ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1565/22 от 03.02.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2020-011497-31

К делу № 2-1565/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2022г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Овсянникове М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петросяна Х. А. в интересах несовершеннолетних Петросяна А. Х., Петросян А. Х., Петросян Э. Х. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения и признании права на получение единовременных выплат,

установил:

Петросян Х.А. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних Петросяна А.Х., Петросян А.Х., Петросян Э.Х к ОПФР по Краснодарскому краю о признании незаконным решения и признании права на получение единовременных выплат.

В обоснование иска сослался на то, что является отцом несовершеннолетних Петросяна А.Х., Петросян А.Х., Петросян Э.Х. и военнослужащим, проживает совместно с детьми на территории войсковой части 2089 в г. Ереван Республики Армения. 26.08.2020 посредством почтового отправления обратился в ПФР с заявлением о выплате ему единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020 № 474. 01.10.2020 ОПФР по Краснодарскому краю. Ему был дан ответ об отказе в выплате пособия ввиду того, что истец и его дети не проживают на территории России и о том, что обращаться необходимо через МФЦ или личный кабинет. Истец с принятым решением не согласен ввиду того, что является гражданином РФ, военнослужащим, вследствие чего имеет право получать пособия безотносительно к конкретному месту жительства.

Истец, представитель ответчика Отделению по Краснодарскому краю Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены судом надлежащим образом судебными повестками, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами. Доказательств уважительности причин неявки суду не представили, ходатайств об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.

При таких обстоятельствах, неявка лиц участвующих в деле, в силу ч.3,4 ст.167 ГПК РФ не является препятствием к слушанию дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации политики Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 38, часть 1; статья 39, часть 1). При этом конкретизация гарантий прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, в том числе установление условий и порядка предоставления мер социальной защиты в отношении отдельных категорий граждан, относится к компетенции законодателя.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, закреплена в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации; граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев; временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию иностранных граждан и лиц без гражданства. (статья 1)

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 июня 2000 г. N 134-О, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть l); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).

Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Таким образом, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Кроме того, конституционно - правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» должен определяться исходя из требований статьи 15 (часть 4) Российской Федерации, согласно которой правила договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.

В соответствии с положениями Соглашения от 09.09.1194 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях-в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.

В целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 Президентом Российской Федерации 7 апреля 2020 г. издан Указ № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ № 249).

Пунктом 1.1 Указа № 249 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 1 мая 2020 г. № 317) предусмотрено осуществление начиная с 1 июня 2020г. единовременной выплаты в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020г.).

Пунктом 3 названного указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией Указа № 249, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат и единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.

Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента российской Федерации от 23.06.2020г. № 412 единовременной выплате семьям, имеющим детей», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020г. № 474 (далее также-Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет.

При этом признание права и выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал свидетельствует о наличии права на ежемесячную выплату.

Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Петросян Х.А. является гражданином Российской Федерации отцом несовершеннолетних детей до 16 лет: Петросяна А. Х., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Петросян Э. Х., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении. Проживает в Республике Армения, что связано с необходимостью выполнения истцом долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации, в силу чего, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), он считается проживающим в Российской Федерации, и, следовательно, вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

26.08.2020 истец посредством почтового отправления обратился в ПФР с заявлением о выплате единовременной выплаты на несовершеннолетних детей в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020г. № 474.

Согласно письму ОПФР в Краснодарском крае от 01.10.2020г. Петросяну Х.А. разъяснен порядок обращения с заявлением о выплате пособия на несовершеннолетних детей, при этом решение о выплате или об отказе в выплате пособия не принято.

Поскольку обращение Петросяна Х.А. направлено в ПФР посредством почтового отправления, что Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020г. №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020г. №412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» не предусмотрено, а также учитывая то, что обращение совершено не в территориальный орган ПФР, согласно п. 7 Правил, утвержденных постановлением №474, при рассмотрении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, в том числе путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений о рождении (смерти) ребенка, представителе заявителя, фактах лишения родительских прав и иных сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении ежемесячной выплаты или решения о предоставлении единовременной выплаты.

Перечень сведений для предоставления выплат приведен в пунктах 10-11 Правил, а именно.

П. 10 Правил, в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указываются: наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец, ребенок, опекун или попечитель ребенка, мужчина - единственный усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении; адрес места жительства, места пребывания или фактического проживания в Российской Федерации; страховой номер индивидуального лицевого счета; сведения о документе, удостоверяющем личность; фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей); сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа); сведения об ответственности за достоверность представленных сведений.

Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления.

П. 11 Правил, в случае подачи заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты представителем заявителя в заявлении дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 10 настоящих Правил, указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность представителя заявителя; сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя заявителя (наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, и дата его выдачи); страховой номер индивидуального лицевого счета.

Указанные сведения подтверждаются подписью представителя заявителя с проставлением даты заполнения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты.

Письмо ОПФР по Краснодарскому краю от 01.10.2020г. по сути является решением об отказе истцу в единовременной выплате на несовершеннолетних детей Петросяна А.Х., Петросян А.Х., Петросян Э.Х. (л.д.11-13).

Как следует из выше указанного отказа ОПФР по Краснодарскому краю, следует, что сведения о рождении (смерти) ребенка проверяются на основании данных, имеющих в органах записей актов гражданского состояния РФ (ЗАГС РФ). В случае регистрации факта рождения ребенка на территории иностранного государства, сведения о данном факте не поступают из органов ЗАГС РФ, в связи с чем, осуществить проверку путем запроса не представляется возможным в виду их отсутствия в системе. Для получения социальной поддержки виде единовременной выплаты истцу необходимо лично обратиться с заявлением о предоставлении данной выплаты в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) либо в территориальный орган ПФР по месту жительства, пребывания либо фактического проживания.

Однако независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации и, следовательно, они вправе – при прочих равных условиях – получать государственные пособия на детей без относительно к конкретному месту проживания.

Конституционно-правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" должен определяться исходя из требований статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.

В соответствии с положениями соглашения от 09.09.1194 «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований стороны, находящихся на территории другой работы (службы) в размерах и на условиях. Предусмотренных законодательством стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях – в порядке, предусмотренном для граждан стороны пребывания.

Пунктами 1.1, 3 Указа Президента РФ от 07.04.2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предписано произвести начиная с 1 июня 2020г. единовременную выплату в размере 10 000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020г.).

Правительству Российской Федерации обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат и единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.

Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей», установлен порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017г. по 1 января 2020г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее единовременная выплата).

В соответствии с п. 3.1 Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020г.

Согласно п.п. 4.1, 5.1, 6 Правил осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» для получения единовременной выплаты, предусмотренной пунктом 3 названных Правил, заявители или представители заявителей вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в любое время до 1 октября 2020г.

Заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть направлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявление о предоставлении ежемесячной выплаты или заявление о предоставлении единовременной выплаты может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг с предъявлением следующих документов (их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке): документы, удостоверяющие личность заявителя; документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления через представителя заявителя.

За Петросяном Х.А. следует признать право на получение единовременной выплаты на несовершеннолетних детей Петросяна А. Х., Петросян А. Х., Петросян Э. Х. на основании Указа Президента РФ от 07.04.2020г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Отказ в невыплате единовременных выплат на несовершеннолетних детей Петросяна А. Х., Петросян А. Х., Петросян Э. Х. Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № П-13090-1103/14296-20 от 01.10.2020г. следует признать незаконным в части вывода об отсутствии у Петросяна Х.А. права на получение права на получение указанных выплат и возможности обращения с заявлением лишь лично в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В части невозможности принятия решения по заявлению Петросяна Х.А. ввиду отсутствия всех предусмотренных законом документов отказ правомерен. Так как Петросяном Х.А. не приложены СНИЛС Петросяна Х.А. и Петросян Э.Х.

Соответственно заявителю следует обратиться в ОПФР по Краснодарскому краю в установленном законом порядке и предоставить документы, перечисленные в п. 10,11 Правилами осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020г. №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей и Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020г. №412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст.67ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Петросяна Х.А. о признании решения незаконным и признании права на получение единовременных выплат подлежат удовлетворению в части.

Принимая такое решение, суд также руководствуется положениями ст.ст.12,56 ГПК РФ, ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить в части.

Признать отказ в единовременных выплатах на несовершеннолетних детей Петросяна А. Х., Петросян А. Х., Петросян Э. Х. Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю № П-13090-1103/14296-20 от 01.10.2020г. незаконным в части.

Признать право Петросяна Х. А. на получение единовременных выплат на детей Петросяна А. Х., Петросян А. Х., Петросян Э. Х., предусмотренных пунктом 1.1. Указа Президента РФ от 7 апреля 2020г. №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.

Федеральный судья

Составлено: 10.02.2022г.