ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1567/20 от 25.09.2020 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

№2-1567/2020

91RS0022-01-2020-002072-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2020 года

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.А.,

при секретаре судебного заседания Форостян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимовой Р.В. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации, третьи лица: Федеральное государственное казённое учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 1 отдел г.Севастополя, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,

У С Т А Н О В И Л:

Герасимова Р.В. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации, третьи лица: Федеральное государственное казённое учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 1 отдел г.Севастополя, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В обоснование требований истец указала, что на основании ордера от 8 октября 1992 года, выданного ОМИС 1998 её покойному супругу - военнослужащему Герасимову А.С., ей и детям: Герасимовой С.А., Герасимову А.А., приобрели право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.

19 апреля 2015 года супруг умер, 20 июля 2018 года погиб сын Герасимов А.А., а дочь Герасимова С.А. выписалась из квартиры еще в 19998 году и с тех пор проживает на территории Украины.

В указанной квартире истец проживает одна. По сведениям Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» многоквартирный дом на праве собственности принадлежит Российской Федерации. Супруг не занимался оформлением квартиры в собственность в порядке приватизации.

Герасимова Р.В. обратилась в ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» с заявлением о реализации своего права приобретения в собственность спорной квартиры в порядке приватизации, однако получен ответ, из которого следует, что Министерство обороны Российской Федерации не обладает полномочиями по передаче в собственность квартиры.

Просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 68,2 кв.м., жилой площадью 42,3 кв.м., кадастровый .

В судебное заседание истец Герасимова Р.В. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

В судебном заседании представитель истца Каваляускас И.С., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в иске, поддержал, просил суд требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Шаньгина Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении требований отказать. Дополнительно пояснила, что спорная квартира статуса служебного жилого помещения не имеет, в специализированный жилищный фонд не входит.

Протокольным определением от 3 августа 2020 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельным требований, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 1 отдел г.Севастополя, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В судебное заседание представитель третьего лица Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 1 отдел г.Севастополя не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

В судебное заседание представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

Протокольным определением от 8 сентября 2020 года Министерство обороны Российской Федерации привлечено в качестве соответчика, также Государственная Дума Российской Федерации привлечена в качестве соответчика.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна. В суд поступило возражение на иск, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Государственной Думы Российской Федерации не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, в суд поступило возражение на исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 указанной статьи).

В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Положениями статьи 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации занимаемого жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования - один раз (статья 11 указанного закона).

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года за N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих, военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Из материалов дела установлено, что в период прохождения службы, 8 октября 1992 года Герасимову А.С. выдан ОМИС 1998 ордер на право занятия квартиры <адрес> на состав семьи 3 человек: супруги Герасимовой Р.В., сына Герасимова А.А., дочери Герасимовой С.А. Выслуга лет Герасимова А.С. составляла 24 года 3 месяца.

19 апреля 2015 года Герасимов А.С. умер. Сын истца – Герасимов А.А. умер 20 июля 2018 года.

Истец зарегистрирована в спорной квартире с 21 октября 1992 года.

По сведениям лицевого счета в спорной квартире зарегистрирована истец с 21 октября 1992 года. Основным квартиросъемщиком являлся супруг истца Герасимов А.С.

По сведениям администрации города Феодосии Республики Крым, спорная квартира в реестре муниципального имущества отсутствует. Согласно сведениям Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г.Феодосии право собственности на многоквартирный жилой дом зарегистрировано за Российской Федерацией (имущество передано в управление Войсковой части ЧФ РФ) на основании свидетельства на право собственности, выданного Феодосийским исполкомом 24 мая 2006 года. Договор социального найма с истцом не заключался.

Собственником квартиры <адрес> является Российская Федерация. Право собственности зарегистрировано 10 декабря 2019 года.

Из сообщения ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от 3 августа 2020 года, спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду.

По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за истцом право собственности на территории Российской Федерации на квартиры не зарегистрированы.

Бремя содержания спорной квартиры несет истец, что подтверждается копиями справок организаций.

В апреле 2019 года истец обратилась в ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передачи спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, однако сообщением от мая 2019 года ей в удовлетворении заявления отказано по причине отсутствия полномочий у Министерства обороны Российской Федерации по передаче жилых помещений в собственность граждан.

Из возражений ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации следует, что спорная квартира на праве оперативного управления им не передавалась.

Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года №1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.

Пунктом 5 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями (пункт 8).

Поскольку истец по независящим от нее причинам не может реализовать своё право на приватизацию спорной квартиры, она вправе обратиться в суд с данными требованиями (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации). Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность его реализации. Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом установлено, что стороны фактически совершили действия по заключению договора социального найма несмотря на отсутствие его последующего юридического оформления, вселение истца и проживание в квартире является законным, несет бремя содержания квартиры, которая статусом служебного помещения не обладает, в специализированном жилищном фонде не состоит, следовательно, имеются правовые основания для удовлетворения требований.

Из материалов дела установлено, что истец в приватизации не участвовала, в собственности объекты недвижимости не зарегистрированы. Исчерпывающий перечень оснований при которых жилые помещения не подлежат приватизации определён в статье 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Однако каких-либо доказательств, подтверждающих то, что имеются предусмотренные законом основания отнесения спорной квартиры в жилым помещениям, приватизация которых запрещена законом, суду не представлено.

Отсутствие правового урегулирования по вопросу передачи квартиры Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации и не определение Министерством обороны Российской Федерации уполномоченного органа по передаче квартир в собственность граждан, не может повлечь для истца ограничения ее прав по получению в собственность квартиры в порядке приватизации.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Герасимовой Р.В. к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации, третьи лица: Федеральное государственное казённое учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации 1 отдел г.Севастополя, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – удовлетворить.

Признать за Герасимовой Р.В. право собственности на квартиру <адрес>, Республики Крым, общей площадью 68,2 кв.м., жилой площадью 42,3 кв.м., кадастровый в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2020 года.

Председательствующий (подпись) О.А. Данилова

копия верна

судья

секретарь

решение не вступило в законную силу

судья

секретарь