ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/12 от 03.02.2012 Чернушинского районного суда (Пермский край)

                                                                                    Чернушинский районный суд Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Чернушинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-156/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

г. Чернушка

Пермский край 03 февраля 2012 года.

Чернушинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи О.С.Лупенских, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда с участием:

Прокурора Мусихиной Н.С.

Заявителя Копылова А.Л.

Представителя заявителя Копылова А.Л. Павловой Т.В.

Представителя ТИК Чернушинского района Воиновой Ю.Н.

При секретаре Воробьевой Л.В.

Гражданское дело по жалобе Копылова Алексея Леонидовича о признании решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 года № 09/09 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва незаконным и отменить его. Обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва

УСТАНОВИЛ:

Копылов А.Л. обратился в суд с жалобой о признании решения Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 года № 09/09 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва незаконным и отменить его, обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва.

Заявление мотивировал тем, что решением Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 09/09 ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва. Основанием послужило недостаточное количество достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Он не согласен с указанным решением по следующим основаниям. Он выдвинулся в кандидаты в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва в порядке самовыдвижения. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 указанного закона если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации: кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. В силу пункта 10 статьи 35 Закона количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов. Итоговым протоколом, проверки подписей рабочей группы от 25 января 2012 года было выявлено количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей - 23 (45%), количество достоверных подписей избирателей - 28. Ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района, ему в регистрации, выдвинутому в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 было отказано на основании п.п. «ж» ч.4 ст. 37 Закона Пермского края. Считает, что в регистрации было отказано неправомерно. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией - несоблюдение требований к
выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для
кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований
пункта 2 статьи 35 Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и
регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата;

г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором
должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;

д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос "о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона;

е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей
запрещен;

ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для
регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или)
недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее. 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны
быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Закона;

и) не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в
соответствии со статьей 57 настоящего. Закона создание избирательного фонда необязательно);
Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации
кандидата;

к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;

н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;

п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Данный перечень является исчерпывающим. Как указано в решении ТИК, недостоверными признаны подписи: в папке № 1 на подписном листе 4 строка 5 неправильно указан номер квартиры избирателя; в папке № 1 на подписном листе 7 строка 2 - неправильно указана фамилия избирателя; в папке № 1 на подписном листе 11 строка 4 неправильно указан номер дома избирателя. 1 Эти подписи признаны недостоверными (недействительными).

Также были признаны недостоверными (недействительными) следующие подписи: в папке № 1 на подписном листе 6 строки 1,4,5 - неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта); в папке № 1 на подписном листе 9 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта); в папке № 1 на подписном листе 10 строки 1,2, 3 - неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта); в папке № 1 на подписном листе 11 строки 1,2,3,4, 5 - неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей; в папке № 1 на подписном листе 12 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей. Таким образом, недостоверными (недействительными) были признаны 23 подписи избирателей (45%).

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. Недействительными считаются: недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел; подписи избирателей без указания всех требующихся сведений; фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе. Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии. Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа. Вопрос о том, внесение каких данных в подписной лист следует считать обязательным и тем самым достаточным, имеет существенное значение. Хотя в подписных листах и отсутствует дата внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписей, а также дата выдачи паспорта этого лица, его собственная подпись, достоверность подписей избирателей сомнений не вызывала. Волеизъявление избирателя также не оспаривалось, под сомнение не ставилось. В каждом подписном листе рядом с подписью избирателя стоит дата внесения этой подписи избирателя, соответственно, сборщик подписей мог собрать эти подписи только в указанные дни, но не ранее. Данное нарушение считаю несущественным, тем более сборщиком подписей избирателей являлся я сам, разговаривал с каждым избирателем лично. Сроки сбора подписей избирателей мной нарушены не были.

В соответствии с п. 9 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа могут быть: 1) существенное нарушение установленного законами о выборах порядка сбора подписей для регистрации; 2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не внесен избирательный залог; 3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с избирательными законами (о доходах, имуществе кандидата, его неснятой или непогашенной судимости и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер; 4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств. Законами о выборах могут быть предусмотрены и иные, основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов).

Считает, что выявленные нарушения не являются существенными и не могут служить основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва. Факт того, что не указана дата выдачи паспорта осуществляющего сбор подписей избирателей, а также отсутствие внесения его подписи, не быть признаны недостоверными сведениями о лице, осуществляющем сбор подписей, в данном случае права избирателей нарушены не были. Дата внесения подписи лица, осуществляющего сбор подписи избирателей, ставится после сбора подписей избирателей и не может повлиять волеизъявление и мнение избирателя, также, как и данные о его паспорте (дата выдачи пacпорта Также эти данные не влияют на однозначное восприятие данных о сборщике подписей избирателей.

Таким образом, считает, что Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 09/09 ему необоснованно было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Достоверными следовало признать подписи:

в папке № 1 на подписном листе 6 строки 1,4,5 - неполные сведения о осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта);

в папке № 1 на подписном Листе 9 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения о осуществляющем сбор подписей избирателей.(нет даты выдачи паспорта);

в папке № 1 на подписном листе 10 строки 1,2, 3 - неполные сведения о осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта);

в папке № 1 на подписном листе 11 строки 1,2,3,4, 5 - неполные сведения с осуществляющем сбор подписей, избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты вк подписи лица, осуществляющего сбор подписей;

в папке № 1 на подписном листе 12 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения с осуществляющем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты в* подписи лица, осуществляющего сбор подписей.

Общее количество подписей избирателей, которые должны быть признаны достоверными - 48. Данного количества подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты достаточно. Прошу учесть, что в подписных листах 11 и 12 дата внесения подписи осуществляющего сбор подписей, имеется.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидат доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 259 ГПК РФ, просит суд решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 года № 09/09 об отказе Копылову Алексею Леонидовичу в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва признать незаконным и отменить его. Обязать ТИК Чернушинского муниципального района зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва.

Заявитель Копылов А.Л. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивал, пояснил, что недостатки в подписных листах, указанные в решении ТИК действительно имеются, однако подписи избирателей он собирал лично сам, с каждым избирателем беседовал. Сам он свой паспорт в ТИК представил, поэтому отсутствие данных о его паспорте на отдельных подписных листах, как и другие недостатки. выявленные представителями ТИК при проверке подписных листов существенными не являются. Следовательно в регистрации кандидатом в депутаты ему отказали не законно. Он просит решение об отказе в регистрации отменить и обязать ТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Земского собрания Чернушинского муниципального района.

Представитель заявителя Копылова А.Л. Павлова Т.В. в судебном заседании заявление Копылова А.Л. поддержала, на удовлетворении заявления настаивала. Свою позицию обосновала теми же доводами, что и заявитель.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края Воинова Ю.Н. заявление Копылова А.Л. просила оставить без удовлетворения. В обоснование своих доводов пояснила, что действия комиссии об отказе Копылову А.Л. в регистрации кандидатом в депутаты ЗС Чернушинского муниципального района соответствуют п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона Пермского края № 525-ПК от 09.11.09., а поэтому являются законными. В связи с чем она просила суд в удовлетворении заявления Копылову А.Л. отказать. Кроме того представителем ТИК представлены письменные возражения на заявление, приобщенные к материалам дела. (л.д. 13)

Заслушав заключение прокурора Мусихиной Н.С., полагавшей, что поданное заявдение подлежит оставлению без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидат доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 8 ст.37 Федерального закона РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательного прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.

Согласно п. 2 ст.35 Закона № 525-ПК … указанного закона если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимых для регистрации: кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно ч. 6 ст. 35 Закона № 525-ПК … Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, единых списков кандидатов, но только один раз - в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов. Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

Согласно ч. 7 ст. 35 Закона № 525-ПК … каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а так же ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется…

Согласно п.10 ст. 35 Закона № 525-ПК … количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, единого списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов.

Согласно ст. 36 Закона № 525-ПК …

1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона);

в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

2. Для регистрации единого списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию, организующую выборы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения единого списка кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения единого списка кандидатов проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет избирательного объединения;

в) сведения об изменениях в едином списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из единого списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 9 и 10 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

3. При приеме документов для регистрации кандидата, единого списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения документ, который подтверждает прием представленных документов и в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом соответствующая избирательная комиссия предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме представляемых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи.

4. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32, частями 12 и 18 статьи 33 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях).

5. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К таким проверкам могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а также ГАС "Выборы".

6. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (многомандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии, организующей выборы, - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.

7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной.

8. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.

9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, единого списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

10. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

11. Недействительными считаются:

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;

б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

д) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем соответственно уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией, организующей выборы, единого списка кандидатов;

и) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 35 настоящего Закона;

к) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;

л) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) оформленном не в соответствии с приложениями N 1-3 к настоящему Закону;

м) все подписи избирателей в соответствующем подписном листе, если заверительная запись лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, внесена позже заверительной записи кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения);

н) подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи.

12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "ж" и "л" части 11 настоящей статьи.

13. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с подпунктами "ж" и "л" части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, единому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и(или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов, а также внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускаются. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов. В случае если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо если количество недостоверных и(или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и(или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и(или) недействительными. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с частью 6 статьи 83 настоящего Закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.

Согласно п. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, выдвинутых политической партией - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и
регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата;

г) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;

д) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос "о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 32 настоящего Закона;

е) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;

ж) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее. 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;

з) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 1 статьи 32 настоящего Закона;

и) не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в
соответствии со статьей 57 настоящего. Закона создание избирательного фонда необязательно); Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;

к) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

л) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

м) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;

н) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

о) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;

п) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»

Подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий.

Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу.

Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются произвольным образом на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке.

Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах.

Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.

Недействительными считаются:

недостоверные подписи, а именно подписи избирателей, не являющихся избирателями данного округа, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел;

подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;

фальсифицированные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.

Подпись признается фальсифицированной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной. Указанный протокол удостоверяется не менее чем тремя членами избирательной комиссии.

Фактические ошибки, исправления, помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии отсутствия доказательств фальсифицированности подписи или принадлежности ее гражданину, не являющемуся избирателем данного округа.

В случае обнаружения недействительных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 2 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недействительных подписей от числа проверенных регистрация кандидата не производится.

Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.

Согласно п. 9 ст. 32 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации могут быть: 1) существенное нарушение установленного законами о выборах порядка сбора подписей для регистрации; 2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не внесен избирательный залог; 3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с избирательными законами (о доходах, имуществе кандидата, его неснятой или непогашенной судимости и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер; 4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств. Законами о выборах могут быть предусмотрены и иные, основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов).

Судом на основании пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что в Чернушинском муниципальном районе Пермского края на основании Решения Земского собрания района № 522 от 09.12.2011 назначены выборы депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края 6 созыва на 04 марта 2012 года. (л.д. 17-18)

Заявитель Копылов А.Л., являясь депутатом Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края 5 созыва, путем самовыдвижения выдвинул свою кандидатуру на участие в вышеуказанных выборах по одномандатному избирательному округу № 9. (л.д. 23-27)

Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края от 27.10.2011 года № 507 утверждена Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района шестого созыва.

Численность избирателей по одномандатному избирательному округу № 9 в соответствии с решением ЗС ЧМР от 27.10.2011 года № 507 составляет 2345 человек. Следовательно, в поддержку выдвижения кандидату по данному избирательному округу для регистрации необходимо представить 47 достоверных подписей, при этом допускается превышение количества необходимых для регистрации подписей, но не более чем на пять подписей. (л.д. 17)

Согласно ведомости проверки рабочей комиссией, созданной Решением ТИК Чернушинского муниципального района Пермского края № 05/01 от 19.01.12 подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ЗС ЧМР Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Копыловым А.Л. установлены следующие нарушения:

в папке № 1 на подписном листе 4 строке 5 – неверно указан номер квартиры избирателя;

в папке №1 на подписном листе 6 строки 1,4,5 - неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта);

в папке №1 на подписном листе 9 строки 1,2.3,4,5 - неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта);

в папке №1 на подписном листе 10 строки 1,2,3 - неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (нет даты, выдачи паспорта);

в папке № 1 на подписном листе 11 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей;

в папке №1 на подписном листе 12 строки 1,2,3,4,5 - неполные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (нет даты выдачи паспорта), нет даты внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей. (л.д. 7)

Итоговым протоколом проверки подписных листов, составленным членами рабочей комиссии от 25 января 2012 года установлено количество заявленных подписей – 51, количество представленных подписей – 51, количество проверенных подписей -51, количество достоверных подписей – 28, количество недостоверных подписей – 23, что составило 45% подписей, отобранных для проверки. (л.д. 5)

Решением Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края от 27.01.2012 № 09/09 Копылову Алексею Леонидовичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения в регистрации кандидатом в депутаты Земского Собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 в регистрации отказано. (л.д. 8-10)

Не согласный с отказом в регистрации в качестве кандидата в депутаты Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края 6 созыва Копылов А.Л. обжаловал его в Чернушинский районный суд. (л.д. 3-4)

Согласно п. 5 ст.2 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» адрес места жительства – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В то же время ФЗ РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не устанавливает форму подписного листа и порядок его заверения.

Форма подписного листа и порядок его заверения при проведении выборов депутатов Земского Собрания Чернушинского муниципального района устанавливается Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», в котором указано, что сведения об адресе вносятся на основании паспорта.

Какие сведения об избирателях и лице, осуществляющим сбор подписей должны отражаться в подписном листе указано в ч. 6,7 ст. 36 Закона № 525-ПК. Основания по которым подписи избирателей могут быть признаны не действительными перечислены в части 11 вышеуказанной нормы.

Установив при проверке подписных листов обстоятельства, предусмотренные п. «б,в,д,ж» ч. 11 ст. 36 Закона № 525-ПК … Территориальная комиссия признала не действительными из 51 представленной в подписных листах подписи избирателей 23 подписи, что составило 45 % от общего количества подписей избирателей и отказала Копылову А.Л. в регистрации кандидатом в депутаты ЗС Чернушинского муниципального района Пермского края по основаниям, предусмотренным п. «ж» ч. 4 ст. 37 Закона № 525-ПК на законных основаниях.

Требования к содержанию подписных листов, собранным подписям избирателей и к сведениям к подписям избирателей четко и ясно изложены в положениях, предусмотренных ч. 6,7 ст. 36 Закона № 525-ПК … и носят формальный характер.

Не соблюдение вышеуказанных требований кандидатом и его представителями при сборе подписей избирателей и заполнении подписных листов влечет за собой отказ в регистрации кандидата на участие в выборах.

Таким образом, члены комиссии при проверке подписных листов обязаны подходить к ней строго формально и руководствоваться в своих действиях положениями вышеуказанного закона.

Поэтому доводы заявителя и его представителя о формальном подходе членов ТИК к проверке подписных листов и о не существенности выявленных членами ТИК при проведении проверки нарушений, поскольку они противоречат ст. 36, 37 Закона № 525-ПК, не могут быть приняты судом во внимание за несостоятельностью.

Установив вышеуказанные обстоятельства заявление суд оставляет заявление Копылова А.Л. без удовлетворения.

Руководствуясь ст.194-198, 235 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Заявление Копылова Алексея Леонидовича на решение Территориальной избирательной комиссии Чернушинского муниципального района Пермского края № 09/09 от 27 января 2012 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Земского собрания Чернушинского муниципального района Пермского края шестого созыва оставить без удовлетворения

Решение в течение пяти дней со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд.

Судья О.С. Лупенских