Дело №2-1567/2015 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2015 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе: Председательствующего - судьи Гавуры О.В., при секретаре судебного заседания - Плаксиной О.С., с участием: представителя истца - ФИО5, ответчика - ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Севастополя к ФИО2, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», Потребительский кооператив «Жилищный кооператив «Благовест» о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, у с т а н о в и л: В декабре 2014 года Правительство Севастополя обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Законодательное собрание города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», Потребительский кооператив «Жилищный кооператив «Благовест», о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> отсутствующим, а также признать недействительным свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок. Исковые требования мотивированы тем, что свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, выдано с нарушением требований законодательства, а именно: без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации. Кроме того, спорный земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений. Представитель истца в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным иске. Представитель 3-го лица – Законодательного Собрания города Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором пояснил, что Законодательное Собрание города Севастополя I созыва не является правопреемником Севастопольского городского Совета VI созыва (Законодательного Собрания города Севастополя), поэтому решение по делу не может в дальнейшем повлиять на права и обязанности Законодательного Собрания города Севастополя по отношению к сторонам спора. Представители 3-их лиц - Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, ПК «ЖК «Благовест», Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания уведомлены надлежаще, причин неявки суду не сообщили. Заслушав представителей сторон, установив обстоятельства по делу, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Судом установлено, что согласно Свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество индексный № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), площадью 0,0607 га, принадлежит на праве частной собственности ФИО2. Согласно писем Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе была произведена регистрация права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе». Согласно ст. 19 Конституции Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от 02.04.2010 № 962-р), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. Граждане приобретают право собственности на земельные участки на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности по решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в границах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины – ст. ст. 81, 116 Земельного кодекса Украины. Согласно п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции действовавшей на момент принятия Распоряжения СГГА от 02.04.2010 №962-р), до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы. Таким образом, распорядителем земель в границах города Севастополя и органом, уполномоченным осуществлять соответствующие функции собственника на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р являлся Севастопольский городской Совет. Из письма Секретариата губернатора города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно данным электронного реестра нормативно-правовых актов и распорядительных документов распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га. с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе» не регистрировалось. С реквизитами ДД.ММ.ГГГГ№-р зарегистрировано следующее распоряжение «О предоставлении разрешения гр. ФИО6 на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства в районе села Колхозное». Также согласно этого же письма, проект землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов ОК «ЖСТИЗ «Оптима-С», расположенных в г. Севастополе в районе <адрес>, не поступал. Из письма Прокуратуры г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки установлено, что Севастопольской городской государственной администрацией распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ об отведении в собственность 128 гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений по <адрес> в г. Севастополе не принималось. Право собственности на земельные участки не регистрировалось. Судом учитываются доводы представителя ответчика о том, что распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ было выдано в соответствии с действовавшим на момент его выдачи законодательством, является действующим, не отменено в установленном законом порядке, доводы ответчика о том, что Секретариат Губернатора города Севастополя, Правительство города Севастополя либо какой-либо иной орган государственной власти РФ не является правопреемником Севастопольской городской государственной администрации Украины, довод о том, что возможен факт утери данного распоряжения и проекта землеустройства на спорный участок. Однако, учитывая тот факт, что с реквизитами 02.04.2010г. №-р зарегистрировано иное распоряжение, в материалах дела это распоряжение имеется, а также учитывая то обстоятельство, что распорядительный документ в отношении ОК «ЖСТИЗ «Оптима-С» на бланке № согласно журнала учета выдачи бланков СГГА выдан советнику председателя городской администрации ФИО2 только 06.04.2010г., суд приходит к выводу о доказанности факта невынесения в надлежащем порядке распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отведении земельных участков общей площадью 8,1 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» и о передаче в собственность членам этого кооператива земельных участков, размещенных в районе <адрес> в г. Севастополе». В данном случае суд считает обоснованным выбор способа защиты прав истцом – признание недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, как документа, подтверждающего факт возникновения права собственности на спорный земельный участок. В соответствии со ст. 19 Закона ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-III «О планировании и застройке территории» (в редакции от 14.10.2009г.), режим застройки и другого использования земель, определенных для градостроительных нужд на территории населенного пункта устанавливается соответствующим советом в генеральных планах населенных пунктов или местных правилах застройки. Статьями 38, 39 Земельного кодекса ФИО3 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) определено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. При этом использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, плана земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм. Доводы ответчика о том, что на момент предоставления спорного земельного участка зона зеленых насаждений на указанном земельном участке была в проекте, данный земельный участок не был включен в состав земель рекреационного назначения, земли рекреационного назначения могут находиться в частной собственности, судом учтены, однако суд считает, что в данном случае необходимо учитывать именно функциональное назначение земельных участков, согласно Генеральному плану г. Севастополя на момент передачи данного земельного участка в собственность, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона ФИО3 «О регулировании градостроительной деятельности», генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации, а следовательно предоставление земельных участков в собственность лицам должно осуществляться с учетом функционального назначения данных земельных участков, определенного Генеральным планом. Также, в соответствии с. п. 7 ст. 118 Земельного кодекса ФИО3 (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) основанием для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятым в соответствие с ними нормативно-правовым актам, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленных законом порядке. В соответствии с Генеральным планом г. Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, переданный гражданам – членам Обслуживающего кооператива «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Оптима-С» по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и т.д.). Статьей 83 Земельного кодекса Украины (в редакции 16.03.2010 г.) определено, что земли, принадлежащие на праве собственности территориальным громадам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся в частности земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.). Учитывая, что категория земель, к которой отнесен спорный земельный участок не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом г. Севастополя, передача спорного земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных ст.ст. 19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса Украины. В соответствии с п. 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства. Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства. В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10.04.2008 г. №610-р, с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов в законодательное урегулирование вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере: остановить принятие решений о предоставлении согласия на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения. Из материалов дела следует, что при выделении земельного участка ответчику ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка и изменение его целевого назначения не давало, чем были нарушены нормы Лесного, Земельного кодексов Украины, Распоряжения КМУ от 10.04.2008г. №610-р. Согласно Заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» № от ДД.ММ.ГГГГ, комплекс земельных участков по <адрес> общей площадью 95 638 кв.м. расположен в квартале 1, выделы 11, 23, 24, 25, 27 Севастопольского участкового лесничества. Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», определено, что на территории города федерального значения Севастополь с 18.03.2014г. действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество индексный № от 14.02.2014г. на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), площадью 0,0607 га, принадлежащий на праве частной собственности ФИО2, выдано в нарушение, установленного порядка, а именно: без принятия соответствующего решения Уполномоченного органа, без утвержденного в установленном законом порядке проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с нарушением требований градостроительной документации. Доводы представителя ответчика и представителя 3-го лица - ПК «ЖК «Благовест» о том, что истцом пропущен срок исковой давности, суд считает несостоятельными, поскольку земельный участок был зарегистрирован ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество индексный № на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, было получено - 14.02.2014г. Таким образом, о наличии указанных документов стало известно только при обращении жителей города Севастополя по вопросу незаконной вырубки лесных насаждений и проверки по этому обращению в 2014 году. Согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество выдано без принятия соответствующего решения Уполномоченным органом, в нарушение норм Лесного, Земельного кодексов ФИО3, Распоряжения КМУ от 10.04.2008г. №-р, в редакции, действовавших на момент принятия Распоряжения СГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в полном объеме. В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов освобождаются от уплаты государственной пошлины, потому расходы принимаются на счет бюджета города Севастополя. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд- р е ш и л : Исковое заявление Правительства Севастополя - удовлетворить. Признать право собственности на земельный участок (кадастровый №), площадью 0,0607 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, отсутствующим. Признать недействительным Свидетельство о праве собственности на земельный участок (кадастровый №) площадью 0,0607 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Мотивированное решение суда составлено 28.11.2015 Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г.Севастополя. Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя подпись О.В. Гавура Копия верна Решение не вступило в законную силу. Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя О.В.Гавура |