РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Рязань 27 мая 2014 года
Судья Советского районного суда г.Рязани Прошкина Г.А.,
При секретаре Булатовой Е.А.,
С участием представителя заявителя ФИО1, действующего на основании доверенности,
Представителя заинтересованного лица Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ФИО2, действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению ФИО3 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка об оспаривании бездействия Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, мотивируя тем, что он, будучи еще несовершеннолетним, в 1995 году был вселен своими родителями -Н. и А. в квартиру по адресу: г.Рязань, предоставленную его отцу в связи с работой в филиале «Рязанские электрические сети» ОАО «Рязаньэнерго». На момент вселения дом имел иной адрес, а указанный адрес присвоен позднее, в связи с включением п. Качево, в административные границы г.Рязани и принятием соответствующих решений о наименовании улиц. В дальнейшем ситуация сложилась так, что дома, расположенные по ул., в том числе и д., долгое время оставались безхозными. Лишь постановлением администрации г.Рязани от 13.11.2012 года жилой дом общей площадью кв.м. был включен в перечень имущества, составляющего собственность муниципального образования - город Рязань. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право муниципальной собственности на дом зарегистрировано с 06.12.2012 года за номером. Данный жилой дом является многоквартирным, поскольку в нем расположены две квартиры, ни одна из которых не приватизирована и зарегистрирована в ЕГРП. У него родился ребенок, также вселенный в квартиру по вышеуказанному адресу, в отношении которого он (заявитель), как законный представитель несовершеннолетнего ребенка, должен исполнить обязанность по регистрации его по месту жительства. Однако, у дома отсутствует управляющая организация и должностные лица, ответственные за осуществлением регистрационного учета граждан по месту жительства, что не позволяет жильцам дома реализовать свои права на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание дома, предоставление коммунальных услуг, а также регистрации своих детей. Он и члены его семьи, в том числе 27.11.2013 года, обращались в структурные подразделения администрации г.Рязани и другие компетентные органы с просьбой оказать содействие в решении вопросов об определении управляющей компании, выполнении соответствующих функций по содержанию дома, определению лиц, ответственных за ведение регистрационного учета граждан, проживающих в квартирах, приватизации квартир. В ответе Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, датированном 29.01.2014 года, который они получили 5.03.2014 года, имелась ссылка о подготовке необходимой документации по проведению конкурса по выбору управляющей компании, но до настоящего времени никаких действий не произведено, о чем свидетельствует отсутствие информации о проведении такого конкурса в газетах и на сайтах в сети «Интернет». Ссылаясь на положения ст.ст. 161, 163 ЖК РФ, ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, Административный регламент предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом ФМС от 11.09.2012 года № 288, Положение об Управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, просил суд признать незаконным бездействие Управления по проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления домом г.Рязани и устранить нарушения его прав, обязав Управление провести соответствующий конкурс и определить должностное лицо, ответственное за регистрацию граждан в жилых помещениях дома г.Рязани.
В судебное заседание заявитель ФИО3, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя ФИО1 требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани ФИО2 требования не признала, указывая на то, что невозможность проведения конкурса по выбору управляющей компании вызвана отсутствием в действующем законодательстве о правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, порядка определения расчетной стоимости дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта, а также их определения их перечня, а определение должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в жилых помещениях, выходит за рамки полномочий Управления. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, имеющий несовершеннолетнего ребенка, зарегистрирован и проживает по адресу: г.Рязань.
Жилой дом по адресу: г.Рязань, является многоквартирным, в нем расположены две неприватизированные квартиры.
Сведение о зарегистрированных правах на квартиры в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Постановлением администрации г.Рязани от 13.11.2012 года жилой дом общей площадью кв.м был включен в перечень имущества, составляющего собственность муниципального образования - город Рязань.
6.12.2012 года право муниципальной собственности на жилой дом зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером.
Согласно ответа Администрации г.Рязани от 29 января 2014 года в лице Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, вопрос о проведении конкурса по выбору организации управления домом находится на стадии подготовки документации.
До настоящего времени порядок управления многоквартирным домом, не определен.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.
Обратившись в суд с рассматриваемым заявлением, ФИО3 воспользовался правом, предоставленным ему главой 25 ГПК РФ, на оспаривание бездействия государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.
Установленный ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с момента получения ФИО3 ответа Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, не пропущен.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу положений ст. 249, 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия), а также их законности, возлагается на органы, которые приняли такое решение или совершили действия (бездействие).
Давая оценку законности оспариваемого заявителем бездействия Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани по непроведению конкурса по выбору управляющей компании о администрацией г.Рязани в лице отдела по учету и распределению жилья решения от 05 марта 2014 года, суд исходит из следующего.
Согласно п.1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правиладеятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 163 ЖК РФ, порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Так, в силу ч.4 ст. 164 ЖК РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, закон возлагает обязанность инициирования такого конкурса на орган местного самоуправления.
Как усматривается из письма от 29 января 2014 года и Положения об управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани, утвержденного решением Рязанской городской Думы от 23 декабря 2010 года № 741-1, ответственным структурным подразделением администрации г.Рязани на проведение открытого конкурса по выбору управляющих организаций является именно Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая, что в данном случае многоквартирный дом г.Рязани находится в муниципальной собственности и ни одно из квартир не принадлежит на праве собственности гражданам или иным юридическим лицам, суд приходит к выводу о том, что Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не позднее чем в течении года с момента включения многоквартирного дома в перечень имущества, составляющего собственность муниципального образования - г.Рязань, было обязано совершить действия по проведению конкурса по выбору управляющей организации и заключить соответствующий договор управления домом.
Между тем, исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства в совокупности, свидетельствуют о том, что договор на управление домом г.Рязани не заключался, конкурс по отбору управляющей организации не проводился, и до настоящего времени никакой информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов или на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо публикаций в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд (п.4.1 ст. 161 ЖК РФ), не размещено, необходимых документов относительно конкурса по отбору управляющей организации для данного дома не собрано.
Доказательств обратного, как и законности бездействия по организации управления многоквартирным домом, представителем заинтересованного лица в суд представлено не было.
На основании изложенного, прихожу к выводу том, что факт бездействия Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для дома г.Рязани и его неправомерности, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Ссылка представителя заинтересованного лица на затруднительность организации и проведения конкурса, ввиду исключения с апреля 2013 года из Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75, положений о порядке сбора конкурсной документации, в части перечня дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, а также определения расчетной стоимости этих работ, на выводы суда не влияет, поскольку данное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности.
Бездействие Управления нарушает как права заявителя, зарегистрированного в данном доме по месту проживания на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, возможность решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставление ему коммунальных услуг гражданам, так и права его несовершеннолетнего сына, проживающего в доме без регистрации, ввиду отсутствия управляющей компании, а соответственно и должностного лица, ответственного за прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета.
При таком положении, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд полагает необходимым возложить на Управление обязанность провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления домом г.Рязани.
В то же время требования о возложении обязанности по определению должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в жилых помещениях дома г.Рязани, на само Управление, основаны на неправильном толковании норм Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, утвердившего перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, и Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208, а потому в их удовлетворении должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани по проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления домом г.Рязани и устранить нарушения прав ФИО3 и несовершеннолетнего ребенка, возложив на Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Рязани обязанность провести конкурс по выбору управляющей организации для управления домом г.Рязани.
В остальной части требований ФИО3 - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Советский районный суд г.Рязани в течении месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья (подпись)
Решение вступило в законную силу 03.07.2014г.