ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1564/2021 от 18.02.2022 Рязанского районного суда (Рязанская область)

№ 2-159/2022

УИД 62RS0005-01-2021-002005-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2022 года г. Рязань

Рязанский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Подкользиной Л.М.,

при секретаре судебного заседания Галыниной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области к Шабалину Игорю Михайловичу о принудительном изъятии и продажи с публичных торгов земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в суд с иском к Шабалину И.М. о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов земельных участков.

В обоснование заявленных требований указывает, что Шабалин И.М. является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес>;

- с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении Россельхознадзором плановой выездной проверки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шабалина И.М. были выявлены следующие нарушения на земельных участках:

-с кадастровым номером установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь горькая, цикорий, тысячелетник, бодяк полевой, репейник и др.) на 70% площади участка. Высота сорной растительности составляет от 60 см до 100 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. На земельном участке не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся, для сельскохозяйственного производства земельный участок не используется более 3 лет:

-с кадастровым номером установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь горькая, цикорий, тысячелистник, бодяк полевой и др.) на 100% площади участка. Высота сорной растительности составляет от 60 см до 100 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. Участок представляет собой овраг и склоны оврага. На дне оврага входящем в указанный земельный участок также установлено произрастание растений переувлажненных мест (камыш, тростник болотный, осока высотой от 70 см до 100 см) и отдельно стоящей древесно-кустарниковой растительности (береза, ива высотой от 1,5 м до 4,5 м). На земельном участке не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся, для сельскохозяйственного производства земельный участок не используется более 3 лет.

В целях устранения выявленных в ходе проведения проверок нарушений земельного законодательства, Шабалину И.М. было предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. зарастание земельных участков от сорной и древесно- кустарниковой растительностью путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов и др.) и фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, в связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями, допущенными Шабалиным И.М., на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, указанное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, Шабалину И.М. было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписания Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , по результатам которой установлено, что предписание не исполнено, а нарушения не устранены, в связи с чем, Россельхознадзором в адрес Шабалина И.М. вновь было направлено предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ. , от ДД.ММ.ГГГГ. соответственно были проведены внеплановые выездные проверки на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а нарушения не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Россельхознадзором проведена внеплановая проверка на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а именно не устранено зарастание вышеуказанных земельных участков от сорной и древесно-кустарниковой растительности на 100 % площади участков путем проведения агротехнических, агрохимических и фитосанитарных мероприятий.

В связи с этим, учитывая, что в результате неоднократных проверок соблюдения земельного законодательства достоверно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , более 3 лет подряд не используются собственником для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности с момента выявления Россельхознадзором факта неиспользования указанных земельных участков, имеются все правовые основания для принудительного изъятия у Шабалина И.М., принадлежащие ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами , .

Просит изъять у Шабалина И.М. путем проведения публичных торгов, принадлежащие ему на праве собственности:

земельный участок с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес>;

земельный участок с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес><адрес>.

Определить способ определения начальной цены изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами , на публичных торгах в размере их рыночной стоимости.

Представитель истца в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Шабалин И.М., представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям, извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседание не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, продолжил рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства по делу, представленные сторонами в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

На основании ст.ст.8,9 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

При этом, в силу ч. 3 ст.17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ст.284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии со ст. 286 Гражданского кодекса РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Положениями ст. 1 Земельного кодекса РФ установлены основные принципы земельного законодательства РФ: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Судом установлено, что Шабалин И.М. является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес>;

- с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв. м, местоположение: <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ при проведении Россельхознадзором плановой выездной проверки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шабалина И.М. были выявлены следующие нарушения на земельных участках:

-с кадастровым номером установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь горькая, цикорий, тысячелетник, бодяк полевой, репейник и др.) на 70% площади участка. Высота сорной растительности составляет от 60 см до 100 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. На земельном участке не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся, для сельскохозяйственного производства земельный участок не используется более 3 лет:

-с кадастровым номером установлено зарастание земельного участка сорной растительностью (пырей ползучий, пижма обыкновенная, полынь горькая, цикорий, тысячелистник, бодяк полевой и др.) на 100% площади участка. Высота сорной растительности составляет от 60 см до 100 см. Данная сорная растительность относится к многолетним корнестержневым и корнеотпрысковым растениям с периодом жизненного цикла от 4 до 10 лет. Участок представляет собой овраг и склоны оврага. На дне оврага входящем в указанный земельный участок также установлено произрастание растений переувлажненных мест (камыш, тростник болотный, осока высотой от 70 см до 100 см) и отдельно стоящей древесно-кустарниковой растительности (береза, ива высотой от 1,5 м до 4,5 м). На земельном участке не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводятся, для сельскохозяйственного производства земельный участок не используется более 3 лет.

Шабалину И.М. было предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. зарастание земельных участков от сорной и древесно- кустарниковой растительностью путем проведения агротехнических (перепахивание, выкашивание и др.), агрохимических (применение гербицидов и др.) и фитосанитарных (применение научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями и др.) мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями, допущенными Шабалиным И.М., на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, указанное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, Шабалину И.М. было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ. была проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписания Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , по результатам которой установлено, что предписание не исполнено, а нарушения не устранены, в связи с чем, Россельхознадзором в адрес Шабалина И.М. вновь было направлено предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. соответственно были проведены внеплановые выездные проверки на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а нарушения не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N Россельхознадзором проведена внеплановая проверка на предмет исполнения Шабалиным И.М. предписаний Россельхознадзора в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , по результатам которых установлено, что предписания не исполнены в полном объеме, а именно не устранено зарастание вышеуказанных земельных участков от сорной и древесно-кустарниковой растительности на 100 % площади участков путем проведения агротехнических, агрохимических и фитосанитарных мероприятий.

В ДД.ММ.ГГГГ году и ДД.ММ.ГГГГ году проверки проводились в период действия Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 года № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Установлено, и не оспаривалось истцом, что проверка в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена в период действия Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

В данном Постановлении определены следующие признаки неиспользования земельных участков:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:

а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы - на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства);

б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая - на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений;

в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных - на земельном участке, предназначенном для животноводства;

г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, - на земельном участке, предназначенном для пчеловодства;

д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы - на земельном участке, предназначенном для питомников;

е) работы, предусмотренные подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.

По результатам проверок Управления службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Рязанской и Тамбовской областям на земельных участках с кадастровыми номерами и установлено произрастание сорной растительности в ДД.ММ.ГГГГ году на 70% и 100% участков соответственно, в ДД.ММ.ГГГГ году – 60% и 100%, в 2020 году – 60% и 100%.

Поскольку судом не установлены признаки неиспользование земельного участка с кадастровым номером в ДД.ММ.ГГГГ году, а также установлено, что на оставшейся площади земельного участка присутствует ведение такой деятельности более чем на 25 процентах площади земельного участка, суд полагает, что требования об истребовании земельного участка с кадастровым номером не подлежат удовлетворению.

Кроме того не установлено, что земельный участок используется с нарушением требований, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

Ответчик устранил нарушения в отношении земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается договором подряда на выполнение сельскохозяйственных работ от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого являлось дискование почвы на землях сельскохозяйственного назначения и актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Работы по устранению выявленных нарушений земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером не проводились.

Таким образом, на момент проверки, неоднократно выданные ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, предписания в отношении земельного участка с кадастровым номером не исполнены, а нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель и др.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.284 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В силу п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее-Закон №101-ФЗ) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации.

Согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации, неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным ст.6 Закона №101-ФЗ, может осуществляться при условии не устранения указанных в п. п. 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

В случае не устранения правонарушений, указанных в п. п. 3 и 4 ст.6 Закона №101-ФЗ, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в п. 7 ст.6 Закона №101-ФЗ, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных п. п. 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно п. 7 ст.6 Закона №101-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в п. 6 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст.6 Закона №101-ФЗ.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что ответчиком земельный участок с кадастровым номером 62:15:0040415:14 не освоен, по целевому назначению не используется, почва на участке не обрабатывается, доказательств обратного в материалах дела не содержится, при этом, срок освоения ответчиком спорного земельного участка истек.

Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что Шабалин И.М. не использует спорный земельный участок с кадастровым номером для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности более трех лет, и не устранил допущенные нарушения по предписаниям контролирующего органа.

Указанные факты подтверждаются актами проверок, а также вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, которым установлена вина Шабалина И.М. в неиспользовании земельного участка по целевому назначению.

При этом, выявленные признаки неиспользования земельного участка в полном объеме соответствуют перечню признаков, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 №369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной производством деятельности в субъектах Российской Федерации» и утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1482 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной производством деятельности в субъектах Российской Федерации», и не оспорены ответчиком.

Обстоятельств того, что земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд полагает, что установленные по делу обстоятельства являются достаточным основанием для принудительного изъятия земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника Шабалина И.М..

В силу положений п. 10 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как истец в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд с настоящим иском, а исковые требования подлежат удовлетворению, то с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области к Шабалину Игорю Михайловичу о принудительном изъятии и продажи с публичных торгов земельных участков удовлетворить частично.

Изъять у Шабалина Игоря Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.

Определить, что начальной ценой земельного участка является его стоимость, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в размере его рыночной стоимости.

В удовлетворении требований об изъятии у Шабалина Игоря Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, <адрес>» - отказать.

Взыскать с Шабалина Игоря Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня его вынесения через Рязанский районный суд Рязанской области.

Судья Подкользина Л.М.