Копия.
Дело № 2-1565/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Матовой Е.Н.
с участием Нефтеюганского
межрайонного прокурора Кинзина М.С.,
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к публичной компании с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» об обязании получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в связи с изменением состава производственных объектов, запретить, при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, эксплуатацию объектов капитального строительства
У С Т А Н О В И Л:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями к публичной компании с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.»:
1.Об обязании в срок до 31 декабря 2018 года получить в Департаменте строительства ХМАО-Югры в порядке, предусмотренном ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства:
- нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
- нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения УН92» (эксплуатационное наименование - нефтегазопровод «(иные данные)») Верхнесалымского месторождения нефти;
- нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема (иные данные)» Западно-Салымского месторождения нефти;
2. Об обязании в срок до 31 января 2019 года внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в связи с изменением состава опасных производственных объектов: «Система промысловых трубопроводов Западно-Салымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Верхнесалымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Ваделыпского месторождения нефти» после ввода в эксплуатацию:
- с декабря 2016 года нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
- с августа 2017 года нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения (иные данные)» Верхнесалымского месторождения нефти;
- с мая 2017 года нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема (иные данные)» Западно-Салымского месторождения нефти;
3. Запретить публичной компании с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, с 01.02.2019 эксплуатацию объектов капитального строительства:
- нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
- нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения (иные данные)» (эксплуатационное наименование - нефтегазопровод «(иные данные)») Верхнесалымского месторождения нефти;
- нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема Ш 2» Западно-Салымского месторождения нефти.
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийский межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения требований федерального законодательства при эксплуатации предприятиями топливно-энергетического комплекса опасных производственных объектов на территории ХМАО - Югры.
В ходе проверки установлено, что в результате нарушений публичной компанией с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» требований промышленной безопасности, градостроительного и природоохранного законодательства при вводе в эксплуатацию нефтепроводов поставлено под угрозу экологическое благополучие жителей ХМАО - Югры.
Так, ответчик является владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Салымского, Верхнесалымского, Ваделыпского месторождений нефти, расположенных в Нефтеюганском районе ХМАО - Югры.
В ходе проверки установлено, что ответчиком для транспортировки добываемой газоводонефтяной эмульсии из скважин куста № Западно-Салымского месторождения, куста № Верхне-Салымского месторождения, и куста № Ваделыпского месторождения введены в эксплуатацию следующие трубопроводы:
с декабря 2016 года нефтесборный трубопровод «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» (эксплуатационное наименование -нефтегазопровод «Куст (иные данные)») Ваделыпского месторождения нефти;
с августа 2017 года нефтегазосборный трубопровод «Участок Куст скважин № - узел подключения (иные данные)» (эксплуатационное наименование - нефтегазопровод «Куст (иные данные)») Верхнесалымского месторождения нефти;
с мая 2017 года нефтегазосборный трубопровод «от куста скважин № до камеры приема Ш12» (эксплуатационное наименование -нефтегазопровод «Куст (иные данные)») Западно-Салымского месторождения нефти.
Вместе с тем, ввод в эксплуатацию данных трубопроводов осуществлен ответчиком с грубым нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Кроме того, ответчик эксплуатирует вышеуказанные нефтепроводы без их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, что недопустимо, и свидетельствует об отсутствии контроля за процессом эксплуатации со стороны Северо-Уральского управления Ростехнадзора, осуществляющего функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленной безопасности.
Кроме того, ответчиком, после ввода в эксплуатацию нефтепроводов, соответствующие изменения в сведения, характеризующие опасные производственные объекты: «Система промысловых трубопроводов Западно-Салымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Верхнесалымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Ваделыпского месторождения нефти», в связи с увеличением в их составе числа технических сооружений, не внесены.
Бесконтрольная эксплуатация ответчиком трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивает защиту граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая, что опасные производственные объекты эксплуатируются с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности, ответчиком не принят комплекс мер по противодействию несанкционированным действиям в производстве.
Кроме того, нарушение требований градостроительного законодательства, бесконтрольная эксплуатация нефтепроводов, ставят под угрозу промышленную безопасность данных объектов, при этом создается угроза пожарной безопасности в лесах.
Нефтегазосборные трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество (газоводнефтяная эмульсия) расположены на землях лесного фонда.
Учитывая, что нарушения требований закона при эксплуатации трубопроводов могут повлечь аварийные разливы нефти, следовательно, создается угроза пожарной безопасности в лесах, угроза возгорания и причинения ущерба лесному фонду.
Допущенные ответчиком нарушения требований промышленной, экологической, пожарной безопасности, градостроительного законодательства, бесконтрольная эксплуатация трубопроводов, создают реальную опасность возникновения в будущем аварий, которые могут повлечь гибель людей и причинение вреда их здоровью, загрязнить при порывах трубопроводов газоводонефтяной эмульсией компоненты окружающей среды, стать причиной возгорания участков лесного фонда.
Перечисленные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в ХМАО-Югре, на промышленную безопасность, на благоприятную окружающую среду, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью по эксплуатации опасных производственных объектов с нарушениями требований закона создают угрозу здоровью людей и компонентам окружающей среды.
В соответствии с Распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 16.01.2015 №3-рп с 01.02.2015 реализацию полномочий в сфере недропользования, переданных Федеральным агентством по недропользованию Правительству Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в части выдачи, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет Департамент строительства ХМАО - Югры.
Пренебрегая требованиями федерального законодательства, ответчик, после окончания строительства ввел вышеуказанные нефтепроводы в эксплуатацию, без соответствующих разрешений Департамента строительства ХМАО-Югры, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, с угрозой возникновения аварийных ситуаций и причинения в будущем ущерба почве, как компоненту окружающей среды, вследствие ее загрязнения газоводонефтяной эмульсией.
В судебном заседании Нефтеюганский межрайонный прокурор, действующий на основании доверенности от (дата) (л.д. 118), исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от (дата) (л.д.112), исковые требования признала в полном объеме (л.д.119).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать требования истца.
В соответствии с ч.3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ч.2, 3, 198 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителю ответчика разъяснены и понятны (л.д.119).
Суд принимает признание ответчиком исковых требований истца, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подачи иска, был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
1. Обязать публичную компанию с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» в срок до 31 декабря 2018 года получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства:
нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения (иные данные)» (эксплуатационное наименование - нефтегазопровод «Куст (иные данные) - узел (иные данные)») Верхнесалымского месторождения нефти;
-нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема Ш12» Западно-Салымского месторождения нефти.
2. Обязать публичную компанию с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» в срок до 31 января 2019 года внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в связи с изменением состава опасных производственных объектов: «Система промысловых трубопроводов Западно-Салымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Верхнесалымского месторождения нефти», «Система промысловых трубопроводов Ваделыпского месторождения нефти» после ввода в эксплуатацию:
с декабря 2016 года нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
с августа 2017 года нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения (иные данные)» Верхнесалымского месторождения нефти;
с мая 2017 года нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема Ш12» Западно-Салымского месторождения нефти.
3.Запретить публичной компании с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, с 01 февраля 2019 года эксплуатацию объектов капитального строительства:
нефтесборного трубопровода «Участок куст скважин № - узел задвижек ((иные данные))» Ваделыпского месторождения нефти;
нефтегазосборного трубопровода «Участок Куст скважин № - узел подключения УН92» (эксплуатационное наименование - нефтегазопровод «Куст (иные данные) - узел (иные данные)») Верхнесалымского месторождения нефти;
-нефтегазосборного трубопровода «от куста скважин № до камеры приема Ш 2» Западно-Салымского месторождения нефти.
Взыскать с публичной компании с ограниченной ответственностью «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца.
Судья Нефтеюганского
районного суда подпись И.Б. Ефремова