ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1562/18 от 30.10.2018 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-1562/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма Смоленской области 30 октября 2018 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,

при секретаре Григорьевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фартушной Ю.В., Фартушной О.Н.. к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконными решений об исключении из списка общей очереди на улучшение жилищных условий и сводного списка граждан – участников программы по категории вынужденных переселенцев, обязании выдать жилищный сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Фартушная Ю.В., Фартушная О.Н. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконными решений об исключении из списка общей очереди на улучшение жилищных условий и сводного списка граждан – участников программы по категории вынужденных переселенцев, обязании выдать жилищный сертификат, в обоснование заявленных требований указав, что в 2000 году Фартушная Ю.В. совместно с малолетней дочерью Фартушной О.Н., ** ** ** года рождения, и супругом Н.В. прибыли из ... на постоянное место жительство в .... ** ** ** в семье родился второй ребенок – сын Д.Н.

В августе 2002 года Фартушная Ю.В. и Фартушная О.Н. признаны вынужденными переселенцами, семья в составе трех человек, включая также малолетнего сына Д.Н., поставлена на очередь по улучшению жилищных условий (очередь по общему списку № ХХХ, по льготному списку «<данные изъяты>» - № ХХХ).

В августе 2007 года их семья в указанном составе по категории вынужденных переселенцев была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

В связи с необеспечением жильем в указанный период времени их семья продолжала состоять в сводном списке граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Однако в ноябре 2017 года из Департамента Смоленской области по социальному развитию в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области поступила выписка из протокола заседания рабочей комиссии по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с предложением исключить Фартушную Ю.В. из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов и провести проверку правомерности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека, поскольку на момент признания нуждающейся в жилом помещении ее дети были включены в состав семьи неправомерно, так как согласно выписки из домой книги дети зарегистрированы совместно с ней в доме № ... по ул. ... только с 10 июля 2009 года.

Решением рабочей комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № ХХХ от 20 февраля 2017 года семья Фартушной Ю.В. с составом 3 человека исключена из списка общей очереди и из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Считают решения комиссий от 07 ноября 2017 года и 20 декабря 2017 года незаконными ввиду следующего.

Вынужденными переселенцами Фартушная Ю.В. и ее малолетняя дочь Фартушная О.Н. признаны в установленном законом порядке на основании решения отдела по делам миграции УВД Смоленской области от 01 августа 2002 года, о чем свидетельствуют выданные удостоверения вынужденных переселенцев.

По приезду в ... их семья вселилась в дом № ... по ул. ..., принадлежащий родителям.

При этом, оформлением регистрации по месту проживания занималась мать истца Фартушной Ю.В., которая сообщила, что зарегистрирует в своем доме только ее (Фартушную Ю.В.) и малолетнюю дочь Фартушную О.Н., отказавшись предоставить домовую книгу, заявив, что все необходимые справки с места жительства она будет получать сама.

Когда родился второй ребенок – сын Д.Н., мать сообщила, что зарегистрировала его также в своем доме.

Впоследствии требуемые справки о составе семьи, необходимые для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье, мать Фартушной Ю.В. брала у председателя уличного комитета сама. В данных справках был указан состав семьи из 3 человек: Фартушная Ю.В. и двое детей.

Сомнений в достоверности справок не возникало, поскольку дети постоянно проживали с истцом Фартушной Ю.В.

О том, что мать не зарегистрировала детей совместно с Фартушной Ю.В., истцу стало известно после изменения порядка выдачи справок о составе семьи.

Мать истца Фартушной Ю.В. пояснила ей, что действительно в установленном законом порядке не хотела регистрировать в доме совместно с ней малолетних детей, чтобы избежать возможных трудностей при решении вопроса о продаже дома.

Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Факт постоянного проживания детей с ней в доме № ... по ул. ..., а затем в доме № ... по ул. ... могут подтвердить свидетели.

Просят суд признать факт проживания детей – Фартушной О.Н., ** ** ** года рождения, и Д.Н., ** ** ** года рождения, на момент постановки в очередь на улучшение жилищных условий и на момент включения в сводный список граждан – участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» по категории вынужденных переселенцев с матерью Фартушной Ю.В.; признать исключение из списка общей очереди на улучшение жилищных условий и из сводного списка граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по категории вынужденных переселенцев Фартушной Ю.В. с составом семьи три человека незаконным; обязать ответчиков восстановить семью Фартушной Ю.В. в составе Фартушной Ю.В., Фартушной О.Н., Д.Н. в очереди на улучшение жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет – 24 января 2003 года и в сводном списке граждан – получателей государственных жилищных сертификатов как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с даты включения в состав участников подпрограммы – 15 августа 2017 года и обязать выдать Фартушной Ю.В. жилищный сертификат на состав семьи из трех человек – ее, Фартушной Ю.В., Фартушной О.Н. и Д.Н.

В судебном заседании истцы Фартушная Ю.В. и Фартушная О.Н., а также представитель истца Фартушной Ю.В. – Звездочкина А.И. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Генералова Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым постановлением главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 24 января 2003 года Фартушная Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека, хотя согласно выписке из домовой книги дети – дочь Фартушная О.Н., ** ** ** года рождения, сын Д.Н., ** ** ** года рождения, были зарегистрированы совместно с матерью по адресу: ..., только с 10 июля 2009 года. Таким образом, на момент признания нуждающейся в жилом помещении Фартушной Ю.Н. дети были включены в состав семьи неправомерно. Согласно выписке из протокола № ХХХ от 15 августа 2007 года, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 15 августа 2007 года, Фартушная Ю.В. с составом семьи 3 человека включена в состав участников основного мероприятия, однако факт проживания детей с матерью на момент включения в состав участников основного мероприятия является не подтвержденным. Информация, указанная в справке от 18 апреля 2007 года о регистрации детей совместно с матерью, недостоверна и опровергается содержащимися в домовой книге сведениями. Ввиду приведенных обстоятельств Фартушная Ю.В. на основании п. 44.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации (далее по тексту – Правила). В настоящее время семья Фартушной Ю.В. не отвечает требованиям, установленным пп. «ж» п. 5 Правил, так как не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении и не является участником основного мероприятия (л.д. 78-81).

Заслушав пояснения истцов и представителя истца Фартушной Ю.В. – Звездочкину А.И., представителя ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Генералову Е.В., показания свидетелей В.Н., В.А. и Е.А., исследовав письменные материалы дела и материалы учетного дела в отношении Фартушной Ю.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» члены семьи вынужденного переселенца признаются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

На основании п. 2 ст. 5 вышеназванного закона, решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 2, 4 п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Названным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы, согласно пп. «ж» п. 5 которых право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются проживающие с гражданином - участником подпрограммы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

В соответствии с п. 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.

Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, которыми является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 23 Правил повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 22 настоящих Правил.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Фартушная Ю.В. и ее дочь Фартушная О.Н. являются вынужденными переселенцами, о чем им 12 ноября 2002 года и 27 июля 2017 года соответственно выданы удостоверения (л.д. 31-35, 29-30).

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам № ХХХ от 08 января 2003 года, утвержденного постановлением главы администрации Вяземского района № ХХХ от 24 января 2003 года, Фортушная Ю.В. (так в тексте) с составом семьи из трех человек поставлена на очередь на улучшение жилищных условий. Очередь по общему списку № ХХХ, по льготному «<данные изъяты>» № ХХХ (л.д. 27).

** ** ** года у Н.В. и Фартушной Ю.В., состоящих в зарегистрированном браке с ** ** ** 1998 года (л.д. 45), родился сын – Д.Н. (л.д. 43-44).

Как следует из договора найма жилья от 21 июля 2016 года, В.В. (наймодатель) предоставил Фартушной Ю.В. (наниматель) во временное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: .... Договор продлен до 21 июля 2018 года (л.д. 41).

Из справки о составе семьи № ХХХ от 21 мая 2018 года, выданной администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Фартушной Ю.В., зарегистрированной по адресу: ..., усматривается, что вместе с ней зарегистрированы следующие лица: дочь Фартушная О.Н. и сын Д.Н., а также граждане, не являющиеся ее родственниками (л.д. 40).

На основании п. 3 выписки из протокола № ХХХ заседания комиссии по вопросам реализации мероприятий приоритетного и национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» от 07 ноября 2017 года принято решение внести изменения в сводные списки граждан – получателей государственных жилищных сертификатов. При рассмотрении вопроса о выдаче (отказе в выдаче) государственного жилищного сертификата гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в отношении Фартушной Ю.В. поступило предложение: исключить Фартушную Ю.В. из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов; в связи с разночтением в документах рекомендовать администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области провести проверку правомерности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Фартушной Ю.В. с составом семьи 3 человека; в связи с разночтением в документах рекомендовать администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области провести проверку правомерности включения в состав участников подпрограммы Фартушной Ю.В. с составом семьи 3 человека (л.д. 37-39).

Изучив выписку из протокола № ХХХ Департамента Смоленской области по социальному развитию на заседании рабочей комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области принято решение исключить семью Фартушной Ю.В. с составом семьи 3 человека из списка общей очереди и из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, что подтверждается выпиской из протокола № ХХХ от 20 декабря 2017 года (л.д. 28).

Установленные судом обстоятельства подтверждаются также материалами учетного дела, заведенного администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в отношении Фартушной Ю.В., обозренного судом в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, в учетное дело Фартушной Ю.В. представлена выписка из протокола № ХХХ от 15 августа 2007 года заседания рабочей комиссии администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № ХХХ от 15 августа 2007 года, на которой предложено включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, в том числе Фартушной Ю.В., проживающей по адресу: .... В очереди на улучшение жилищных условий состоит с 08 января 2003 года, семья – 3 человека (л.д. 218 учетного дела Фартушной Ю.В.).

Согласно договору найма жилого помещения от 20 мая 2004 года, заключенному между В.А. и Фартушной Ю.В., В.В. сдал в наем комнату по адресу: ..., сроком на 5 лет, а Фартушная Ю.В. приняла в наем комнату по указанному адресу. Вместе с нанимателем будут проживать дочь – Фартушная О.Н., сын – Д.Н., муж – Н.В. (л.д. 212-213 учетного дела Фартушной Ю.В.).

Из справки, выданной 18 апреля 2007 года Фартушной Ю.В., проживающей в ... в доме № ..., ее состав семьи состоит из детей: Д.Н. и Фартушной О.Н. (л.д. 229 учетного дела Фартушной Ю.В.).

В соответствии с условиями договора найма жилого помещения от 01 июня 2009 года В.В. сдал в наем Фартушной Ю.В. комнату, расположенную по адресу: ..., сроком на 5 лет. Вместе с нанимателем будут проживать: Фартушная О.Н. – дочь, Д.Н. – сын (л.д. 170-171 учетного дела Фартушной Ю.В.).

Исходя из справки, выданной 20 февраля 2008 года Фартушной Ю.В., проживающей в ... в доме № ..., ее состав семьи состоит из: дочери Фартушной О.Н., ** ** ** года рождения, сына Д.Н., ** ** ** года рождения (л.д. 211 учетного дела Фартушной Ю.В.).

19 сентября 2010 года между В.В. (наймодеталь) и Фартушной Ю.В. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, в соответствии с условиями которого наймодатель обязуется предоставить нанимателю в пользование свободное изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем за определенную настоящим договором плату. По настоящему договору предоставляется следующее жилое помещение по адресу: .... Вместе с нанимателем в помещении по настоящему договору будут проживать следующие граждане: Фартушная О.Н. – дочь, Д.Н. – сын. Настоящий договор заключен сроком на 5 лет (л.д. 156-158 учетного дела Фартушной Ю.В.).

Суд приходит к выводу, что в связи с необеспечением жильем семьи Фартушной Ю.В. как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, семья продолжала состоять в сводном списке граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и была включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Рабочая комиссия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, принимая решение об исключении семьи Фартушной Ю.В. с составом семьи 3 человека из списка общей очереди и из состава участников вышеуказанной подпрограммы, руководствовалась выпиской из протокола № ХХХ Департамента Смоленской области по социальному развитию от 07 ноября 2018 года.

Суд считает указанное решение незаконным в названной части ввиду следующего.

Выпиской из протокола № ХХХ от 07 ноября 2018 года Департаментом Смоленской области по социальному развитию администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области рекомендовано исключить Фартушную Ю.В. из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов, а также в связи с разночтением в документах провести проверку правомерности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека и включения в состав участников подпрограммы.

При этом, администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, реализуя свои полномочия, приняла вышеуказанное решение.

Суд находит, что данные действия свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истцов, возникающих из социальных и жилищных правоотношений.

Кроме того, истцы входят в категорию граждан, признанных вынужденными переселенцами, в связи с чем органы местного самоуправления в силу требований Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» обязаны оказывать им помощь и содействие в получении жилых помещений (социальных выплат на их приобретение).

Одним из оснований принятия администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области вышеуказанного решения послужило неподтверждение факта проживания детей с матерью на момент включения в состав участников подпрограммы.

Истцы просят суд признать факт проживания детей в данный момент с матерью Фартушной Ю.В.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

На основании п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Матерью Фартушной О.Н., ** ** ** года рождения, и Д.Н., ** ** ** года рождения, приходится Фартушная Ю.В. (л.д. 42, 43).

Из паспорта гражданина Российской Федерации – Фартушной Ю.В. усматривается, что с 28 апреля 2001 года она зарегистрирована по адресу: ..., 21 июля 2016 года снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирована по адресу: ... (л.д. 24-26).

Фартушная О.Н. зарегистрирована по адресу: ..., с 10 июля 2009 года, 21 июля 2016 года снята с регистрационного учета по указанному адресу и в этот же день зарегистрирована по адресу: ... (л.д. 20-21).

В разделе «место жительства» паспорта гражданина Российской Федерации, выданного <данные изъяты>Д.Н., имеются сведения о том, что он с 10 июля 2003 года зарегистрирован по адресу: .... 21 июля 2016 года снят с регистрационного учета и зарегистрирован по адресу: ... (л.д. 22-23).

Суд отмечает, что допущенная описка в паспорте Д.Н. о его регистрации по месту жительства с 10 июля 2003 года, а не с 10 июля 2009 года, как установлено ответчиками при рассмотрении учетного дела Фартушной Ю.В., не является юридически значимым обстоятельством по делу, влекущим возникновение либо прекращение прав и обязанностей по заявленным требованиям.

Судом достоверно установлено, что Фартушная Ю.В. с несовершеннолетними детьми на основании договора найма жилого помещения до 2016 года проживала по адресу: ..., после указанного времени по адресу: ....

Данное обстоятельство подтверждается договорами найма жилого помещения, а также справками о составе семьи.

То обстоятельство, что несовершеннолетние дочь и сын Фартушной Ю.В. были зарегистрированы совместно с ней только с 10 июля 2009 года, не может служить безусловным основанием для ограничения их прав на получение мер по улучшению жилищных условий из категории вынужденных переселенцев.

В судебном заседании свидетель В.Н. показала суду, что проживает по соседству с истцами в доме № ... по ул. ..., с 2003 года они общаются семьями, поддерживают хорошие отношения, ходят друг к другу в гости. С 2001 года по 2016 год Фартушная Ю.В. проживала по адресу: ..., ее дочь – Фартушная О.Н. постоянно проживала с ней. ** ** ** у Фартушной Ю.В. родился сын Д.Н., который также проживал с ней по указанному адресу. В 2016 году Фартушная Ю.В., ее дочь Фартушная О.Н. и сын Д.Н. переехали по адресу: ..., по указанному адресу они прописаны.

Свидетель В.А. показал суду, что приходится отцом Фартушной Ю.В., дедушкой Фартушной О.Н. и <данные изъяты>Д.Н. В 1995 году он переехал в ... из ..., в 2001 году также переехала дочь с детьми, до 2016 года они проживали в доме № ... по ул. .... В 2017 году дом продали, Фартушная Ю.В. с детьми стала проживать в доме по адресу: ....

Свидетель Е.А. показала суду, что знает истцов, состоит с ними в хороших отношениях, ранее жили по соседству в доме № ... по ул. ..., сейчас дом подали. Фартушная Ю.В. с дочерью Ольгой и сыном Д.Н. проживали по данному адресу с 2001 года на постоянной основе, переехали на другое место жительство около 3-х лет назад.

Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой и с письменными материалами дела.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает установленным тот факт, что в спорный период <данные изъяты> Фартушная О.Н. и Д.Н. проживали совместно с матерью Фартушной Ю.В.

Установление факта совместного проживания детей с истцом Фартушной Ю.В. является основанием для восстановления в очереди на улучшение жилищных условий.

Таким образом, Фартушная Ю.В. с составом семьи три человека была правомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и затем включена в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Суд также отмечает, что в соответствии с п. 44.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, неполное представление документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, является основанием для отказа в выдаче сертификата, а не исключения из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию Генералова Е.В. в судебном заседании указала, что предоставление истцом недостоверных сведений о месте регистрации являлось существенным основанием для отказа в выдаче сертификата и исключением из соответствующих очередей. При этом, очередность истцов подошла, и средства были выделены из федерального бюджета.

Суд исходит из того, что Фартушная Ю.В. не преследовала какого-либо корыстного и иного умысла на предоставление недостоверных справок о составе семьи в 2007 и 2008 годах.

Суд полагает, что в справке от 18 апреля 2007 года указан состав семьи, который являлся действительным на тот момент, и прямо не свидетельствовал о факте регистрации истцов в указанном помещении. При этом, в справе о составе семьи от 20 февраля 2008 года указан состав семьи Фартушной Ю.В. и лица, зарегистрированные в жилом помещении, среди которых истцы отсутствуют.

Признавая решение администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № ХХХ от 20 декабря 2017 года незаконным и восстанавливая семью Фартушной Ю.В. в составе трех человек в очереди на улучшение жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет – 24 января 2003 года и в сводном списке граждан – получателей государственных жилищных сертификатов как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» с даты включения в состав участников подпрограммы – 15 августа 2017 года, суд на основании пп. «в» п. 18 Правил, в соответствии с которым в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем вынужденных переселенцев основного мероприятия - гражданам, указанным в пп. «ж» п. 5 настоящих Правил, выдача сертификатов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приходит к выводу о возложении на Департамент Смоленской области по социальному развитию выдать Фартушной Ю.В. на состав семьи из трех человек государственный жилищный сертификат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фартушной Ю.В., Фартушной О.Н.. удовлетворить.

Признать факт проживания детей Фартушной О.Н.., ** ** ** года рождения, и Д.Н., ** ** ** года рождения, на момент постановки на очередь на улучшение жилищных условий и на момент включения в сводный список граждан – участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, с матерью Фартушной Ю.В. по адресу: ....

Признать незаконным решение по протоколу № ХХХ от 20 декабря 2017 года заседания рабочей комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» при администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в части исключения Фартушной Ю.В. с составом семьи три человека из общей очереди и из состава участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Восстановить семью Фартушных с составе трех человек: Фартушной Ю.В. и детей Фартушной О.Н.., Д.Н. в очереди на улучшение жилищных условий, а также в очереди в списке граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, на получение государственного жилищного сертификата как участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с даты первоначальной постановки на учет.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию выдать Фартушной Ю.В. на состав семьи из трех человек государственный жилищный сертификат как участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.Е. Воронков

30.10.2018 – вынесена резолютивная часть решения;

02.11.2018 – изготовлено мотивированное решение;

04.12.2018 – решение суда вступает в законную силу.