Дело <№ обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи В. А. Кобызева,
при секретаре И. В. Марчевском,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах ФИО1 к МП г. о. Химки МО «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» об обязании устранить неисправность и обеспечить бесперебойную работу лифта, произвести перерасчет платежей, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Истец - общественное объединение защиты прав потребителей в интересах потребителей коммунальных услуг обратился с иском к МП ДЕЗ ЖКУ об обязании устранить неисправность и обеспечить бесперебойную работу лифта по адресу: г. Химки, <адрес>, произвести перерасчет уплаченных истцом за январь 2014 года по декабрь 2016 года платежей за текущий ремонт и содержание, вывоз бытовых отходов, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа. В обоснование указал, что ответчик - управляющая организация в спорный период ненадлежащим образом оказывал перечисленные услуги.
В судебном заседании представитель истцов требования поддержал.
Представитель МП ДЕЗ ЖКУ иск не признал по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 31 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Дееспособные и ограниченные в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Аналогичная обязанность установлена законом для нанимателей жилых помещений по договору социальной найма и членов их семей.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 ЖК РФ.
МП ДЕЗ ЖКУ является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>, за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Управляющая организация производила начисления истцу за услуги по содержанию и текущему ремонту, вывозу и захоронению бытовых отходов за январь 2014 года по декабрь 2016 года.
На возникшие между истцом и управляющей организацией отношения по оказанию услуг по управлению и обслуживанию многоквартирным домом (общим имуществом) распространяется законодательство о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 29 и ст. 30 Закона РФ от <дата><№ обезличен> «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.
ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» актами проверок 08ГО/20-980-35-2016 систематически фиксировало нарушения лицензионных требований МП ДЕЗ ЖКУ по данному многоквартирному дому при оказании спорных услуг, что подтверждается представленными копиями актов проверок и ответами на обращения.
С учетом наличия таких нарушений, как разрушение балконных плит, штукатурно-окрасочного слоя, выкрашивание облицовочной плитки, частичное отсутствие плиточного покрытия, захламление подвального помещения старой бытовой техникой, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения при управлении и обслуживании дома имеют давний характер, образовались не одномоментно, не устранялись на протяжении длительного времени.
Представленные копии договоров управляющей организации с подрядчиками и акты выполненных работ за спорный период свидетельствуют о систематическом удержании ответчиком при оплате цены услуг (работ) по причине ненадлежащего качества выполняемых работ (услуг).
В связи с изложенным доводы истца о ненадлежащем качестве услуг со стороны управляющей организации в спорный период нашли подтверждение. Ответчиком не представлены доказательства устранения нарушений, указанных в актах проверок ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области». Такие нарушения затрагивают права и интересы истца на пользование общим имуществом многоквартирного дома.
Постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен> утверждены правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Указанные правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
В указанных случаях размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле.
Аналогичный порядок перерасчета установлен правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>.
Однако установить конкретное количество календарных дней, в течение которых оказывалась услуга или выполнялась работа ненадлежащего качества, в настоящем деле не представляется возможным, ненадлежащее оказание услуг со стороны ответчика имело накопительный эффект, доказательств, позволяющих выделить соответствующие ненадлежащее оказанные услуги или выполненные работы и их стоимость в составе ежемесячной платы, суду не представлено.
МП ДЕЗ ЖКУ также не представило суду порядок определения цены за не надлежаще оказанные услуги или перерасчет коммунальных платежей.
Расчет размера уплаченных за спорный период платежей за услуги по содержанию и текущий ремонт, вывозу и захоронению бытовых отходов представлен в исковом заявлении, не опровергнут ответчиком, подтвержден справками о начислениях и оплате по лицевым счетам, в связи с чем принимается судом.
В силу ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительством РФ от <дата><№ обезличен>.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг (работ) и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15 Правил <№ обезличен>).
Основания и порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлены в разделе X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>.
Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это следует из Правил <№ обезличен>, предполагает сообщение потребителем о нарушении качества коммунальной услуги с обязательной регистрацией данного факта аварийно-диспетчерской службой, проведение проверки по поступившему обращению с последующим составлением акта по результатам проверки, проведенной по факту оказания услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, из анализа указанных выше положений действующего законодательства следует, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п. а); принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (п. и); вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (п. к).
Разрешая настоящий спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 309, 310 ГК РФ, ст. ст. 4, 29 Закона «О защите прав потребителей», положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>, суд исходит из того, что ответчиком неоднократные сообщения истца о неисправностях в подъезде в нарушение вышеуказанных требований закона оставлены без внимания и рассмотрения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено. Напротив, в ходе судебного разбирательства в суде представитель ответчика указал, что ни на одно заявление истца не были организованы проверки, акты не составлялись, ответы на обращения не направлялись.
В соответствии с пунктами 98, 101, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Факт оказания ответчиком истцу коммунальных услуг ненадлежащего качества, выразившихся в неисправности системы отопления, а также неисполнение ответчиком обязанностей по проведению проверки факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества подтверждается актом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет платежей за содержание и текущий ремонт начисленных с января 2014 года по декабрь 2016 года в размере 47017,22 рублей, произвести перерасчет платежей за вывоз бытовых отходов за период с января 2014 года по декабрь 20<дата>,37 рублей, в зачет будущих платежей.
Отказывая в удовлетворении требований касающихся устранении неисправностей лифта и обеспечении его работы, суд исходит из того, что акты о неисправности лифтов, а также претензии в этой части в адрес ответчика не направлялись.
Удовлетворяя требования о взыскании неустойки в соответствии с правилом ч. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд исходит из следующего.
Статья 39.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг регулируются отношения, отдельные виды которых не подпадают под предмет регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей».
Пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает право потребителя при ненадлежащем качестве оказанной коммунальной услуги на взыскание с исполнителя неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил.
В соответствии со п. 157 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><№ обезличен>, при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в том числе в случае, если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении <№ обезличен> к настоящим Правилам; если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Согласно ч. 3 ст. 31 указанного Закона за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом не было предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих некачественное предоставление услуги, подлежат отклонению, поскольку исходя из совокупности предоставленных доказательств, судом установлен факт предоставления услуги ненадлежащего качества.
Право потребителя составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя, предусмотренное п. 110 (1) Правил, не освобождает исполнителя от предусмотренной п. 31 Правил обязанности принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки.
Суд исходит из того, что исполнение обязанности по оказанию услуг надлежащего качества потребителю лежит на управляющей компании МП «ДЕЗ ЖКУ», которая надлежащим образом свои обязанности по оказанию истцу коммунальных услуг и обслуживанию дома надлежащего качества не исполнила, в установленные законом сроки претензию истца об уменьшении цены за выполненные работы не удовлетворила, приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 19 177,28 руб.
Установив факт нарушения прав потребителей длительным оказанием услуг ненадлежащего качества, суд с учетом принципа разумности присуждает истцу 3 000 руб. в счет компенсации морального вреда.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей с ответчика взыскивается штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от присужденных сумм, половина из которого подлежит уплате объединению потребителей - Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ».
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах ФИО1 - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на МП г. о. Химки МО «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» произвести перерасчет платежей за содержание и текущий ремонт начисленных с января 2014 года по декабрь 2016 года в размере 47017,22 рублей, произвести перерасчет платежей за вывоз бытовых отходов за период с января 2014 года по декабрь 20<дата>,37 рублей, в зачет будущих платежей.
Взыскать с МП г. о. Химки МО в пользу ФИО1 неустойку 19177,28 рублей, 3000 рублей компенсацию морального вреда, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 10000 рублей.
Взыскать с МП г. о. Химки МО «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» в пользу Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 10000 рублей.
Иск в части требований о возложении обязанности обеспечить бесперебойную работу лифта и требования в части превышающей удовлетворенные требования - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>
Судья В. А. Кобызев
Дело <№ обезличен>
Химкинский городской суд Московской области <адрес>Б, г. Химки, Московская область, 141402 тел.: <***>; факс: <***> himki.mo@sudrf.ru | Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружащей среды "ПРИНЦИПЪ" в интересах ФИО1 141400, г. Химки, <адрес> МП г. о. Химки МО "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг" 141407, <...> <адрес> | ||||||
№ | |||||||
На № | от | ||||||
В соответствии с требованиями статьи 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации направляю Вам копию решения Химкинского городского суда Московской области от <дата> по гражданскому делу по. Судья Кобызев В. А. | |||||||