-Удэ» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов внесены изменения и дополнения в Устав городского округа «город Улан-Удэ» в части избрания мэра города Улан-Удэ, в соответствии с которыми мэр города Улан-Удэ – высшее должностное лицо города Улан-Удэ, избираемое городским Советом из своего состава и исполняющее полномочия председателя городского Совета. Мэр города Улан-Удэ избирается городским Советом на срок полномочий городского Совета, полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра города (ст.23 Устава).

Вышеназванное решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов содержит пункт 1.45 следующего содержания: Дополнить Устав статьей 54 «Переходные положения», согласно которой после вступления в силу настоящей статьи и после истечения пятилетнего срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, или после досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, избрание мэра города производится городским Советом из своего состава в течение 2 месяцев со дня истечения пятилетнего срока полномочий или досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанного решения также следует, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования после государственной регистрации, за исключением подпунктов 1.6, 1.8, 1.9, 1.11, 1.14 - 1.17, 1.20, 1.22, 1.23, 1.26, 1.28, 1.29, 1.36, 1.37, 1.40, 1.41, 1.43 пункта 1 настоящего решения, которые вступают в силу со дня истечения срока полномочий мэра города или со дня досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, а также абзаца 3 подпункта 1.1 пункта 1 настоящего решения, который вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Из обстоятельств дела следует, что, с учетом внесенных в Устав города Улан-Удэ изменений, решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... мэром города Улан-Удэ избран ФИО10

Оспаривая законность и легитимность избрания мэром ФИО11 городским Советом из своего состава, представитель заявителя указывает на то, что принятый новый порядок избрания мэра города подлежал исполнению со дня истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, при этом срок окончания полномочий указанного мэра (ФИО3), по мнению представителя заявителя, истекал ДД.ММ.ГГГГг., следовательно, на момент избрания ДД.ММ.ГГГГг. мэром ФИО2 Устав города не предусматривал избрание мэра из состава местного представительного органа.

С указанными выше доводами представителя ФИО4, как с несостоятельными, суд считает необходимым не согласиться.

Исходя из совокупного смысла гражданских норм права и действующего избирательного законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что глава муниципального образования вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией (если иное прямо не оговорено в законе или решении) и срок его полномочий прекращается в день истечения срока, на который он был избран, начиная со дня его регистрации.

В настоящем конкретном случае суд считает, что датой начала течения пятилетнего срока полномочий мэра города является ДД.ММ.ГГГГ - дата регистрации мэра города ФИО3 Избирательной комиссией, а датой окончания его пятилетнего срока является ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям главы 11 Гражданского кодекса РФ и нормам ст.11.1 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Суд находит подлежащими отклонению как не основанные на законе доводы представителя заявителя о том, что новый порядок избрания мэра города Улан-Удэ не подлежал применению, т.к. решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 19.05.2011г. ... вступило в силу позже, чем наступила дата, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с правилами п.9 ст.36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 30.11.2011г.). По мнению представителя ФИО4, датой, начиная с которой представительный орган был бы вправе принять решение о назначении выборов мэра города Улан-Удэ, является 16 июля 2012 года.

Часть 9 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на которую ссылается представитель заявителя, была введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ, следовательно, на момент принятия решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 19.05.2011г. ... указанная правовая норма отсутствовала.

Согласно п.9 ст.36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 361-ФЗ) в случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пункт 1.45 решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 19.05.2011г. №432-33, предусматривающий, что после истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, или после досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, избрание мэра города производится городским Советом из своего состава в течение 2 месяцев со дня истечения пятилетнего срока полномочий или досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, вступил в силу со дня его официального опубликования после государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано в газете «Правда Бурятии-Неделя» ... от 23.06.2011г.).

В силу вышеизложенного нарушение положений п. 9 ст. 36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не установлено.

Судом также проверены доводы стороны заявителя о нарушении конституционных прав ФИО1 избирать мэра и быть избранным мэром города Улан-Удэ в результате избрания депутатами Улан-Удэнского городского Совета депутатов мэра города из своего состава и принятия решения.

Установлено, что ФИО1 является депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов четвертого созыва, был избран на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГг.

Из протокола 52-ой сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 11.12.2012г. следует, что при обсуждении вопроса об утверждении списка кандидатов, включаемых в бюллетень для тайного голосования по избранию мэра города Улан-Удэ, предложение по выдвижению своей кандидатуры на должность мэра депутат ФИО1, реализовывая свое активное избирательное право, не вносил, соответственно, в список кандидатов, включаемых в бюллетень, не вошел.

Доводы заявителя в этой части о том, что понимание им преждевременности проведения выборов мэра на 52-ой сессии местного представительного органа, до момента вступления в силу изменений в Устав, внесенных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГг., лишило его возможности в законном порядке выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра г.Улан-Удэ, суд находит неубедительными и несостоятельными.

Будучи депутатом Улан-Удэнского городского Совета, ФИО1 в числе остальных депутатов принимал решение о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «город Улан-Удэ» в части избрания мэра города Улан-Удэ на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГг., потому не мог не знать о порядке вступления нормативного акта в законную силу.

Следует отметить, что законность принятия решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ... проверена в судебном порядке. Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 05.06.2013г. по заявлению ФИО12 об оспаривании данного нормативного акта представительного органа вступило в законную силу 12.08.2013г., после его проверки в апелляционном порядке вышестоящей судебной инстанцией.

Таким образом, поскольку предоставленная местному муниципальному образованию возможность самостоятельно выбирать вид избирательной системы согласуется с установленным Конституцией Российской Федерации принципом самостоятельности местного самоуправления и не нарушает равенства избирательных прав граждан, суд приходит к выводу о том, что право заявителя на участие в избрании мэра города Улан-Удэ оспариваемым решением не нарушено, обжалуемые ФИО8 действия представительного органа местного самоуправления - Улан-Удэнского городского Совета депутатов по избранию мэра города Улан-Удэ из своего состава соответствуют требованиям действующего законодательства, совершены в пределах его компетенции, не ограничивают и не нарушают права и охраняемые законом интересы ФИО1

При изложенных выше обстоятельствах законных оснований для удовлетворения поданного заявления суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Д.Н. Бадмаева