ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1562/201902АП от 02.04.2019 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1562/2019 02 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Е.В.,

при секретаре Подкурковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об обязании зачесть в стаж гражданской службы периоды работы, произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет, взыскании невыплаченной части пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга об обязании зачесть в общий стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы: с 10.05.1994 г. по 15.05.1995 г. в должности начальника отдела платежей Управления федерального казначейства МФ РФ по Смольнинскому району Санкт-Петербурга - 1 год 5 дней; с 15.05.1995 г. по 01.10.1998 г. в должности заместителя начальника отделения № 3 Федерального казначейства по Центральному району г. Санкт-Петербурга - 3 года 4 месяца 25 дней, всего 4 года 4 месяца 30 дней, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом данных периодов работы, взыскании невыплаченной пенсии с 31.03.2018. В обоснование требований указано, что 31.03.2018 ей была назначена пенсия за выслугу лет исходя из общего стажа гражданской службы 19 лет 5 месяцев, стажа гражданской службы Санкт-Петербурга 14 лет, при этом указанные периоды необоснованно были исключены из стажа, то повлекло уменьшение размера назначенной пенсии, в удовлетворении заявления о включении периодов работы и перерасчете пенсии ответчик отказал.

ФИО1 в судебном заседании просила требования удовлетворить.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга – представители в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 14-1 Закона от 30.06.2005 г. № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», право на пенсию за выслугу лет, предоставляемую за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, имеют граждане при наличии общего стажа государственной гражданской службы, исчисленного в соответствии с пунктом 2-1 статьи 15 Закона № 399-39, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению № 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга, из которой не менее десяти лет составляет стаж замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года № 91-9 «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга» и Законом Санкт-Петербурга от 8 июня 2005 года № 302-34 «О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга» (далее - стаж гражданской службы Санкт-Петербурга).

Пунктом 2-1 статьи 15 Закона № 399-39 предусмотрено, что в общий стаж гражданской службы для установления права на назначение пенсии за выслугу лет, доплаты за выслугу лет, предусмотренных в статье 14-1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, включаются периоды замещения:

1) должностей, предусмотренных в пунктах 1-13 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»;

2) выборных должностей в органах государственной власти и управления Ленинграда (государственных органах Санкт-Петербурга), а также должностей руководителей, специалистов и служащих в аппаратах органов государственной власти и управления Ленинграда (государственных органах Санкт-Петербурга) (за исключением должностей архивариуса, архивиста, библиотекаря, делопроизводителя, диспетчера, дежурного диспетчера, заведующего хозяйством (архивом, библиотекой, бюро пропусков, машбюро, складом, хранилищем), кассира, коменданта, курьера, лектора, машинистки, начальника (заведующего) стола, переводчика, секретаря-машинистки, секретаря-стенографистки, смотрителя, статистика, стенографистки, техника, технического (дежурного) помощника) до 1 июля 1995 года:

в Ленинградском (Санкт-Петербургском) городском Совете народных депутатов, его президиуме, малом Совете Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов, комиссиях и комитетах, аппарате Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов, аппарате Санкт-Петербургского Городского Собрания, Законодательном Собрании Санкт-Петербурга;

в районных (городских) и поселковых Советах народных депутатов Ленинграда (Санкт-Петербурга), их президиумах;

в Исполнительном комитете Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов (депутатов трудящихся), мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга);

в исполнительных комитетах районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов (депутатов трудящихся) Ленинграда (Санкт-Петербурга);

в комитетах, плановых комиссиях, главных управлениях, управлениях и отделах Исполнительного комитета Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов (депутатов трудящихся), мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга) и исполнительных комитетах районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов (депутатов трудящихся);

3) должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых до 31 декабря 1991 года включительно, в организациях и учреждениях Ленинграда (Санкт-Петербурга), осуществлявших в соответствии с законодательством СССР отдельные функции государственного управления, в том числе:

в Ленинградском обкоме КПСС, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления Ленинграда, парткомах (с правами райкомов) предприятий, учреждений, организаций Ленинграда, должностей ответственных работников, занимаемых до 14 марта 1990 года (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР) (первый секретарь, второй секретарь, секретарь, заместитель секретаря, помощник первого секретаря, помощник второго секретаря, помощник секретаря, заведующий отделом, первый заместитель заведующего отделом, заместитель заведующего отделом, заведующий партийным кабинетом, заместитель заведующего партийным кабинетом, инспектор, заведующий сектором, руководитель лекторской группы, лектор, инструктор, секретарь комиссии по выездам за границу, председатель парткомиссии (комиссии), заместитель председателя парткомиссии (комиссии), член парткомиссии (комиссии), заведующий приемной, ответственный организатор, переводчик, управляющий делами, заместитель управляющего делами, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ответственный дежурный приемной первого секретаря, заведующий (заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации) Домом политического просвещения, заместитель заведующего Домом политического просвещения, консультант Дома политического просвещения) в Ленинграде;

в Ленинградском обкоме ВЛКСМ, горкомах, райкомах комсомола и их аппаратах, в первичных организациях с правами райкомов комсомола должностей ответственных работников (первый секретарь, второй секретарь, секретарь, заместитель секретаря, заведующий отделом, заместитель заведующего отделом, заведующий сектором, руководитель лекторской группы, лектор, референт, инструктор, управляющий делами, заместитель управляющего делами, главный бухгалтер, заведующий кабинетом комсомольской работы, инструктор кабинета комсомольской работы) в Ленинграде;

в аппаратах Ленинградского городского и районных профсоюзных органов, профкомах органов государственной власти и управления Ленинграда, кроме должностей в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

С 31.03.2018 ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет в размере 30 667 руб с учетом стажа государственной гражданской службы 19 лет 5 месяцев 24 дня, стаж гражданской Санкт-Петербурга 14 лет 10месяцев 12 дней (л.д. 40-43).

При подсчете стажа в него включены периоды работы с 01.10.1998 в отделении № 3 федерального казначейства по Центральному району Санкт-Петербурга в должности заместителя начальника отделения, начальника отдела, периоды работы в той же должности и том же месте до 01.10.1998 в стаж не включен.

Основы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих были установлены Федеральным законом от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации», утратившим свое действие в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона № 79-ФЗ государственным служащим признавался гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы, то есть по государственной должности категории "Б" или "В", включенной в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета. Согласно статье 10 Федерального закона № 79-ФЗ должности федеральной государственной гражданской службы должны быть включены в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей, который утверждается Указом Президента РФ.

Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, являющиеся разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 г. № 981. Указом Президента РФ от 03.09.1997 г. № 981 было предусмотрено, что положения законодательства, касающиеся, в числе прочего, введения денежного содержания для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных федеральных органах исполнительной власти, вступали в действие только с 01.10.1998.

Признание лица федеральным государственным гражданским служащим возможно только в случае замещение им должностей, предусмотренных соответствующим Перечнем (Реестром). Соответственно, зачисление лица на федеральную государственную службу в территориальных органах федеральных органов власти производилось не ранее 01.10.1998. Таким образом, учету в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет подлежат периоды замещения должностей в территориальных органах федеральных органов власти начиная с 01.10.1998.

Доводы истца о том, что Указ Президента РФ от 03.09.1997 № 981 не подлежит применению к спорным отношениям в связи с утратой им силы 01.08.2006, судом не могут быть приняты, т.к. независимо от признания данного правового акта утратившим салу, именно им были утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти. Это впервые создало правовые основания для признания федеральными государственными служащими лиц, замещающих входящие в такие перечни должности.

Указом Президента РФ от 08.12.1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство было подчинено Министру финансов Российской Федерации, на него были возложены задачи по организации, осуществлению и контролю за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства.

Согласно действовавшему в спорный период Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состояла из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Таким образом, Управление федерального казначейства МФ РФ по Смольнинскому району Санкт-Петербурга и отделение № 3 Федерального казначейства по Центральному району г. Санкт-Петербурга по своей природе являлись территориальными органами федерального органа власти, а именно территориальными органами Федерального казначейства. С учетом вышеизложенного, служащие указанных территориальных органов Федерального казначейства получили статус государственных федеральньк служащих после 01.10.1998 - вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы».

Пунктом 2-1 статьи 15 Закона № 399-39 определен исчерпывающий перечень структурных подразделений Ленгорисполкома, мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга), периоды замещения должностей в которых, включаются в общий стаж гражданской службы. Территориальные органы Федерального казначейства в спорный период, то есть с 10.05.1994 до 01.10.1998 не являлись структурным подразделением Ленгорисполкома, мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга), а представляли собой территориальные органы федерального органа власти.

Соответственно, спорные периоды работы ФИО1 с 10.05.1994 по 15.05.1995 в должности начальника отдела платежей Управления федерального казначейства МФ РФ по Смольнинскому району Санкт-Петербурга и с 15.05.1995 по 01.10.1998 в должности заместителя начальника отделения № 3 Федерального казначейства по Центральному району г. Санкт-Петербурга не подлежат включению в общую продолжительность стажа государственной гражданской службы, поскольку не являются периодами замещения должностей федеральной государственной гражданской службы.

Периоды замещения должностей в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах до введения в действие Перечня должностей (Реестра) не подлежат учет в стаж для целей назначения пенсии за выслугу лет в силу прямого указания подпункта 1 пункта 2-1 статьи 15 Закона № 399-39 содержащего исчерпывающий перечень должностей и периодов работы, подлежащих включению в стаж государственной гражданской службы.

Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень), утвержден Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 (ранее Указом Президента Российской Федерации 17.12.2002 № 1413).

В соответствии с п.п. «г» п. 14 Перечня, учету в стаж подлежат периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, до введения в действие сводного перечня и реестров в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах.

Таким образом, подпунктом 1 пункта 2-1 статьи 15 Закона № 399-39 предусмотрено включение в стаж гражданской службы периодов замещения должностей, предусмотренных пунктами 1-13 Перечня, а периоды работы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти до введения в действие сводного перечня и реестров указаны в п.п. «г» п. 14 указанного Перечня. Соответственно, Законом № 399-39 не предусмотрено включение в стаж: периодов, указанных в п.п. «г» п.14 указанного Перечня (работы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти до введения в действие сводного перечня и реестров).

Не могут быть признаны обоснованными доводы истца относительно того, что спорные периоды входят в п. 3 Перечня (должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы») являются необоснованными, поскольку спорные периоды замещения должностей имели место в 1994 - 1998 году, до утверждения Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Кроме того, соответствующие периоды прямо предусмотрены отдельным самостоятельным положением - п. 14 Перечня.

При таких, обстоятельствах периоды замещения ФИО1 должностей в территориальных органах Федерального казначейства были правомерно учтены в общий стаж гражданской службы (пункт 2-1 статьи 15 Закона № 399-39) начиная с 01.10.1998, оснований для учета в стаж периода работы до 01.10.1998 не имеется, а соответственно не имеется оснований и для перерасчета верно определенного размера пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 07.06.2019.

Судья: Литвиненко Е.В.