ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1562/2022 от 19.10.2022 Октябрьского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1562/2022

37RS0012-01-2022-002185-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2022 года город Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Борисовой Н.А.,

при секретаре Гороховой А.А.,

с участием: истца Лаврикова А.В., представителей ответчика по доверенности Ужакина С.Н. и Толчанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лаврикова А.В. к акционерному обществу «Газпром межрегионгаз Иваново» о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Лавриков А.В. обратился в суд с иском к АО «Газпром межрегионгаз Иваново» о понуждении совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что истец является самозанятым и имеет в собственности нежилое помещение по адресу: . В 2022 г. истцом осуществлена поверка газового счетчика ВК-G10T Госреестр № 36709-08, заводской номер 30395167 и получено Свидетельство о поверке СП № 083178 от 01.06.2022. После чего истец обратился в метрологическую службу ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» с целью опломбирования узла учета газа, в котором установлен счетчик газа, для его дальнейшей эксплуатации. Однако в опломбировании узла учета ему было отказано. 28.06.2022 составлен Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.995-2020, в котором указано, что узел учета газа не принят в эксплуатацию. Истец с данными действиями ответчика не согласен. Указывает, что в дополнительном соглашении № 2 от 01.10.2013 к техническому соглашению к договору поставки газа № 13-5-6879 ИВ от 01.10.2012 указано, что состав измерительного комплекса соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, Правилам учета газа, ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Узел учета газа был принят в эксплуатацию 08.11.2013, никаких переделок и реконструкций узла учета газа не проводилось. Полагает, что положения ГОСТ Р 8.995-2020 к нему не подлежат применению, т.к. применяются в отношении юридических лиц и ИП при вводе узла учета газа в эксплуатацию или после реконструкции. Кроме того, в соответствии с п. 4 данного ГОСТа, он применяется на добровольной основе. На основании изложенного, Лавриков А.В. просит суд обязать ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» опломбировать узел учета газа с газовым счетчиком ВК-G10T Госреестр № 36709-08, заводской номер 30395167.

Истец Лавриков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Представители ответчика по доверенности Ужакин С.Н. и Толчанов А.В в судебном заседании на иск возражали, представили письменный отзыв, суть которого сводится к следующему. Согласно пункту 21 Правил №162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений (пункты 2.8, 2.9 Правил №961). Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее Закон № 102-ФЗ) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Таким образом, Законом №102-ФЗ предусмотрена как возможность разработки и утверждения индивидуальной методики (метода) измерений, так и возможность применения стандартизованной методики (метода) измерений, утвержденной Госстандартом (части 3 и 5.1 статьи 5). С 01.02.2021 введен в действие ГОСТ 8.995-2020 «Объемный расход и объем природного газа. Методика (метод) измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа», являющийся стандартизованной методикой (методом) измерений объемного расхода и объема газа, приведенного к стандартным условиям, с применением мембранных и струйных счетчиков. Этой методикой установлено, что для приведения к стандартным условиям необходимо использовать значения температуры и абсолютного давления (пункты 6.1, 9.1, 9.6, 10.4). По смыслу ГОСТ 8.995-2020 счетчики газа с механическим температурным компенсатором, приводящие значение потребленного газа к стандартным условиям только по температуре, но не обеспечивающие измерение и регистрацию давления, необходимого для приведения объема газа к стандартным условиям согласно требованиям ГОСТ 2939-63 и Правил №961, не обеспечивают контроль и регистрацию всех необходимых параметров газа, а, следовательно, не могут в полной мере отражать фактический объем потребленного газа. Установленный у истца счетчик газа оснащён температурным компенсатором, не обеспечивает регистрацию давления, а также не оборудован средством обработки результатов измерений. Указанные счетчики могут применяться в качестве прибора учета газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд. Опломбировка узла учета нормативными документа не предусмотрена. Обращают внимание, что узел учета не опломбирован в связи с тем, что прибор учета не отвечает требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Установлено, что истец Лавриков А.В. является собственником нежилого помещения, площадью 264 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

До 27.07.2022 истец осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 17), 07.08.2022 истец поставлен на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (является самозанятым). Из пояснений истца следует, что он осуществляет коммерческую деятельность по ремонту обуви в нежилом помещении по вышеуказанному адресу.

Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162 (далее - Правила №162).

В соответствии с п. 5 указанных правил поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил поставки газа и иных нормативных правовых актов.

Установлено, что 01.10.2012 между ООО «Газпром Межрегионгаз Иваново» (поставщик) и Лавриковым А.В. (покупателем) заключен договор поставки газа №13-5-6879 ИВ для целей, не связанных с удовлетворением личных потребностей и обеспечением коммунально-бытовых нужд граждан (л.д. 19-23, 128-129).

Пунктом 4.1. Договора определено, что количество газа, поставляемого Поставщиком покупателю, определяется по показаниям измерительного комплекса Стороны ведущей учет.

В соответствии с п. 4.4 договоров учет газа производится в соответствии с действующими стандартами и нормативами.

В соответствии с п. 3.1. Технического соглашения к договору поставки газа общий учет количества газа, подаваемого ГРО и покупателям, производится по измерительным комплексам, установленным на ГРС.

Пунктом 3.3 Технического соглашения к договору при несоответствии измерительных комплексов (узлов учета) требованиям действующих стандартов и других нормативных документов данный измерительный комплекс (узел учета) считается неисправным.

Установлено, что в адрес истца 10.02.2021 ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» направляло письмо № 07-12-506/15, в котором информировало об изменении требований действующего законодательства при учете газа струйными и мембранными средствами измерений и о возможных вариантах приведения приборов учета к установленным требованиям ( л.д. 130).

В дальнейшем истцу было направлено Дополнительное соглашение от 29.03.2021 № Т-16 к техническому соглашению к договору поставки газа. Из дополнительного соглашения следует, что изменению подлежат п. 3.2., 3.3. Технического соглашения к договору ( в части добавления указания на ГОСТ Р 8.995-2020), а также дополнение Технического соглашения п. 5.8 в части указания, что при изменении, введении а действие ГОСТ, иных метрологических норм и правил, их нормы применяются к правам и обязанностям сторон, возникшим после введения их в действие, заключение соглашения между сторонами не требуется.

Дополнительное соглашение со стороны истца подписано не было.

Из материалов дела следует, что в связи с истечением интервала поверки прибора учета, 31.05.2022 он был демонтирован, для чего была снята пломба, установленная на узле учета ГМИ 0115532.

01.06.2022 осуществлена поверка счетчика газа диафрагменного с температурной компенсацией BK-G10T Госреестор № 36709-08, заводской номер № 30395167, выдано свидетельство о поверке, действительное до 31.05.2032.

06.06.2022 счетчик газа был вновь установлен после поверки ( л.д. 29-30).

Из пояснений истца следует, что счетчик газа BK-G10T Госреестр № 36709-08, заводской номер № 30395167 опломбирован. В июне 2022 он обратился к ответчику за опломбированием узла учета, в чем ему было отказано, что представителями ответчика не оспаривалось.

28.06.2022 сотрудниками ООО « Газпром межрегионгаз Иваново» был составлен Акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.995-2020, в котором указано, что установленный в нежилом помещении истца счетчик газа не соответствует требованиям действующей нормативной документации. Организация учета газа не соответствует требованиям ст. 5 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26.06.2008, ГОСТ Р 8.995-2020, п. 2.9 Правил учета газа. Отсутствует узел измерения расхода газа с приведением объема потребленного газа к стандартным условиям по ГОСТ 2936-63 ( л.д. 31).

Полагая отказ в опломбировании узла учета газа с газовым счетчиком BK-G10T Госреестр № 36709-08, заводской номер № 30395167 незаконным, истец обратился с настоящим иском в суд.

Согласно главе 3 ГОСТ Р 53865-2010 под узлом учета газа понимается комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет объема газа, а также контроль и регистрацию его параметров, под прибором учета газа - средство измерения, используемое для определения объема газа, перемещенного через контролируемую точку сети газораспределения (газопотребления).

В силу п. 21 Правил поставки газа в Российской Федерации поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

В соответствии с Правилами поставки газа учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Правила учета газа, утвержденные Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила), устанавливают порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо - и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо - и нефтеперерабатывающими организациями.

В соответствии с п. 1.2 Правил учета газа при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, о наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением.

Правила учета газа распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей ( п. 1.4 Правил ).

Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерения. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (6, 1.7 указанных Правил).

В силу пункта 3.9 данных Правил при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.

Согласно п. 2.8. Правил в целях формирования достоверной информации при учете объема газа определяются: технологические объекты и места на технологической схеме, где производятся измерения объема газа; перечень показателей газа, подлежащих измерению; состав средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями и параметры измерений.

Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений ( п. 2.9 Правил).

Аналогичные положения содержатся в ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», которая закрепляет требования к измерениям: измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 5 Федерального закона N 102-ФЗ первичная референтная методика (метод) измерений и референтная методика (метод) измерений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, т.е. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020, согласно п. 6.7.1 которого в указанный Перечень включено «Измерение объема газа горючего природного (природного газа), приведенного к стандартным условиям при добыче, переработке, транспортировке, хранении, реализации и потреблении (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6.7.2).

В пункте 2 ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" (дата введения - 01.01.1964) указано, что объем газов должен приводиться к следующим условиям: а) температура 20°С (293,15°К); б) давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м2); в) влажность равна 0.

С 01.02.2021 введен в действие ГОСТ Р 8.995-2020 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объемный расход и объем природного газа. Методика (метод) измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа».

В соответствии с п. 1.1 ГОСТ Р 8.995-2020 настоящий стандарт устанавливает методику (метод) (далее - методика) измерений объемного расхода и/или объема, приведенных к стандартным условиям, природного горючего газа (далее - газ) промышленного и коммунально-бытового назначения, находящегося в однофазном состоянии и соответствующего по качеству ГОСТ 5542, с применением мембранных счетчиков и струйных расходомеров/счетчиков.

Согласно п. 1 ГОСТ Р 8.995-2020 применение методики измерений, разработанной с учетом требований ГОСТ Р 8.563 и ГОСТ Р 8.741 и изложенной в настоящем стандарте, обеспечивает измерение объемного расхода и/или объема газа, приведенных к стандартным условиям, с различными уровнями точности, в соответствии с установленными показателями точности.

В соответствии с ГОСТ Р 8.995-2020 узел измерения расхода природного газа с применением мембранных и струйных счетчиков газа должен обеспечивать приведение измеренного объема расхода газа к стандартным условиям в соответствии с показателями точности.

Пунктом 6.1 ГОСТ Р 8.995-2020 установлено, что для приведения измеренного объемного расхода и объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям используют значения температуры газа, абсолютного давления и физико-химические параметры газа (коэффициенты сжимаемости при рабочих и стандартных условиях).

Таким образом, измерение объема природного газа относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и, принимая во внимание, что измерение расхода газа и приведение его объема к стандартным условиям относится к косвенным измерениям, должны выполняться по аттестованным методикам ( методам) измерения в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об обеспечения единства измерений» и п. 2.9 Правил учета газа.

В целях приведения комплекса измерения расходов газа в соответствие с действующими требованиями законодательства об обеспечении единства измерений покупателям газа, которым принадлежат средства измерения необходимо: либо разработать и утвердить индивидуальную методику (метод) измерений потребленного газа, приведенного к стандартным условиям, и зарегистрировать ее в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, либо привести имеющийся комплекс измерения расхода газа в соответствие с требованиями стандартизованной методики, утвержденной Росстандартом ( ГОСТТ 8.995-2020).

Таким образом, исходя из условий заключенных договоров, факта нахождения приборов учета газа во владении истца, учитывая установление единой Методики измерения ( ГОСТ Р 8.995-2020), приведение узлов измерения расхода природного газа в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.995-2020 является обязательным.

Приказ Росстандарта от 13.11.2020 № 1081-ст не содержит определенных временных рамок по приведению узлов учета расхода газа к требованиям ГОСТ 8.995-2020, поскольку при наличии индивидуальной методики переход на указанный ГОСТ и замена счетчика газа не является обязательной процедурой.

Доводы истца о том, что ГОСТ8.995-2020 к нему как самозанятому гражданину не применяется, т.к. он статусом ИП не обладает, являются необоснованными, поскольку гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность как самозанятый, также обладает статусом лица, ведущего предпринимательскую деятельность, в силу положений абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ, так как данная норма разрешает заниматься предпринимательской деятельностью и без регистрации в качестве ИП, но с учетом специальных правил, установленных иными законами (в нашем случае Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ).

Установлено, что нежилое помещение истца оборудовано прибором учета газа ВК-G10T Госреестр № 36709-08, заводской номер 30395167.

Согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации счетчик ВК-G10T оснащен механическим температурным компенсатором, который обеспечивает приведение значений объема газа, измеряемого счетчиком, к + 20 градусов в диапазоне рабочих температур ( л.д. 81).

Следовательно, установленный у истца узел учета приводит значения потребленного газа к стандартным условиям только по температуре, но не обеспечивает измерение и регистрацию давления, возможность расчета коэффициента сжимаемости при рабочих и стандартных условиях, что необходимо для приведения объема газа к стандартным условиям согласно ГОСТ 2939-63, не обеспечивает контроль и регистрацию всех необходимых параметров, установленных ГОСТ Р 8.995-2020.

Таким образом при указанных обстоятельствах осуществить учет количества (объема газа) полученного газа с соблюдением методики ГОСТ Р 8.995-2020 невозможно.

Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности по опломбированию узла учета, не соответствующего требованиям действующего законодательства об обеспечении единства средств измерений у суда не имеется, в связи с чем исковые требования Лаврикова А.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении искового заявления Лаврикова А.В. к акционерному обществу «Газпром межрегионгаз Иваново» о понуждении совершить определенные действия отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2022.

Судья: Н.А. Борисова