ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/19 от 29.05.2019 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-156/2019 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,

при секретаре судебного заседания Сычуговой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Х. края о взыскании невыплаченной премии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края о взыскании невыплаченной премии, ссылаясь на то, что в период с 1 (дата) по (дата) истец состоял на государственной гражданской службе Хабаровского края в должности (иные данные) на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от (дата)(№)-рк "О ФИО1 ” и в последующем заключенным служебным контрактом б/н от (дата). По итогам работы в четвертом квартале 2018 года государственным гражданским служащим Хабаровского края была выплачена премия на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от (дата)(№)-ркд в размере до 8,0 окладов месячного денежного содержания. На основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от (дата)(№)-ркд истцу была выплачена премия в размере 1,0 должностного оклада. Истец полагает, что выплаченной премии за выполнение особо сложных и важных заданий по итогам работы в четвертом квартале 2018 года является несправедливым и необоснованным. В связи с чем, истец просит взыскать соответчика в свою пользу недоначисленную премию в размере 122 261 рублей 04 копеек, а также провести перерасчет компенсационной выплаты по сокращению государственного гражданского служащего.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также дополнил, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие неэффективное или ненадлежащее исполнение истцом своих обязанностей. Служащим, находящимся в подчинении истца, премии за спорный период были выплачены в макимально установленном размере.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, действующая на основании доверенности № (дата)-(№) от (дата), исковые требования не признала в полном объеме указав, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является одним из видов поощрения государственного гражданского служащего, добросовестно исполняющего свои должностные обязанности, размер и условия выплаты которой определяется с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя выполненных государственным гражданским служащим обязанностей и иных условий, влияющих на размер премии. Применение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являющейся надбавкой стимулирующего характера, включая определение ее размера, периодичности выплаты, относится к компетенции представителя нанимателя, заинтересованного в эффективном управлении служебной деятельностью. В целях предоставления услуг, направленных на содействие комплексному развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий Хабаровского края, формированию и развитию системы сельскохозяйственной кооперации создана автономная некоммерческая организация "Краевой сельскохозяйственный фонд". По поручению Губернатора края главным контрольным управлением Губернатора и Правительства края в ноябре-декабре 2018 года была проведена проверка деятельности АНО "Краевой сельскохозяйственный фонд", по итогам которой в деятельности данной организации были выявлены многочисленные нарушения законодательства, которые выразились, в том числе в нецелевом и неэффективном расходовании бюджетных средств, причинении ущерба бюджету Хабаровского края на сумму более 15 000 000 рублей 00 копеек. По результатам проверки деятельность АНО "Краевой сельскохозяйственный фонд" признана неэффективной, установлено, что фондом совершались сделки с нарушением действующего законодательства, в том числе сделки, имеющие признаки мнимости, сделки, не относящиеся к полномочиям фонда, фондом не применялись конкурентные процедуры при определении поставщиков, действия (бездействие) фонда и министерства сельского хозяйства края привели к отказу в реализации в 2018 г. проектов на общую сумму 12 000 000 рублей 00 копеек, срыву ввода объектов по трем проектам. Учитывая, в том числе выявленные нарушения по курируемым ФИО1 направлениям деятельности, которые явились результатом ненадлежащего исполнения функции по контролю за деятельностью АНО "Краевой сельскохозяйственный фонд", истцу не могла быть выплачена премия в максимальном размере. Довод истца о необходимости выплаты премии в максимальном размере ввиду высоких результатов оценки эффективности и результативности деятельности министерства сельского хозяйства края (показатель 99,6 %) не может быть принят во внимание в связи с тем, что определение размера премии связано с оценкой деятельности конкретного должностного лица, а деятельности министерства в целом. Помимо этого, согласно абз. 8 п. 2.2, пп. 3.1.1 п. 3.1 должностного регламента в должностные обязанности ФИО1 входило осуществление координации работы курируемых управлений, в том числе управления сельскохозяйственного производства. Вопреки требованиям действующего законодательства, должностными лицами курируемого ФИО1 управления сельскохозяйственного производства в IV квартале 2018 года были допущены нарушения бюджетного законодательства, которые выразились в нарушении сроков принятия решения о предоставлении субсидии крестьянскому (фермерскому) хозяйству и, как следствие, несвоевременной реализации юридическим лицом права на получение субсидии. Выявленные нарушения свидетельствуют о неэффективном руководстве деятельностью курируемого управления и опровергают доводы ФИО1 об отсутствии нарушений исполнения должностного регламента, которым эффективное руководство деятельностью курируемых управлений установлено в качестве критерия оценки его профессиональной служебной деятельности. Окончательное решение о назначении и размере премии за выполнение особо важных и сложных заданий принималось Губернатором края в форме издания соответствующего правового акта. Премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит стимулирующий характер, выплачивается с целью повышения материальной заинтересованности и поощрения высокопрофессионального, инициативного и результативного труда государственных гражданских служащих фая.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с (дата) по (дата)ФИО1 проходил государственную гражданскую службу Хабаровского края в должности первого (иные данные).

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от (дата)(№)-ркд "О выплате премии" ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий определена премия в размере 1-го должностного оклада денежного содержания.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В силу положений ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита.

В силу ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 29.06.2005 № 280 "О государственной гражданской службе Хабаровского края".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу положений ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 15 Хабаровского края от 29.06.2005 № 280, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К числу дополнительных выплат отнесена премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Исходя, из системного толкования требований действующего законодательства, премия за выполнение особо важных и сложных заданий является одним из видов поощрения государственного гражданского служащего, добросовестно исполняющего свои должностные обязанности, размер и условия выплаты которой определяется с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя выполненных государственным гражданским служащим обязанностей и иных условий, влияющих на размер премии.

Система оплаты государственных гражданских служащих, равно как и оплата труда в рамках применения Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривает как фиксированные элементы (оклад, доплаты и надбавки компенсационного характера), так и надбавки стимулирующего характера, размер которых может варьироваться.

Применение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являющейся надбавкой стимулирующего характера, включая определение ее размера, периодичности выплаты, относится к компетенции представителя нанимателя, заинтересованного в эффективном управлении служебной деятельностью.

Во исполнение положений Федерального закона Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 15 Хабаровского края от (дата)(№), распоряжением Г. Х. края от (дата)(№)-р утверждено Положение о порядке выплаты премии государственным гражданским служащим Хабаровского края за выполнение особо важных и сложных заданий.

В силу абз. 2 п. 3 указанного Положения премирование государственных гражданских служащих края, не являющихся руководителями органов исполнительной власти края, осуществляется ежеквартально с учетом выполнения особо сложных и важных заданий, результатов оценки эффективности и результативности деятельности соответствующих органов исполнительной власти края, определяемых в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края и структурных подразделений аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края, утвержденным распоряжением Губернатора Хабаровского края от 18.12.2013 № 716-р, обеспечения задач и функций соответствующих органов исполнительной власти края, исполнения должностного регламента.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве сельского хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от (дата)(№)-пр, министерство сельского хозяйства Хабаровского края (далее - министерство) является органом исполнительной власти Хабаровского края, созданным в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти края в части формирования и осуществления государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и развития сельских территорий.

К числу основных задач министерства отнесены обеспечение комплексного развития на территории края сельскохозяйственного производства, включая растениеводство, животноводство (в том: числе племенное животноводство), содействие его технической и технологической модернизации (п. 2.1 Положения о министерстве).

В соответствии с пл. 4.3, 4.4 Положения о министерстве помимо министра к руководящему составу министерства отнесены его заместители, в том числе первый заместитель, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором края, и исполняют обязанности министра.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 47 Федерального закона № 79-ФЗ документом, определяющим профессиональную служебную деятельность гражданского служащего, и закрепляющим его должностные обязанности, а также показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, является должностной регламент.

Подразделом 1 раздела 1 Реестра должностей государственной гражданской службы Хабаровского края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.12.2006 № 218, положениями должностного регламента первого заместителя министра сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края определено, что первый заместитель министра замещает должность государственной гражданской службы края категории "руководители" высшей группы должностей.

Как указано в п. 1.4 должностного регламента первый заместитель министра реализует свои полномочия для повышения эффективности государственного управления в агропромышленном комплексе, включая развитие сельских территорий Хабаровского края с целью обеспечения достижения установленных критериев отраслевого развития.

В обоснование своих возражений сторона ответчика ссылается на то, что, определение размера премии связано не с оценкой деятельности конкретного должностного лица, а деятельности министерства под руководством истца в целом. Ппи этом, должностными лицами министерства под управления истца в IV квартале 2018 года были допущены нарушения бюджетного законодательства, которые выразились в нарушении сроков принятия решения о предоставлении субсидии крестьянскому (фермерскому) хозяйству и, как следствие, несвоевременной реализации юридическим лицом права на получение субсидии (приказы министерства сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края от (дата)(№), от (дата)(№)-л, заключение комиссии по проведению служебной проверки от (дата)), что свидетельствуют о неэффективном руководстве деятельностью курируемого управления со стороны ФИО1

Согласно п. 7 Положения государственным гражданским служащим края, проработавшим неполный отчетный период, выплата премии производится за фактически отработанное время.

В IV квартале 2018 года ФИО1 находился в отпуске 1-2 ноября (приказ от (дата)(№)-пдк), 17-26 декабря (приказ от (дата)(№)- пкд), а также в период с 15 по 30 ноября, с 1 по 14 декабря отсутствовал на службе в связи с временной нетрудоспособностью.

В силу п. 4 Положения индивидуальный размер премии государственным гражданским служащим края, не являющимся руководителями органов исполнительной власти края, устанавливается руководителями органов исполнительной власти края, и выплачивается представителем нанимателя.

Как указано в п. 5 Положения, государственным гражданским служащим края, замещающим должности государственной гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" высшей и главной групп должностей премия выплачивается в соответствии с распоряжением Губернатора края.

Таким образом, окончательное решение о назначении и размере премии за выполнение особо важных и сложных заданий принималось Губернатором края в форме издания соответствующего правового акта.

В силу ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 21 служебного контракта принятие решения о поощрении гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей относится к компетенции представителя нанимателя.

Анализируя положения приведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий носит стимулирующий характер, выплачивается с целью повышения материальной заинтересованности и поощрения высокопрофессионального, инициативного и результативного труда государственных гражданских служащих края, а основания и порядок премирования государственных гражданских служащих являются компетенцией представителя нанимателя и зависят, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций и других факторов, которые могут оказывать влияние на принятие решения о премировании и его размере в отношении каждого гражданского служащего (работника) персонально. Назначение премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим является не обязанностью представителя нанимателя, а его правом в зависимости от оценки деятельности государственного служащего.

Следует отметить, что истцом не предоставлены доказательств наличия показателей, установленных п. 2 Положения, и факта выполнения особо сложных и важных заданий, а также достижение иных высоких показателей, дающих правовое основание для начисления премии в размере 8 должностных окладов.

Учитывая изложенное, суд считает доводы истца о необходимости выплаты ему премии в максимальном размере несостоятельными. Тот факт, что иным государственным гражданским служащим края премия была выплачена в максимальном размере, не является безусловным основанием для выплаты истцу в таком же размере, поскольку размер премии определяется в индивидуальном порядке, зависит от характера и объема работы, выполненной конкретным государственным гражданским служащим края, следовательно, не может быть поставлен в зависимость от размера выплаты премии, выплаченной иным государственным гражданским служащим, а также от факта систематического получения данным государственным гражданским служащим соответствующего максимального размера материального стимулирования в предыдущих периодах.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Правительству Хабаровского края о взыскании невыплаченной премии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Файзуллина И.Г.