ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1563/18 от 26.07.2018 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1563/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при секретаре судебного заседания Лашко М.В., с участием помощника прокурора г.Кисловодска Дубинкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Островского,23» об обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.3 Стандарта раскрытия информации и приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014г., обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке размещения информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте Государственной информационной системе ЖКХ в сети «Интернет» информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.02.2016г. «№74/114/пр.,

установил:

заместитель прокурора города Кисловодска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Островского,23» об обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.3 Стандарта раскрытия информации и приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014г., обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке размещения информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте Государственной информационной системе ЖКХ в сети «Интернет» информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.02.2016г. «№74/114/пр., В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что в прокуратуре города проведена проверка исполнения должностными лицами ТСЖ «Островского,23» законодательства Российской Федерации о порядке размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по заданию прокуратуры Ставропольского края № 7/2-45-2017 от 14.11.2017, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Постановлением Правительства РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управлении многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытии информации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Правовой основой создания, эксплуатации и модернизации системы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, регулирующие указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона отношения, и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ).

В силу ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее - Приказ).

В силу п.3 Приказа первичное размещение информации, предусмотренной Составом информации, осуществляется поставщиками информации не позднее 1 января 2017 года.

Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, изложена в Разделе 10 Приказа, включает в себя: информацию об управляющей организации, товариществе, кооперативе; информацию об общих сведениях о многоквартирном доме; информацию о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений); информацию о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг; информацию об обязательных платежах и (или) взносах членов товарищества, кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, о размере платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, кооператива; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; информацию, подлежащую размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта; сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги; информацию об отчете товарищества и кооператива; информацию о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры; информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию, товарищество, кооператив документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания; информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы, кроме указанных в пункте 6.3 настоящего раздела (о рассмотрении обращений потребителей по фактам предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), в том числе возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения).

В нарушение указанных требований законодательства ТСЖ «Островского,23» данная информация в системе не размещена.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее по тексту – Стандарт раскрытия информации).

На основании п.2 Стандарта раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Согласно п. 3 Стандарта раскрытия информации ТСЖ обязано раскрывать следующую информацию: общая информация о товариществе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ; сведения о выполняемых работах (услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы). Пунктам 8-14 Стандарта раскрытия информации подробно определены сведения, подлежащие раскрытию.

В силу п.п. 5.1, 6 Стандарта раскрытии информации товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: обязательного опубликования информации на официальном сайте в Сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайтах в Сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива (сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность); размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме; предоставлении информации на основании запросов, поданных в письменном виде, при наличии технической возможности – также в электронном виде.

Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 определено, что официальным сайтом в Сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, является сайт www.reformagkh.ru.

Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014, вступившим в законную силу 08.05.2015, утверждена форма раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В нарушение требований п.п. 3,5.1.,6.8-14 Стандарта раскрытия информации, а также Приказа Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014 ТСЖ «Островского,23» информация о деятельности товарищества на официальном сайте в Сети Интернет www.reformagkh.ru не размещена.

Исковое заявление предъявлено в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ пользователи информации - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе, в связи с чем установить круг лиц, чьи интересы затрагивает вышеуказанное нарушение, не представляется возможным.

Согласно статье 28 ГРК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 и ст. 24 ГПК РФ рассмотрение данного гражданского дела подведомственно и подсудно городскому суду, поскольку, не относится к экономическим спорам и другим делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора г. Кисловодска просил суд обязать ТСЖ «Островского,23» устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке размещения информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ в сети «Интернет» dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать ТСЖ «Островского,23» устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке раскрытия информациями организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте в сети «Интернет»www.reformagkh.ru информации, предусмотренной п. 3 Стандарта раскрытия информации и Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Кисловодска Дубинкина К.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что до настоящего времени нарушения требований законодательства не устранены.

Представитель ответчика ТСЖ «Островского, 23» ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие не представила. Однако ранее в ходе предварительного судебного заседания исковые требования прокурора г.Кисловодска признала, обязалась устранить допущенные ТСЖ «Островского,23» нарушения законодательства РФ, указанные в исковом заявлении.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом, извещенного о дате и времени рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, полагавшего удовлетворить заявленные исковые требования, с учетом признания ответчиком иска, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ пользователи информации - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе, в связи с чем, установить круг лиц, чьи интересы затрагивает вышеуказанное нарушение, не представляется возможным.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ, способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В развитие указанных принципов часть первая статья 56 ГПК Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На момент вынесения судебного решения, ответчик не представил доказательств, что информация, подлежащая размещению на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ в сети «Интернет» dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр, и на официальном сайте в сети «Интернет»www.reformagkh.ru, предусмотренной п. 3 Стандарта раскрытия информации и Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014г. размещена.

Обязанность доказывания есть необходимость совершения комплекса действий по доказыванию, определяемая не выбором или усмотрением субъекта доказывания, а угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их невыполнения. При этом обязанность по доказыванию исполняется исключительно путем реализации процессуальных прав.

В целях недопущения ответчиком размещения на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ в сети «Интернет» dom.gosuslugi.ru неполной или недостоверной информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр, и на официальном сайте в сети «Интернет» www.reformagkh.ru, предусмотренной п. 3 Стандарта раскрытия информации и Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014г., суд пришел к выводу, об удовлетворении требования заместителя прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку основанием для обращения в суд является необходимость устранения в будущем грубого нарушения требований федерального законодательства.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Островского,23» об обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации, предусмотренной п.3 Стандарта раскрытия информации и приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014г., обязании устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке размещения информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте Государственной информационной системе ЖКХ в сети «Интернет» информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и ЖКХ РФ от 29.02.2016г. «№74/114/пр.- удовлетворить.

Обязать ТСЖ «Островского,23» устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке размещения информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте Государственной информационной системы ЖКХ в сети «Интернет» dom.gosuslugi.ru информации, предусмотренной разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/114/пр, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать ТСЖ «Островского, 23» устранить нарушения требований законодательства РФ о порядке раскрытия информациями организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, посредством размещения на официальном сайте в сети «Интернет»www.reformagkh.ru информации, предусмотренной п. 3 Стандарта раскрытия информации и Приказом Минстроя России № 882/пр от 22.12.2014, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Е.А. Зыбарева

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 31 июля 2018 года.

Судья подпись Е.А. Зыбарева