ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/15 от 01.04.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

 Дело № 30-2-156/15

 РЕШЕНИЕ

 г. Ярославль                                     1 апреля 2015 года

     Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Кропотовой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Главы Угличского муниципального района Маклакова С.В. по доверенности Мельникова Р.О. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2014 года и решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы Угличского муниципального района Маклакова С.В.,

 установила:

     8 декабря 2014 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в отношении главы Угличского муниципального района Ярославской области Маклакова С.В. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей. Маклаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     Правонарушение выразилось в следующем: статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность органа местного самоуправления в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения провести в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс.

 На основании Соглашения о передаче осуществления полномочий по решению вопроса местного значения по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией городского поселения Углич Ярославской области и администрацией Угличского муниципального района, вышеприведенные возложенные статьей 161 Жилищного кодекса РФ обязанности относятся к полномочиям администрации Угличского муниципального района Ярославской области.

 В период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в городе Углич Ярославской области введены в эксплуатацию следующие многоквартирные дома:

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ;

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ;

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ;

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ;

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ;

 - <адрес> – разрешение на ввод от ДД.ММ.ГГГГ.

 В установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ срок и вплоть до выдачи предписания об устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ администрацией Угличского муниципального района Ярославской области конкурс по отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами объявлен не был.

 В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Неисполнение администрацией Угличского муниципального района Ярославской области вышеприведенных обязанностей исключило доступ хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению многоквартирными жилыми домами (конкурентнозначимому ресурсу) на территории Угличского муниципального района, не обеспечило предусмотренную законом степень информированности потенциальных претендентов на получение права в отношении данного ресурса, таким образом, бездействие администрации Угличского муниципального района привело к ограничению конкуренции на данном рынке услуг.

 Маклаков С.В. как высшее должностное лицо Угличского муниципального района, обладающий собственными полномочиями в вопросах местного значения, не обеспечил исполнение администрацией района вышеуказанных требований жилищного законодательства, приведших к ограничению конкуренции.

     Решением судьи Угличского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2015 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2014 года изменено, назначенный в отношении Маклакова С.В. административный штраф снижен до ... рублей. В остальной части постановление оставлено без изменений.

     На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником Маклакова С.В. по доверенности Мельниковым Р.О. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2014 года и решения судьи Угличского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2015 года.

     Жалоба обоснована следующим: совершенное Маклаковым С.В. деяние возможно квалифицировать как малозначительное, поскольку оно не повлекло негативных последствий. На территории городского поселения Углич нет хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Таким образом, в конкурсе, если бы он и был своевременно проведен, не было бы участников. Таким образом, бездействие Маклакова С.В. не нарушило ничьих прав и законных интересов. Также указанное бездействие не создало для застройщиков многоквартирных домов возможности управления ими без прохождения специальных конкурентных процедур, поскольку они данную деятельность не осуществляли. Собственниками квартир многоквартирных жилых домов выбран способ управления многоквартирным домом путем непосредственного им управления.

     В жалобе приводятся также доводы о том, что в структуре администрации Угличского муниципального района создано специализированное подразделение в функции которого входит проведение открытых конкурсов на выбор управляющей компании по управлению многоквартирными домами. Таким образом, субъектами данного административного правонарушения могли бы быть должностные лица непосредственно возглавляющие данное подразделение.

     В судебном заседании защитники Маклакова С.В. по доверенности Мельников Р.О. и Стефанович А.В. жалобу поддержали.

     Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Карамшук А.Г. в удовлетворении жалобы возражала.

     Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения вынесенных по настоящему делу постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2014 года и решения судьи Угличского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2015 года не нахожу.

     Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

 Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием субъектов государственной администрации, местного самоуправления, осуществляющих их функции органов и организаций, а также государственных внебюджетных фондов.

 Собранными по делу доказательствами достоверно установлено нарушение Главой администрации Угличского муниципального района запрета, содержащегося в части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, которое выразилось в неисполнении требований статьи 161 Жилищного кодекса РФ и ограничению, таким образом, доступа хозяйствующих субъектов на рынок сферы услуг по управлению многоквартирными домами.

 Маклаков С.В. является субъектом данного административного правонарушения. Распределение полномочий органа местного самоуправления между структурными подразделениями администрации не освобождает Главу администрации от контроля за соблюдением требований законодательства в деятельности администрации.

 Правонарушение совершено им виновно, поскольку он хотя и не предвидел вредных последствий своего бездействий в виде нарушения антимонопольного законодательства, но должен был и мог их предвидеть.

 Таким образом, состав административного правонарушения в действиях (бездействии) Маклакова С.В. имеется.

 Оснований для признания совершенного им деяния малозначительным нет. Данный вопрос был исследован судьей Угличского районного суда при рассмотрении жалобы Маклакова С.В. и был обосновано ею опровергнут. Необходимо принимать во внимание, что противоправное бездействие Маклакова С.В. имело место в течении длительного периода в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на территории города Углич с ДД.ММ.ГГГГ и вплоть до вынесения в его адрес предписания антимонопольным органом. Таким образом, установленная законом обязанность, направленная не только на обеспечение соблюдения интересов граждан в управлении вновь возведенными многоквартирными домами, но и в совокупности с антимонопольным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд на обеспечение конкуренции на рынке данных услуг в полном объеме игнорировалась главой муниципального образования.

 В связи с этим, доводы защитников Маклакова С.В. об отсутствии вредных последствий бездействия в связи с фактическим отсутствием конкуренции на данном рынке в городе Углич не имеют правового значения. Кроме того, они ничем не подтверждены.

 Правила назначения наказания, установленные в ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, учитывая изменения, внесенные в данной части решением судьи при рассмотрении жалобы, соблюдены.

 Вопрос о привлечении к административной ответственности рассмотрен должностным лицом антимонопольного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частями 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ.

 Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом УФАС по Ярославской области в соответствии с его компетенцией, установленной в статье 23.48 КоАП РФ.

 Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.

 Вынесенное по делу постановление в части, неизмененной судьей, соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

 Жалоба на постановление рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.

 Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется.

 Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 решила:

 Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 декабря 2014 года и решение судьи Угличского районного суда Ярославской области от 11 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Главы Угличского муниципального района Маклакова С.В. оставить без изменений, жалобу защитника Главы Угличского муниципального района Маклакова С.В. по доверенности Мельникова Р.О. – без удовлетворения.

 Судья                                 Е.Ю. Щеголькова