ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1568/16 от 30.05.2016 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1568/16 30 мая 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕНИНСКИЙ районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Бучневой О.И.

при секретаре Семенове Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественной организации Вологодской области «Первый правовой центр» в интересах РРЭО к ООО «Деловые линии» о возмещении ущерба, провозной платы, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

ОО ВО «Первый правовой центр» в интересах РРЭО обратился в суд с иском к ООО «Деловые линии» о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза – 60000 руб., провозной платы – 963,20 руб., неустойки – 963,20 руб., компенсации морального вреда – 10000 руб., штрафа в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», ссылаясь на то, что 17.08.2015г. между РРЭО и Р.Н.А был заключен договор купли-продажи запасных частей к автомобилю Mersedes E-class (капота и правого крыла), были направлены из <адрес> в <адрес>, 21.08.2015г. РРЭО обнаружил, что указанные запчасти не подходят для его автомобиля, уведомил продавца о возврате товара и заключил с ответчиком договор транспортной экспедиции, груз получателю Р.Н.А не был доставлен в связи с утратой (л.д. 2-5).

Дело поступило по подсудности из Череповецкого городского суда Вологодской области (л.д. 92).

Истец – представитель ОО ВО «Первый правовой центр», РРЭО в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 120-123, 125, 126).

Ответчик – представитель ООО «Деловые линии» в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представлены возражения (л.д. 105-110).

Третье лицо – представитель ООО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещены надлежащим образом (л.д. 118-119).

Третье лицо Р.Н.А в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом (л.д. 124).

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав объяснения представителя ответчика, приходит к следующему:

ООО «Деловые линии» от грузоотправителя РРЭО по накладной от 21.08.2015г. № 15-00113010785 был принят груз с наименованием «Автозапчасти» без указания параметров, 2 грузоместа весом 38 кг. с объявленной стоимостью груза 0 руб. для доставки его из <адрес> в <адрес> в адрес грузополучателя Р.Н.А Из накладной следует, что экспедитор принял груз без осмотра содержимого упаковки, по количеству мест, состояние упаковки – «полиэтилен, обрешетка, картон, отказ от упаковки», отправитель груза был согласен с условиями перевозки, оплачивает перевозку получатель (л.д. 25).

09.09.2015г. РРЭО в ООО «Деловые линии» была направлена претензия о возмещении ущерба за утрату груза (л.д. 27), на которую дан ответ о направлении претензии в страховую компанию (л.д. 31).

В соответствии со ст.ст. 801, 802 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В силу ст.ст. 6, 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба, определяемого в соответствии с главой 25 ГК РФ, а также ст. 15 ГК РФ.

Ст. 38 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим ФЗ.

Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в ч. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта, устанавливается правилами перевозок грузов.

Согласно параграфам 4 и 5 раздела 10 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотранс РСФСР 30.07.1971, в случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией (шофером) и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами, которые могут составляться также в случаях, когда необходимо произвести подробное описание обстоятельств, которые не могли быть сделаны в товарно-транспортных документах. О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах.

В соответствии с п. 10 ст. 15 Устава автомобильного транспорта при обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке.

Согласно п. 14 ст. 15 Устава автомобильного транспорта если при проверке массы, состояния груза, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) груза.

П. 15 ст. 15 Устава автомобильного транспорта установлено, что при необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области.

В данной ситуации, учитывая, что при передаче груза экспедитору содержимое упаковки не осматривалось, сверка груза с товарными накладными не производилась, сопроводительные документы на груз перевозчику не были переданы, в накладной груз поименован как «автозапчасти», установить, что ООО «Деловые линии» были переданы для перевозки именно запасных части к автомобилю Mersedes E-class (капот и правое крыло), как указано в иске, не представляется возможным.

В материалы дела не представлено сопроводительных документов к накладной, идентифицирующих груз, подтверждающих, что ООО «Деловые линии» для осуществления перевозки был передан именно тот груз, который утрачен, при получении груза каких-либо актов не составлялось, при заключении договора была объявлена стоимость груза 0 руб.

Суд считает также недоказанным размер ущерба.

П. 1 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В обоснование размера заявленных требований – 60000 руб. истцом не представлено доказательств (договоров купли-продажи, платежных документов и т.д.), ксерокопия товарного чека от 17.08.2015г. № 1012 о приобретении автозапчастей Р.Н.А на сумму 60000 руб. (л.д. 26), без сведений об оплате, без документов, подтверждающих передачу именно указанных запчастей для перевозки ООО «Деловые линии» истцом, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к взысканию с ООО «Деловые линии» в пользу истца убытков, причиненных утратой груза ввиду недоказанности факта передачи указанного груза ООО «Деловые линии», а также их вины в утрате груза, размера ущерба, отсутствия доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между понесенными истцом убытками и неисполнением ответчиком принятых на себя обязательств. При этом суд исходит из того, что при передаче груза экспедитору внутритараный осмотр груза не производился, сопроводительные документы отсутствуют, не доказан размер ущерба, не представлено доказательств однозначно свидетельствующих о том, что ответчику был передан именно указанный истцом товар.

Между тем, исходя из положений ст. 15 ГК РФ для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О транспортно-экспедиционной деятельности", регламентирующий рассматриваемые отношения, не содержит положений о хранении груза экспедитором, не возлагает на него такой обязанности, а утраченным груз считается (истец просит возместить ущерб в связи с утратой груза) в силу п. 7 ст. 7 указанного ФЗ, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. В данной ситуации претензий от получателя груза не поступило, в материалы дела представлена накладная с отметкой о получении груза Р.Н.А 08.10.2015г. (л.д. 114), истец не лишен возможности решения споров по вопросам оплаты товара по договору купли-продажи и т.д. с получателем груза в ином порядке.

Учитывая, что факт наступления страхового случая не подтвержден, требования к страховой компании суд находит также необоснованными.

Учитывая отсутствие нарушений прав истца, как потребителя, поскольку требования РРЭО о взыскании неустойки, морального вреда и штрафа в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» являются производными от требования о возмещении ущерба, суд приходит к выводу об отказе в исковых требованиях в полном объеме.

Что касается исковых требований о взыскании провозной платы, то ст. 801 ГК РФ и ст. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности определяют договор транспортной экспедиции как возмездный. Ч. 2 ст. 5 ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусмотрено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Отказа от провозной платы законодательством не предусмотрено, услуга в данном случае была оказана, в связи с чем основания для удовлетворения данного требования также отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 15, 785, 797, 801, 802 ГК РФ, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Общественной организации Вологодской области «Первый правовой центр» в интересах РРЭО в иске к ООО «Деловые линии» о возмещении ущерба, провозной платы, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Бучнева О.И.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2016г.