Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 мая 2016 года <адрес>
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Кузнецова А.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального района <адрес> РБ об обязании заключить договора купли-продажи на земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является арендатором
земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 19971 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с<данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГг. №-ТАП/2013;
земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 10000 кв.м. по адресу: РБ, <адрес>, с/<данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГг. №-ТАП/2013.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Администрацию сельского поселения Таптыковский сельсовет МР <адрес> РБ с письмом вх. № и № о принятии решения о выкупе в собственность земельных участков в размере рыночной стоимости, сложившейся в данной местности на основании п.4 ст.10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Администрации сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района <адрес> РБ в ответ на обращение о выкупе участка сообщила, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса РФ, поданное заявление о выкупе в собственность земельных участков не соответствует требованиям законодательства.
На повторное обращение заявителя от 19.04.2016г. Администрация сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ ответ не представила.
Полагая, что <адрес> Республики Башкортостан и Администрация сельского поселения Таптыковский сельсовет муниципального района <адрес> РБ бездействуют, уклоняясь от рассмотрения по существу заявления о выкупе земельных участков, что не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ФИО1 установленные нормой п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Истец считает отказ неправомерным. Нарушены права арендатора на выкуп земель сельскохозяйственного назначения.
На основании выше изложенного, с учетом уточнений, истец просит суд обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 земельных участков и заключить с ним:
договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: РБ, <адрес>, с/с <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 19971 кв.м. с разрешенным использованием, для целей сельскохозяйственного производства (пчеловодства);
договор купли – продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: РБ, <адрес>, с/с <данные изъяты>, из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 10000 кв.м. с разрешенным использованием, для целей сельскохозяйственного производства (пчеловодства).
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении иска настаивал.
Представитель истца ФИО3, заявленные требования поддержал полностью, просит суд удовлетворить их. Также пояснил, согласно п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципального собственности. ДД.ММ.ГГГГг. между <адрес> Республики Башкортостан и ФИО4 заключены договор аренды №-ТАП/2013 на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 19971 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с/<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> и договор аренды №-ТАП/2013 на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 10000 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с<данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>. Таким образом, земельные участки считаются разграниченными, распоряжение которыми должно осуществляться <адрес> Республики Башкортостан.
Пунктом 9 ч.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. ФИО5 на протяжении длительного срока надлежаще использует по целевому назначению земельными участками. Оплачивает арендную плату. Заявление о выкупе земельных участков соответствует требованиям, указанным в ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Представитель администрации <данные изъяты> сельсовет МР <адрес> РБ и администрации МР <адрес> РБ ФИО6 просила отказать в заявленных исковых требованиях.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков посредством издания правовых актов главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В соответствии с п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч.2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что между <адрес> Республики Башкортостан и ФИО1 заключены: договор аренды №-ТАП/2013 от ДД.ММ.ГГГГг. на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 19971 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с/с <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, для целей сельскохозяйственного производства (пчеловодства); и договор аренды №-ТАП/2013 от ДД.ММ.ГГГГг. на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 10000 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с<данные изъяты>, с кадастровым номером 02<данные изъяты> для целей сельскохозяйственного производства (пчеловодства).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков не содержат указаний на наличие каких-либо изъятий участков из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, наличие правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Согласно разъяснения, приведенным в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», Федеральный закон от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п.4 ст.1 указанного Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006г. №-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 01.01.2006г.
В силу п.2 ст.25 указанного закона, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Представителем администрации <данные изъяты> и администрации муниципального района <адрес> РБ в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорных земельных участков в собственность в связи с его ограничением в обороте, в связи с его резервированием для муниципальных нужд.
По итогам оценки доказательств по делу, суд приходит к выводу о наличии у истца предусмотренного названной нормой Закона права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом не усмотрено оснований, подтверждающих наличие каких-либо препятствий для реализации указанного в п. 4 ст. 10 Закона у заявителя права на приватизацию.
Согласно п. 2 ст.11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципального собственности. ДД.ММ.ГГГГг. между <адрес> Республики Башкортостан и ФИО1 заключены договор аренды №-ТАП/2013 на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 19971 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с/с <данные изъяты>, с кадастровым номером 02:<данные изъяты> и договор аренды №-ТАП/2013 на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 10000 кв.м., по адресу: РБ, <адрес>, с/с <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> Таким образом, земельные участки считаются разграниченными, распоряжение которыми должно осуществляться <адрес> Республики Башкортостан.
Таким образом, у Администрации муниципального района <адрес> РБ отсутствуют основания для отказа истцу в предоставлении в собственность земельных участков.
В связи с вышеизложенным, исковые требования ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.
Обязать <адрес> Республики Башкортостан принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 19971 кв.м., и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Обязать <адрес> Республики Башкортостан принять решение о предоставлении в собственность ФИО1 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 10000 кв.м., и в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение одного месяца.
Судья А.В. Кузнецов