ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1569/2023 от 15.05.2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №2-1569/2023

УИД 54RS0007-01-2022-010697-42

Решение

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в составе

Судьи Сидорчук М.В.,

с участием прокурора Зарипова Д.В.,

при секретаре Духовниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина М. М.ича к Федеральному государственному казенному учреждению «2-й Восточный окружной военный суд», Судебному департаменту при Верховном Суде РФ о защите нарушенных трудовых прав,

установил:

Калинин М.М. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений (л.д.52, 86, 92-97, 103-105, 116-117), просит признать приказ от /дата/ Врио председателя 2-го Восточного окружного военного суда о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы его, Калинина М.М., незаконным, восстановить его, Калинина М.М., в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации помощника судьи 2-го Восточного окружного военного суда (постоянное судебное присутствие в <адрес>) с /дата/, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула – 408 999,78 руб., компенсацию морального вреда – 250 000 руб., в обоснование указав, что его (истца) трудовые отношения со 2-ым Восточным окружным судом возникли /дата/, когда был заключен служебный контракт и он (истец) был принят на работу на должность «помощник судьи» в постоянное присутствие в <адрес>. При этом, контракт с ним (истцом) был заключен срочный, на 5 лет. Однако /дата/, после выхода из первой части очередного оплачиваемого отпуска, ему (истцу) было официально объявлено, что на основании Приказа от /дата/ он (истец) уволен с государственной гражданской службы с /дата/ в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе в соответствии со ст.39 Федерального закона РФ от /дата/ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С указанным приказом не согласен, так как свой возраст при заключении служебного контракта не скрывал, прекращение служебного контракта противоречит требованиям действующего законодательства, так как если со служащим заключен срочный контракт, уволить его раньше времени из-за предельного возраста нельзя. Кроме того, работодателем не была соблюдена процедура увольнения, работник не был предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за 3 дня до освобождения от занимаемой должности гражданской службы, увольнение было произведено в период нахождения работника в отпуске, с выпиской из приказа его (истца) ознакомили только /дата/, в тот же день была выдана трудовая книжка и произведен расчет, сдачу дел ему (истцу) пришлось осуществлять после прекращения трудовых отношений в нерабочее время. Указанное повлекло нарушение его трудовых, а также личных неимущественных прав, причинило нравственные страдания. Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула просил произвести с учетом изменения с января 2023 системы оплаты труда.

Истец Калинин М.М. в судебном заседании доводы и требования уточненного иска поддержал.

Представитель ответчика – Федерального государственного казенного учреждения «2-й Восточный окружной военный суд» - по доверенности (л.д.28) Картавых Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на иск (л.д.34-40, 54-57, 111-113), ссылалась на то, что законом предельный возраст пребывания на гражданской службе установлен в 65 лет, в связи с чем при наступлении данного юридического факта – достижения предельного возраста – служебный контракт с истцом был расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. С учетом изложенного, необходимость в соблюдении указанной истом процедуры увольнения отсутствовала. Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула, произведенный истцом, сочла ошибочным, представила контррасчет.

Представитель ответчика – Судебного департамента при Верховном Суде РФ – в судебное заседание не явился, извещен (л.д.129-132).

Выслушав пояснения, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение по делу прокурора (л.д.114-115), который счел увольнение истца незаконным, исследовав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

Так, судом установлено, что /дата/ на основании приказа председателя 2-го Восточного окружного военного суда (л.д.17) между представителем нанимателя в лице председателя 2-го Восточного военного суда и Калининым М.М., /дата/ года рождения, был заключен служебный контракт, по которому Калинин М.М. принят на гражданскую службу на должность «помощник судьи» в постоянное присутствие в <адрес>. Срок действия контракта определен в 5 лет (л.д.9-15). Калинину М.М. установлен должностной оклад – 5 472 руб., оклад за классный чин юстиции «советник юстиции 2 класса» в размере 1 919 руб., а также иные положенные надбавки: ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в размере 120%, районный коэффициент 20%.

На основании Приказа от /дата/ Врио председателя 2-го Восточного окружного военного суда о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы (л.д.18) заключенный с Калининым М.М. служебный контракт от /дата/ о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности федеральной гражданской службы прекращен /дата/ в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, в соответствии со статьей 39 Федерального закона от /дата/ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на основании статьи 25.1 Федерального закона от /дата/ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В связи с увольнением Приказано выплатить Калинину М.М. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий период с /дата/ по /дата/ в количестве 25 календарных дней и за рабочий период с /дата/ по /дата/ в количестве 4 календарных дней.

Помощнику судьи Калинину М.М. приказано сдать дела и должность в срок до /дата/.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации регламентированы, в том числе, Федеральным законом от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

В силу пункта 6 статьи 24 указанного Федерального закона, в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 1 части 4 статьи 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено заключение срочного служебного контракта в случае замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".

По правилу, срочный служебный контракт о замещении государственной гражданской должности, относящейся к категории "помощники (советники)", учрежденной для содействия лицам или руководителям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 9 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", расторгается по истечении срока его действия, ограниченного сроком их полномочий.

Пунктами 2 и 10 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона установлено, что общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона), обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 данного Федерального закона служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона предусмотрено, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Истец достиг предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе /дата/.

Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица.

Положения статей 25, 25.1 (часть 1) Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в отличие от Трудового кодекса РФ (пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ) не предполагают для гражданского служащего, достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе, возможности продления срока гражданской службы без соответствующего решения представителя нанимателя.

Указанные выше нормы права исключают возможность автоматического продления срока государственной службы истца после достижения предельного возраста, а заключение срочного служебного контракта с гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, в силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является правом, а не обязанностью работодателя.

Достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет влечет прекращение служебного контракта и увольнение с гражданской службы в силу п.4 ч.2 ст.39 Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ.

Таким образом, ответчик был вправе расторгнуть служебный контракт с истцом по указанному основанию – в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе и отсутствием у ответчика обязанности продлевать истцу срок гражданской службы.

Доводы истца о том, что с ним заключен срочный служебный контракт, который не мог быть расторгнут до истечения срока, основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Однако суд приходит к выводу о том, что ответчиком не была соблюдена процедура увольнения истца.

Так, Федеральный закон №79-ФЗ не устанавливает порядок увольнения государственного служащего в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной службе, в связи с чем суд полагает необходимым руководствоваться аналогией закона.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено данным федеральным законом.

Об увольнении с государственной гражданской службы с /дата/ на основании Приказа от /дата/ истцу было объявлено /дата/, что является нарушением.

Установление судом факта нарушения процедуры увольнения, предусмотренной законом, со стороны работодателя является самостоятельным основанием для удовлетворения требований истца о восстановлении на работе и иных производных требований.

Учитывая изложенное, Приказ от /дата/ Врио председателя 2-го Восточного окружного военного суда о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы Калинина М.М. признается судом незаконным, а Калинин М.М. подлежит восстановлению в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации помощника судьи 2-го Восточного окружного военного суда (постоянное судебное присутствие в <адрес>) с /дата/.

Правило, изложенное в статье 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске, применяется только для случаев увольнения по инициативе работодателя, в связи с чем указанный довод истца не может повлечь отмену оспариваемого приказа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, в связи с чем довод истца о нарушении его права на отдых в данном случае правовых последствий не влечет, нарушением прав истца не является.

По мнению Верховного Суда РФ, обязанность работодателя выплатить заработную плату за время вынужденного прогула наступает одновременно с отменой им приказа об увольнении и восстановлением работника в прежней должности, являясь неотъемлемой частью процесса восстановления на работе.

Разрешая спор в части взыскания с ответчика в пользу истца заработка за время вынужденного прогула за период с /дата/ по /дата/, суд, руководствуясь положениями частей 1 и 7 статьи 11, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8.2 части 1, части 3.1 статьи 37, пункта 1 части 14 статьи 70, статьи 73 Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", исходит из того, что положениями Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" вопрос о порядке исчисления денежного содержания государственного гражданского служащего за время вынужденного прогула не урегулирован, в связи с чем в данном случае подлежат применению нормы статей 139 и 397 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие взыскание при восстановлении на работе в пользу незаконно уволенного работника среднего заработка за время вынужденного прогула и порядок его расчета, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", о необходимости зачета выходного пособия при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным.

В соответствии с положениями статей 50 и 51 Федерального закона от /дата/ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение, премии, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть седьмая статьи 139 ТК РФ).

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

С учетом данных главного бухгалтера, начальника отдела государственной службы и кадров 2-го Восточного окружного военного суда (л.д.68, 69-70, 82, 133), средней дневной заработок истца за расчетный период составил 3 206,87 руб., количество рабочих ней за период вынужденного прогула – 125, истцу при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 37 193,66 руб.

С учетом изложенного, в пользу Калинина М.М. подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула – 363 665,09 руб. (3 206,87 * 125 – 37 193,66).

Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула с учетом изменений в системе оплаты труда государственных служащих с января 2023, представленный истцом, не основан на действующих нормах права, в связи с чем принят судом быть не может.

Учитывая, что факт нарушения ответчиком трудовых прав истца был установлен в судебном заседании, имеются все основания для компенсации последнему морального вреда.

Так, в силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

П.2 ст.1099 ГК РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Данная возможность установлена частью 9 ст.394 ТК РФ, ст.237 ТК РФ, согласно которым моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе незаконным увольнением, возмещается работнику в денежной форме.

Таким образом, с учетом виновных действий ответчика, нарушивших права работника и установленных судом нравственных страданий истца, требование о компенсации морального вреда является правомерным.

Согласно п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Суд считает, что разумным и справедливым будет являться размер компенсации морального вреда в сумме 20 000 руб., учитывая период, характер и объем нарушения прав работника со стороны работодателя, правовой статус сторон, индивидуальные особенности истца, его личностное восприятие событий.

Таким образом, всего в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 383 665 руб. 09 коп.

С учетом того, что финансовое обеспечение деятельности 2-го Восточного окружного военного суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ (статья 6 Федерального конституционного закона РФ -ФКЗ от /дата/ «О судах общей юрисдикции в РФ»), присужденные в пользу истца денежные средства подлежат взысканию с последнего.

Исходя из положений статей 211, 212 ГПК РФ решение суда в части восстановления на работе и взыскания заработка за три месяца подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Калинина М. М.ича – удовлетворить частично.

Признать приказ от /дата/ Врио председателя 2-го Восточного окружного военного суда о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с федеральной государственной гражданской службы Калинина М. М.ича незаконным.

Восстановить Калинина М. М.ича в ранее замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации помощника судьи 2-го Восточного окружного военного суда (постоянное судебное присутствие в <адрес>) с /дата/.

Взыскать с Судебного департамента при Верховном Суде РФ в пользу Калинина М. М.ича, /дата/ года рождения, паспорт <данные изъяты>, выдан /дата/ УВД <адрес>, средний заработок за время вынужденного прогула – 363 665,09 руб., компенсацию морального вреда – 20 000 руб., а всего взыскать 383 665 (Триста восемьдесят три тысячи шестьсот шестьдесят пять) руб. 09 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда в части восстановления на работе и взыскания заработной платы за три месяца подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено /дата/.

Судья: «подпись» М.В. Сидорчук