ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1565/2018 от 11.04.2018 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1565/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2018 года г.Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Жучковой М.Д.,

при секретаре Рахматуллиной Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Луценко В. Л. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании урегулировать возникшие разногласия при заключении договора о предоставлении за плату земельного участка,

установил:

Луценко В.Л. обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании урегулировать возникшие разногласия при заключении договора о предоставлении за плату земельного участка.

В обоснование исковых требований указал, что решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в предоставлении в его собственность земельного участка. Данным решением на Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан возложена обязанность заключить с ним договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030220:2, площадью 2 161 кв.м., по адресу: <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовило проект договора «О предоставлении земельного участка в собственность за плату». Однако в представленном проекте-договоре была заведомо завышена цена выкупа земельного участка, которая согласно условиям договора составила 1 229 271,45 руб., что соответствует семнадцатикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка. Он не согласился с предложенной ему ценой выкупа, направив претензию в адрес ответчика, в которой просил пересмотреть условия по ценообразованию выкупа земельного участка и установить выкупную цену земельного участка в размере 301 292,02 руб., что соответствует двум с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка. Считает, что в соответствии с законом РБ от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан» стоимость подлежащего выкупу им земельного участка подлежит определению в соответствии с законодательством, действовавшим на дату предоставления заявления о выкупе земельного участка. Каких-либо иных условия, либо ограничений при определении цены земельного участка данный закон не устанавливает. Расчет цены выкупа земельного участка: кадастровая стоимость земельного участка 12 051 680,90 руб. х 2,5% = 301 292,02 руб. Истец просит обязать ответчика урегулировать возникшие разногласия при заключении договора о предоставлении за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030220:2, площадью 2 161 кв.м., по адресу: <адрес>А, в <адрес> Республики Башкортостан, пересмотрев условия по ценообразованию выкупа земельного участка, установив в проекте-договоре выкупную цену земельного участка равной 301 292,02 руб., которая соответствует двум с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Определением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 23.01.2018 года данное гражданское дело передано по подсудности в Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан для рассмотрения по существу.

Определением суда от 12.03.2018 года Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель истца Луценко В.Л. – Галеев Р.В. поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным ранее.

Представитель ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Ташбулатова Г.Х. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном возражении на иск. Указала о пропуске истцом срока, установленного ст.44, 446 ГК РФ, поскольку уже в 2015г. истец знал о возникших разногласиях при заключении договора.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи надлежаще извещенный о дне, времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, документов, подтверждающих уважительность неявки, в судебное заседание не представил.

Истец Луценко В.Л. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Луценко В.Л. с 2003г. зарегистрирован собственником нежилого строения – склада, площадью 312 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А.

Решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Луценко В.Л. в предоставлении в собственность земельного участка под кадастровым номером 02:55:030220:2, площадью 2 161 кв.м., по адресу: <адрес>А, в <адрес> Республики Башкортостан. На Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность заключить с Луценко В.Л. договор купли-продажи земельного участка площадью 2 161 кв.м., с кадастровым номером 02:55:030220:2, по адресу: <адрес>А, по цене, установленной действующим земельным законодательством на ДД.ММ.ГГГГ, путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Луценко В.Л. для подписания в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу 11.03.2010 года.

Как следует из указанного судебного постановления, которым установлены обстоятельства в силу ст. 61 ГПК РФ не подлежащие установлению и доказыванию, поскольку спор был рассмотрен между теми же сторонами, истец владеет на праве собственности объектом недвижимости по адресу: <адрес>А, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:030220:2 площадью 2 161 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – под складские помещения. Учитывая, что у истца возникло правомерно право на приобретение в собственность спорного земельного участка для обслуживания объекта недвижимости путем заключения соответствующего договора купли-продажи, требования истца признаны судом законными.

Письмом № Л-8368 от 05.06.2016 года Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило Луценко В.Л. о том, что на основании вышеназванного решения суда подготовлен проект договора о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030220:2, по адресу: <адрес> подписания и получения договора Луценко В.Л. либо его уполномоченному представителю при наличии надлежаще оформленной доверенности необходимо в течение 10 дней со дня получения уведомления подойти в Управление.

Как усматривается из проекта договора о предоставлении земельного участка в собственность за плату, на основании решения Орджоникидзевского районного суда г.Уфы по делу № 2-761/10 от ДД.ММ.ГГГГ Управление обязалось передать, а приобретатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030220:2, по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>А, под складские помещения, в границах, установленных в кадастровом плане участка, общей площадью 2 161 кв.м.

Согласно п. 2.1 договора цена участка составила 1 229 271,45 руб.

Не согласившись с указанной ценой земельного участка, истец неоднократно обращался в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой установить цену в соответствии с действующим законодательством по состоянию на 2010 год.

Однако истцом были получены отказы, не согласившись с которыми Луценко В.Л. обратился в суд за защитой своих прав.

Пунктом 1 ст. 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ).

Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса (здесь и далее в редакции Земельного кодекса, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

С целью избежания спорных ситуаций Минэкономразвития России в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2011 года № ОГ-Д23-2560 разъяснил, что лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.

В таких случаях необходимо обеспечить гарантии прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участок, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия уполномоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи в установленном законом порядке.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 года № 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

До 01.07.2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Статьей 25.6 Закона Республики Башкортостан от 06 февраля 2008 года N 525-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установлено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков на территории Республики Башкортостан их цена устанавливается равной двум с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка.

До 01.07.2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для вида функционального использования «под складские помещения» на момент обращения Луценко В.Л. о приобретении права – ДД.ММ.ГГГГ, согласно результатам государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.03.2007 года № 28 «Об утверждении показателей государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан и город Стерлитамак Республики Башкортостан» (в редакции постановления № 321 от 07.11.2007 года «О внесении изменений в результаты кадастровой оценки земель городских округов город Уфа и город Стерлитамак Республики Башкортостан») составлял 5 576,9 руб. за кв.м., а кадастровая стоимость участка- 12 051 680,90 руб.

При расчете выкупной цены спорного земельного участка применялась указанная выше кадастровая стоимость. При этом истец полагает, что к данной стоимости должен быть применен коэффициент 2,5% в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ-137, поскольку истец является собственником расположенного на спорном земельном участке сооружения, право собственности на которое возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный довод основан на факте создания в 1961г. нежилого строения (склада), которым владеет истец и которое положено в основу решения суда о признании за Луценко В.Л. права на заключение договора купли-продажи земельного участка. Полагает, что поскольку в СССР не существовало частной собственности на землю, данный объект, безусловно, находился в государственной собственности и в период приватизации (до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации) был передан в собственность первому владельцу.

Из материалов регистрационного дела на объект по адресу: Орджоникидзевский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>А, усматривается, что 29.12.1993г. между СУ-3 треста «Востокнефтепроводстрой» (продавец) и торговый дом «Сэнди» (покупатель) был заключен договор купли-продажи нежилого здания по адресу: <адрес> без номера (возле Финского холодильника: Вологодская-тупик). ООО БПОТ «Сэнди» выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанное нежилое строение- склад от 30.09.2002г.

13.11.2013г. между ООО БПОТ «Сэнди» и Луценко В.Л. заключен купли-продажи указанного нежилого строения, на основании чего истец с 2003г., то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации является собственником строения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

Таким образом, не нашел подтверждения довод истца о том, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находился в государственной или муниципальной собственности, при этом момент создания объекта правового значения для определения прав истца не имеет. В связи с чем, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен проект договора с ценой выкупа Луценко В.Л. земельного участка, определенной в размере 17-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В силу ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.

Учитывая, что о возникновении разногласий в части выкупной цены истец узнал в момент получения проекта договора купли-продажи с оспариваемой ценой. Из претензии истца в адрес УЗиО от 1.12.2015г. следует, что он не согласен с ценой, указанной в проекте договора. Таким образом, по состоянию на декабрь 2015г. истец знал о возникших разногласиях и должен был не позднее мая 2016г. обратиться за урегулированием возникших разногласий в судебном порядке. Настоящий иск подан 8.12.2017г.

В связи с чем довод ответчика о пропуске истцом срока, предусмотренного для урегулирования настоящего спора в судебном порядке, суд также признает правомерным.

Изложенное влечет отказ в удовлетворении исковых требований Луценко В.Л. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Луценко В. Л. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании урегулировать возникшие разногласия при заключении договора о предоставлении за плату земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018г.

Председательствующий М.Д. Жучкова