ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1568/16 от 25.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2016 года

(с учетом выходных дней)

Дело № 2-1568/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2016 года г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Камерзана А.Н.

при секретаре Сизовой Б.С.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

ответчика ФИО3,

представителей третьего лица комитета по труду и занятости населения Мурманской области ФИО4, ФИО5,

представителя третьего лица УФМС России по Мурманской области ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Мурманска к ФИО7, ФИО3 об освобождении нежилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Мурманска обратилась в суд с иском к ФИО7, ФИО3 об освобождении нежилого помещения. В обоснование иска указано, что ответчики являются гражданами Украины, на территории Украины проживали по адресу: <адрес>. В пункт временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, расположенный по адресу: <...>, ответчики прибыли 30 сентября 2014 года самостоятельно. ФИО7 имеет свидетельство о временном убежище ВУ , ФИО3 – свидетельство о временном убежище ВУ . В здании МБОУ СОШ № 38, расположенном по адресу: <...>, где организован пункт временного размещения, ответчики занимают помещение (кабинет №3), площадью 50,5 кв.м., на 2 этаже. В декабре 2015 года ответчикам было разъяснено, что с 01.01.2016 пункты временного размещения будут ликвидированы. Между тем, до настоящего времени ответчиками нежилое помещение в здании МБОУ СОШ № 38 не освобождено. Ссылаясь на постановление Правительства Мурманской области от 21.12.2015 № 587-ПП, которым с 01 января 2016 года ликвидированы пункты временного размещения на территории города Мурманска и Мурманской области, просит суд вынести решение о прекращении права временного пребывания ФИО7 и ФИО3 в занимаемом ими нежилом помещении в здании, расположенном по адресу: <...> и об освобождении ответчиком нежилого помещения.

В судебном заседании представители истца ФИО1 и ФИО2 уточнили исковые требования, просили прекратить право временного пребывания ответчиков в занимаемом ими нежилом помещении в здании, расположенном по адресу: <...>, обязать ответчиков в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить нежилое помещение площадью 45,9 кв.м., лит. А1, этаж 1, номер помещения II, номер по плану строения 35 в здании, расположенном по адресу: <...>.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании с исковым требованиями согласилась, пояснила, что заявленный администрацией срок освобождения помещения является достаточным.

Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании с исковыми требованиями об освобождении нежилого помещения согласился.

Представители третьего лица Комитета по труду и занятости населения Мурманской области ФИО4, ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали.

Представитель третьего лица УФМС России по Мурманской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица Отдела УФМС России по Мурманской области в Ленинском административном округе г.Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск.

Прокурор Ленинского административного округа г.Мурманска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором пояснил, что оснований для вступления прокурора округа в данное дело для дачи заключения не имеется.

Суд, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации закреплен принцип национального режима в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о правовом положении иностранных граждан и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации (статья 3 Закона о правовом положении иностранных граждан).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» определено, что временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 1 и статья 12 Закона о беженцах).

Согласно части 2 статьи 14 Закона «О беженцах» в случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц, ходатайствующих о признании беженцами или о предоставлении временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 данного федерального закона, места пребывания данных лиц и условия их содержания определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (далее - Временные правила), которые определяют порядок предоставления указанным лицам, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Законом о беженцах возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине (пункт 1 Временных правил).

Пунктом 3 названного Постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано организовывать, учитывая обстоятельства крайней необходимости, места для временного содержания названных лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года №691 «Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» на субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечить в 2014 и 2015 годах прием граждан Украины и лиц без гражданства согласно определенной данным постановлением численности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 года № 926 «Об отдельных мерах по организации пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке» (далее - Постановление № 926) высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять порядок и сроки создания и ликвидации пунктов временного размещения в целях обеспечения проживания граждан Украины и лиц без гражданства, учитывая наступление осенне-зимнего периода и возможность самостоятельного обустройства граждан Украины и лиц без гражданства (пункт 3 названного Постановления).

Как следует из содержания приведенных выше норм материального права, пункты временного размещения создаются в целях обеспечения проживания граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке в поисках временного убежища, то есть лиц, правовой статус которых регламентируется Законом о беженцах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 30 сентября 2010 года №1317-О-П, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Закона «О беженцах», является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории.

Рассмотрение вопроса о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации требует совершения определенных конклюдентных действий со стороны такого лица. Частью 1 статьи 12 Закона о беженцах предусмотрена подача заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В отсутствие такого заявления правовой статус иностранного гражданина или лица без гражданства регламентируется Законом о правовом положении иностранных граждан, международными договорами Российской Федерации.

Следовательно, режим пребывания граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и предоставление таким лицам мер дополнительной защиты, предусмотренных Законом о беженцах и корреспондирующими ему подзаконными актами, осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом, регламентирующим в том числе и правовой статус лиц, обратившихся за предоставлением временного убежища.

По смыслу изложенных выше положений нормативных правовых актов, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, создавший пункт временного размещения, в котором оказываются меры дополнительной помощи, имеющей адресный характер, правомочен устанавливать порядок и правила нахождения в нем граждан Украины, в том числе связанные с выбором такими лицами их правового статуса, который имеет существенное значение с учетом целевого назначения пунктов временного размещения.

Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 12.09.2014 № 926 Правительством Мурманской области принято постановление от 27.11.2014 № 587-ПП «О порядке создания и ликвидации пунктов временного размещения», которым утвержден Порядок создания и ликвидации пунктов временного размещения (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка пункты временного размещения (далее - ПВР), предназначенные для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, создаются на базе организаций всех форм собственности, имеющих жилые помещения, соответствующие условиям проживания в осенне-зимний период.

Решение о создании и ликвидации ПВР принимает Правительство Мурманской области на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и исполнительных органов государственной власти Мурманской области, в ведении которых находятся организации, имеющие указанные выше помещения (п. 4 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка срок временного пребывания в пунктах временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, составляет не более 60 дней со дня, следующего за днем размещения, без права повторного размещения, за исключением одиноких нетрудоспособных граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на указанных территориях, и семей с детьми до трех лет, имеющих не более одного трудоспособного члена семьи, для которых срок временного пребывания устанавливается до 31 декабря 2015 года включительно.

Согласно пункту 6.2 Порядка ликвидация ПВР осуществляется в случае истечения срока пребывания в ПВР, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, у всех лиц, находящихся в ПВР.

21 декабря 2015 года Правительством Мурманской области принято постановление №587-ПП «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Мурманской области» в соответствии с которым с 01 января 2016 года подлежат ликвидации пункты временного размещения для лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, расположенные на территории Мурманской области.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела администрация города Мурманска является собственником нежилого помещения МБОУ средняя общеобразовательная школа № 38, расположенного по адресу: <...> (л.д.11).

На основании постановления Правительства Мурманской области от 28.11.2014 № 605-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 25.08.2014 №436-ПП» в указанном нежилом здании был организован пункт временного размещения лиц, вынужденного покинувших территорию Украины (л.д. 23-24).

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчики ФИО7, ФИО3 являются гражданами Украины, зарегистрированы по месту жительства на территории Луганской области Украины (л.д.39-44).

Ответчики, согласно их письменным объяснениям, прибыли на территорию Российской Федерации 06 июля 2014 года в экстренном массовом порядке и по распределению Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации были направлены в город Волгоград. 27 сентября 2014 года они выехали в г. Мурманск, так как родители ФИО7 ранее проживали в нем (л.д.64,74).

По прибытию в город Мурманск 30 сентября 2014 года (л.д.72) ответчики были распределены в пункт временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, организованный в здании МБОУ СОШ № 38, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

25 декабря 2014 года Управлением ФМС России по Мурманской области ФИО7 выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ , сроком действия до 28 июля 2015 года. В последующем срок действия свидетельства продлен до 29 июня 2016 года (л.д.50-52).

12 февраля 2015 года Управлением ФМС России по Мурманской области ФИО3 было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ , сроком действия до 10 сентября 2015 года. В последующем срок действия свидетельства продлен до 20 августа 2016 года (л.д.56-58)

Ответчик ФИО7 поставлен на миграционный учет по адресу: <...> по месту пребывания с 29 января 2015 года до 29 июня 2016 года, на основании свидетельства о предоставлении временного убежища, ФИО3 аналогичным образом поставлена на миграционный учет по месту пребывания по указанному адресу с 03 декабря 2015 года до 20 августа 2016 года.

Приказом МБОУ СОШ № 38 от 17.12.2014 № 117о/д утверждены правила размещения и проживания граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, в здании школы, с которыми ответчики были ознакомлены под роспись (л.д. 25-32).

Из пояснений ответчиков следует, что они проживают совместно, при этом ФИО8 в настоящее время не работает, а ФИО7 трудоустроен <данные изъяты> (л.д.64,69-70).

Как следует из материалов дела, в связи с ликвидацией пунктов временного размещения, 06 ноября 2015 года рабочей группой комиссии по оказанию помощи прибывшим с территории Украины лицам, проживающим по адресу: <...>, в том числе ФИО7, ФИО3 были предложены жилые помещения – комнаты на условиях коммерческого найма с минимальным уровнем оплаты, в которых собственники были готовы поставить нанимателей на миграционный учет (л.д.111-112). Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства.

15 декабря 2015 года ответчикам были вручены письменные уведомления, в которых им разъяснялось на отсутствие оснований для пребывания в пункте временного размещения по адресу: <...>. При этом, было разъяснено о необходимости осуществить самостоятельный поиск и наем жилого помещения, в связи с тем, что они отказались от предложенных вариантов жилищного обустройства (л.д.21-22).

Вместе с тем, до настоящего времени ответчики нежилое помещение в бывшем пункте временного размещения не освободили.

На основании постановления Правительства Мурманской области от 21.12.2015 № 587-ПП, 26 января 2016 года лица, находящиеся в ПВР по указанному выше адресу были уведомлены о ликвидации пунктов временного размещения и о необходимости освободить нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в срок до 01.02.2016, о чем составлен соответствующий акт (л.д. 35).

Актом от 18 апреля 2016 года подтверждено, что ответчики занимаемое ими в здании МБОУ СОШ № 38, расположенном по адресу: <...>, нежилое помещение площадью 45,9 кв.м, расположенное на 1 этаже, литера по плану Лит. А. I, номер помещения II, номер по плану строения 35, до настоящего времени не освободили.

Таким образом, факт пребывания ответчиков с сентября 2014 года и до настоящего времени в пункте временного размещения (до его ликвидации) по адресу: <...>, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспаривался ответчиками.

Установив изложенные обстоятельства, а также проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу, что пункты временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, были созданы в связи со сложной внутриполитической ситуацией, возникшей на Украине, для обеспечения приема и временного размещения граждан Украины и лиц без гражданства в 2014 и 2015 годах.

Учитывая, что ответчики не относятся к категории одиноких нетрудоспособных граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на указанных территориях, и семей с детьми до трех лет, имеющих не более одного трудоспособного члена семьи, а также с учетом того, что в настоящее время на основании постановления Правительства Мурманской области от 21.12.2015 № 587-ПП, пункты временного размещения на территории города Мурманска и Мурманской области ликвидированы, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчиков правовых оснований для пребывания в нежилом помещении, расположенном по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах, требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то обстоятельство, что для освобождения спорного нежилого помещения ответчикам необходимо подыскать жилье, заключить договор найма жилого помещения, а также выполнить действия, связанные с переездом, суд считает возможным установить ответчикам срок для исполнения решения суда - один месяц с момента вступления решения в законную силу. Указанный срок суд находит разумным и достаточным, при этом ответчики с данным сроком согласились.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Мурманска к ФИО7, ФИО3 об освобождении нежилого помещения – удовлетворить.

Прекратить право временного пребывания ФИО7, ФИО3 в занимаемом ими нежилом помещении в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО7, ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить нежилое помещение площадью 45,9 кв.м., лит. А1, этаж 1, номер помещения II, номер по плану строения 35 в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФИО7, ФИО3 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.Н. Камерзан