ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1563/12 от 09.01.2013 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-96/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Улыбиной Н.А.

при секретаре Колесниковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя истца - адвоката Шалонина В.Н., представителей ответчика ФИО2, ФИО3, действующих по доверенностям,

гражданское дело по иску ФИО1 к Кингисеппской таможне Северо-Западного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене приказа начальника Кингисеппской таможни о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Кингисеппской таможне Северо-Западного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене приказа начальника Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах служебной проверки» о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска истец указал, что работает в Кингисеппской таможне с 1997 года, с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород. Приказом начальника Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлено замечание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Полагает, что данный приказ является незаконным, так как указанного в нем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей он не допускал. Свои должностные обязанности, определенные должностным регламентом, он исполнял ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом. В указанную смену на таможенном посту МАПП Ивангород он осуществлял таможенный контроль товаров в форме таможенного наблюдения при помощи технических средств видеонаблюдения, давал разъяснения обращавшимся к нему гражданам по вопросам таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, не производил, в связи с чем, к дисциплинарной ответственности был привлечен необоснованно. Указал, что незаконным наложением дисциплинарного взыскания ему причинен моральный вред, выражающийся в чувстве унижения. Размер компенсации морального вреда оценивает в <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании, а также в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (объяснения исследованы судом (<данные изъяты>) истец и его представитель требования поддержали по доводам, изложенным в иске, дополнительно указав, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении им таможенного контроля к нему обратилось физическое лицо с вопросом о перемещении через таможенную границу товаров для личного потребления. Он разъяснил правила перемещения товаров для личного потребления физическими лицами.

Представители ответчика - Кингисеппской таможни иск не признали, в судебном заседании, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (объяснения исследованы судом (л.д. 117-119), а также в письменных возражениях (<данные изъяты>), указав, что вывод о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей ФИО1 был сделан по результатам служебной проверки, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ во время исполнения истцом должностных обязанностей в комнате осмотра/досмотра находилось постороннее лицо с просьбой разъяснения порядка оформления при планируемом ввозе <данные изъяты> весом около <данные изъяты> для личного пользования и размера подлежащих в связи этим уплате таможенных платежей. При этом, в отношении товара «<данные изъяты>» ФИО1 непосредственно в тот момент таможенные операции не производились и таможенный контроль не осуществлялся, в связи с чем, он обязан был направить обратившееся к нему лицо в соответствующий орган таможенной службы, уполномоченный на предоставление государственной услуги консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Однако, ФИО1 самостоятельно оказал указанную услугу, не обладая соответствующими полномочиями, за что был привлечен к дисциплинарной ответственности. Полагали, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части.

Судом установлено, что ФИО1 работает в Кингисеппской таможне с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> ). С ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород, в связи с чем с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы РФ (<данные изъяты>).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон).

В соответствии со ст. 15 указанного Закона гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; …

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 18 Закона гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Статьей 57 Закона предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть, за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а»- «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 ст. 37 настоящего Федерального закона.

Порядок применения дисциплинарного взыскания предусмотрен ст. 58 Закона, в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Статьей 59 Закона предусмотрено проведение по решению представителя нанимателя служебной проверки. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

ДД.ММ.ГГГГ на основании докладной начальника таможенного поста МАПП ФИО4 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ начальником Кингисеппской таможни издан приказ «<данные изъяты>», назначен состав комиссии для ее проведения (<данные изъяты>).

Из докладной начальника таможенного поста МАПП ФИО4 ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ночь на ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности ФИО6, был выявлен факт ненадлежащего исполнения ФИО1 служебных обязанностей, о чем внесена соответствующая запись в журнал «<данные изъяты>» (<данные изъяты>). В ходе проверки информации путем просмотра записей системы видеонаблюдения соответствующего временного периода, следует, что в течение длительного периода времени со стороны Эстонии физические лица с товарами пересекают таможенную границу в сторону таможенного союза на пешеходном направлении, таможенный контроль данных товаров ФИО1, исполнявшим должностные обязанности на пешеходном направлении, при этом не осуществляется (<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 взято объяснение на конкретные поставленные перед ним вопросы (<данные изъяты>), в котором он указал, что в период работы на таможенном посту МАПП «Ивангород» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял таможенный досмотр при помощи технических средств, таможенное наблюдение через камеры наблюдения радиационного контроля, расположенные в помещении осмотра/досмотра, вел опрос и проверку документов и сведений на товары, перемещаемые физическими лицами, а также объяснял правила перемещения товаров для личного пользования. В ДД.ММ.ГГГГ в комнате осмотра/досмотра с просьбой разъяснить порядок оформления при планируемом ввозе <данные изъяты> весом <данные изъяты> для личного пользования, а также посчитать сколько нужно оплатить денежных средств находилось постороннее лицо.

Согласно дополнениям к объяснениям, данным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в комнате осмотра в ДД.ММ.ГГГГ он находился в связи с проверкой валюты, входящей в его должностные обязанности, не подлежащей обязательному декларированию (<данные изъяты>)

Из объяснений заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности ФИО9, полученных в ходе служебной проверки (<данные изъяты>), следует, что по его мнению, устранение от исполнения должностных обязанностей со стороны ФИО1 в рабочую смену ДД.ММ.ГГГГ имело место, поскольку он отсутствовал на линии контроля в то время как физическими лицами осуществлялось перемещение на территорию Таможенного союза товаров, находящихся в сумках больших размеров, что могло свидетельствовать о перемещении товаров не для личных целей либо с превышением установленных весовых и стоимостных ограничений на ввоз товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей. Ни одна из форм таможенного контроля в отношении данных лиц ФИО1 не была применена. При этом, в служебном помещении пешеходного пункта пропуска находилось постороннее лицо.

Из заключения по результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) следует, что согласно графику сменной работы ОСТП таможенного поста МАПП Ивангород на сентябрь месяц 2012 года и рапорту по распределению рабочих мест по смене, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на пешеходном упрощенном пункте пропуска (ПУПП) исполнял должностные обязанности главный государственный таможенный инспектор ОСТП таможенного поста МАПП Ивангород ФИО1 Более двух физических лиц в период ДД.ММ.ГГГГ неоднократно перемещали через таможенную границу Таможенного союза ПУПП МАПП Ивангород в ручной клади и сопровождаемом багаже на ручных тележках товары, с использованием «<данные изъяты>». ФИО1 появился около <данные изъяты><данные изъяты>») в ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых вышеуказанными физическими лицами, им не проводилось. В служебном помещении ПУПП находилось постороннее лицо, которому ФИО1 объяснял правила перемещения товаров для личного потребления физически лицами. Таможенное оформление товаров в период ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не осуществлялось.

В результате служебной проверки комиссия установила, что главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород ФИО1 совершил дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении исполнения обязанностей, установленных п/п.29 пункта 10 раздела III Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород , утвержденного ДД.ММ.ГГГГ врИО начальника Кингисеппской таможни ФИО7, а именно: не осуществляя таможенного оформления, проводил разъяснительную работу с физическими лицами, по вопросам таможенного законодательства.

Приказом от 01 ноября 2012 года № 1574-КМ «Об итогах служебной проверки» за ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей, установленных абзацем 1 пункта 10 «Должностные обязанности» раздела III должностного регламента главного государственного таможенного инспектора ОСТП т/п МАПП Ивангород, утвержденного 03.07.2012 года врИО начальника Кингисеппской таможни ФИО7, а именно: в нарушение пункта 1 ст. 52 ФЗ «О таможенном регулировании» и пункта 67 Административного регламента ФИО1 оказывал государственную услугу по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенного органа, не имея соответствующих полномочий, и в соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлено замечание (<данные изъяты>). С приказом ФИО1 ознакомлен 02 ноября 2012 года (<данные изъяты>).

Суд находит приказ подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 47 Закона профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа, в который среди прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.

ДД.ММ.ГГГГ врИО начальника Кингисеппской таможни ФИО7 за утвержден Должностной регламент главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород, с которым ФИО1 ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

Согласно п. 10 раздела III «Должностные обязанности» главный государственный таможенный инспектор выполняет обязанности, установленные ст. 15, 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», статьей 16 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», положением о таможенном посте, положением об отделе, заключенным служебным контрактом, а также обязан: п/п. 1- знать документы, касающиеся таможенного дела и строго руководствоваться ими в работе, п/п. 3- знать порядок осуществления таможенных операций на пассажирском направлении т/п МАПП Ивангород и работать на всех рабочих местах ОСТП, определенных руководством поста или ответственным за организацию, руководство и контроль в дежурной смене, п/п. 8- осуществлять таможенный контроль и таможенное оформление физических лиц, пересекающих таможенную границу, в том числе с оформлением таможенных деклараций, а также осуществлять контроль за перемещением через таможенную границу товаров, транспортных средств, имущества, валюты, валютных ценностей, оружия, наркотических и психотропных веществ, п/п. 10- осуществлять таможенный осмотр, досмотр перемещаемых товаров и транспортных средств физическими лицами через пассажирское направление МАПП Ивангород, а также личный досмотр физических лиц., п/п. 29- проводить разъяснительную работу с физическими лицами по вопросам таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах служебной проверки» ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлено замечание, за ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него обязанностей, установленных абзацем 1 пункта 10 Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород.

В соответствии со ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза. Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

В силу положений ст. 161 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

В соответствии со ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

В соответствии со ст. 107 Таможенного кодекса Таможенного союза
в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

Приказом ТТС РФ от 21.12.2010 № 2509 утвержден перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации, в число которых включены досмотровая техника содержимого ручной клади и багажа, система визуального телевизионного наблюдения, стационарная система радиационного контроля.

В силу ст. 174 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом положений, установленных настоящим Федеральным законом.

Ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрены формы таможенного контроля, в числе которых проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка.

Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций (ст. 114 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта (ст. 115 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В силу ч. 1 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Проанализировав положения таможенного законодательства и п/п.29 п. 10 раздела III «Должностные обязанности» Должностного регламента главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород, суд приходит к выводу о том, что в должностные обязанности главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород входит проведение разъяснительной работы с физическими лицами по вопросам таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации в ходе осуществления им таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. При этом, Должностной регламент не содержит указания на проведение указанной разъяснительной работы таможенным инспектором только в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, в отношении которых им осуществляется таможенное оформление либо таможенный контроль.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. По письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в возможно короткие сроки, но не позднее срока, установленного законодательством государств - членов таможенного союза. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно чч. 1 и 6 ст. 52 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела, входящим в компетенцию этих органов. Начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таким образом, консультирование представляет собой ответы должностного лица таможенного органа на вопросы заинтересованного лица о правоприменении действующих правовых актов по вопросам, касающимся таможенного законодательства. Консультировать имеют право должностные лица таможенного органа, уполномоченные начальником этого таможенного органа (лицом, его замещающим) на проведение консультаций

В силу п. 67 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденного Приказом ФТС России от 09.06.2012 N 1128, консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения регионального таможенного управления или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее требованиям, установленным пунктом 68 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни.

Согласно пункта 68 Административного регламента уполномоченным должностным лицом, ответственным за консультирование, может быть должностное лицо РТУ или таможни, имеющее высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года.

Основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультации в соответствующее подразделение, предоставляющее государственную услугу, которым является правовое подразделение РТУ или таможни.

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по конкретным таможенным правоотношениям, касающимся:

- совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения таможенных процедур;

- порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, выпуска товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов (п.п. 65,66 Административного регламента).

Результатом предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций. (п. 16 Административного регламента).

Согласно должностного регламента ФИО1 проведение консультаций по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, на него не возложено. Однако, должностной регламент главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород обзывает его проводить разъяснительную работу с физическими лицами по вопросам таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Доказательств того, что во время проведения разъяснительной работы по вопросам таможенного законодательства ФИО1 не выполнял возложенные на него должностным регламентом функции по осуществлению таможенного контроля физических лиц, пересекающих таможенную границу, ответчиком суду не представлено. ФИО8 за нарушение п.8 Должностного регламента в рабочую смену ДД.ММ.ГГГГ к дисциплинарной ответственности привлечен не был.

Как установлено судом, разъяснения по вопросу перемещения товаров физическими лицами для личных нужд были даны ФИО1 в ходе выполнения им должностных обязанностей на таможенном посту МАПП Ивангород в ответ на обращение физического лица, в отношении которого им совершалась таможенная процедура таможенного контроля. При этом, доказательств обращения указанного физического лица за получением консультации в рамках оказываемой таможенными органами государственной услуги консультирования суду не представлено. Административный регламент по предоставлению консультирования не предусматривает отказ в проведении разъяснительной работы со стороны лиц, не уполномоченных на оказание государственной услуги консультирования при обращении граждан по вопросам таможенного законодательства. Напротив, Должностным регламентом на ФИО1 возложена обязанность проведения разъяснительной работы с физическими лицами по вопросам таможенного законодательства Таможенного Союза и Российской Федерации и обеспечения соблюдения защиты прав и законных интересов граждан при даче разъяснений (п/п.30 п. 10 раздела III «Должностные обязанности»)

Ст. 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в число основных функций (обязанностей), возложенных на таможенные органы, наряду с осуществлением информирования и консультирования в области таможенного дела, входит обеспечение в установленном порядке граждан информацией по вопросам таможенного дела, включающей в себя разъяснение заинтересованным лицам их прав и обязанностей в области таможенных правоотношений.

В силу ст. 16 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны соблюдать права и законные интересы граждан.

Обязанность соблюдать права и законные интересы граждан вытекает из ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данный принцип придает социальный смысл деятельности должностных лиц таможенных органов. Сотрудники и гражданские служащие таможенных органов не должны ущемлять права и законные интересы физических лиц при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ивангород ФИО1 по проведению разъяснительной работы в отношении обратившегося к нему за разъяснениями во время исполнения им должностных обязанностей физического лица соответствуют предоставленным ему должностным регламентом полномочиям, а также требованиям п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предписывающего обязанность гражданского служащего при исполнении должностных обязанностей исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Разъяснение ФИО1 физическому лицу порядка перемещения товаров для личных нужд направлено на обеспечение прав гражданина и предупреждение совершения административных правонарушений в области таможенного законодательства. Доказательств причинения ущерба действиями истца ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, обжалуемый ФИО1 приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности является необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него служебных обязанностей, то есть дисциплинарного поступка, отраженные в обжалуемом приказе, не нашли своего подтверждения.

Кингисеппской таможней не представлено суду доказательств, соответствующих принципам относимости и допустимости о том, что ФИО1 на пешеходном упрощенном пункте пропуска при исполнении должностных обязанностей главного государственного таможенного инспектора ОСТП таможенного поста МАПП Ивангород в рабочую смену с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было допущено ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, установленных абзацем 1 пункта 10 Должностного регламента, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 67 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании незаконным и отмене приказа начальника Кингисеппской таможни о наложении дисциплинарного взыскания подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.151, 1099-1101 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физических и нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 234 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Трудовой кодекс РФ предусматривает компенсацию морального вреда при нарушении трудовых прав, то есть, обязанность денежной компенсации морального вреда установлена законом.

Истец испытывал нравственные страдания, связанные с незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности, выражающийся в чувстве унижения, то есть, ему причинен моральный вред, который подлежит возмещению работодателем.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает тяжесть и характер причиненных истцу нравственных страданий, а также степень вины работодателя. С учетом установленных обстоятельств, требований разумности и справедливости, суд оценивает размер компенсации морального вреда в <данные изъяты> рублей, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, за исключением Верховного Суда Российской Федерации (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ).

Поскольку истец при предъявлении иска в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от был освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Кингисеппской таможне Северо-западного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным и отмене приказа начальника Кингисеппской таможни о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ начальника Кингисеппской таможни Северо-западного управления Федеральной таможенной службы от 01 ноября 2012 года № 1574-КМ «Об итогах служебной проверки» о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности и отменить его.

Взыскать с Кингисеппской таможни Северо-западного управления Федеральной таможенной службы в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

В остальной части иска о компенсации морального вреда – отказать.

Взыскать с Кингисеппской таможни Северо-западного управления Федеральной таможенной службы государственную пошлину по делу в доход МО «Кингисеппский муниципальный район» в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья: