ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1564/18 от 09.01.2019 Новоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1564/2018

Мотивированное решение составлено 09.01.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2018 года г.Новоуральск

Новоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Калаптур Т.А.,

с участием прокурора Коноплевой А.А.,

при секретаре Астаховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор ЗАТО г. Новоуральск в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» (далее – АНО РКИ «Новоуральск – территория культуры»), в котором просил признать бездействие ответчика по непредставлению в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области расчетов по страховым взносам за 2-3 кварталы 2018 года и сведений о среднесписочной численности работников; возложить на ответчика обязанность в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу представить в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области расчеты по страховым взносам за 2-3 кварталы 2018 года и сведения о среднесписочной численности работников.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г.Новоуральск проведены проверочные мероприятия по информации МИФНС России № 28 по Свердловской области о нарушениях требований налогового законодательства в части не представления ответчиком в МИФНС России № 28 по Свердловской области на застрахованных лиц сведений, указанных в ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации за 2-3 кварталы 2018. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ответчик состоит на учете в МИФНС России № 28 по Свердловской области с 22.01.2018. Бездействие ответчика является незаконным, нарушает гарантированные ст. 39 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на получение пенсии по обязательному страхованию, получение пособий по случаю временной нетрудоспособности и медицинскому страхованию. Кроме того, в нарушение требований ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации АНО РКИ «Новоуральск – территория культуры» в налоговый орган не представлены сведения о среднесписочной численности работников организации.

В связи с отказом истца от требований о признании незаконным бездействия ответчика по непредставлению в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области сведений о среднесписочной численности работников, возложении на ответчика обязанности в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу представить в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области сведения о среднесписочной численности работников производство по делу в указанной части прекращено, о чем вынесено отдельное определение.

Участвующий в судебном заседании прокурор исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом по месту регистрации юридического лица. Судебное извещение направленное судом ответчику возращено в связи с истечением срока хранения.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В силу пункта 3 статьи54Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Кроме того, информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru).

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.

Представитель третьего лица - Межрайонной ИФНС России № 28 по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил мнение по иску, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица в порядке заочного производства, против которого истец не возражал.

Заслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека, и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неисполнение требований налогового законодательства в части представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку несвоевременное представление расчетов по страховым взносам в налоговый орган препятствует осуществлению последним возложенных контрольных функций в указанной сфере правоотношений, делает невозможным своевременное направление расчетов по страховым взносам для проведения правильности расходов плательщика в Фонде социального страхования Российской Федерации.

С 01.01.2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Как следует из пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Судом установлено, что АНО РКИ «Новоуральск – территория культуры» 22.01.2018 зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц. 23.01.2018 ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, 24.01.2018- в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, в силу действующего законодательства ответчик является плательщиком страховых взносов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Пунктом 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Вместе с тем, по информации, представленной МИФНС России № 28 по Свердловской области, ответчик до настоящего времени не представил в налоговый орган расчеты по страховым взносам за 2-3 кварталы 2018.

В целях защиты прав неопределенного круга лиц, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, выявленное нарушение подлежит устранению путем возложения на ответчика обязанности представить в Межрайонную инспекцию расчетпостраховымвзносампо форме ХХХ за 2-3 кварталы 2018 года. При этом суд полагает, что непредставление соответствующей отчетности в налоговый орган препятствует начислению соответствующихвзносов, пополнению доходных частей федерального бюджета и подтверждению пенсионного стажа заранее неизвестного налоговому органу круга граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором месячный срок для предоставления ответчиком информации в налоговый орган является разумным, отвечающим требованиям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора ЗАТО г. Новоуральск в интересах неопределенного круга лиц к автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» по непредставлению в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области расчетов по страховым взносам за 2-3 кварталы 2018 года.

Обязать автономную некоммерческую организацию по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу представить в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области расчеты по страховым взносам за 2-3 кварталы 2018 года.

Взыскать с автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Новоуральск – территория культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Т.А. Калаптур

СОГЛАСОВАНО:

Судья Т.А. Калаптур