Дело № 2-156/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 г. с.Крутиха
Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Торопицыной И.А.
при секретаре Барминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты, признании решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное), в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края истице отказано в перерасчете страховой пенсии, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> истице отказано в перерасчете страховой пенсии, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решения об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости являются незаконными, ФИО1 имеет право на пенсию по следующим основаниям.
В соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ "О страховых пенсиях"), лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости согласно ФЗ «О страховых пенсиях». Все условия для перерасчета и последующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии были соблюдены – трудовой стаж не менее 30 лет в сельском хозяйстве.
Но в решении указано, что продолжительность сельского стажа ФИО1 составляет 28 лет 3 месяца 21 день, т.е. необоснованно не были приняты к зачету некоторые периоды трудовой деятельности, в связи с чем, в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не имеется.
Не засчитаны в стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в племобъединении колхоз им.Кирова в должности контроль-ассистента.
Также не засчитаны в стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Крутихинском Райпо в должности экспедитора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Инспекции Государственного страхования <адрес> в должности страхового агента; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы КФХ.
Согласно п.2 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.3 Правил, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до ДД.ММ.ГГГГ, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях» для такой специальности как техник животноводства (техник по воспроизводству стада, техник по искусственному осеменению животных, техник по племучету, техник-селекционер).
В данном случае, при определении права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, юридически значимыми обстоятельствами будут являться профиль работы подразделения, в котором работала ФИО1, возможность установления тождества профессий и условий работы, которые дают право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Учитывая наличие в племобъединении колхоза им.Кирова должности контроль-ассистента, следует, что данное племобъединение, где в спорный период работала ФИО1, осуществляло деятельность в области животноводства, а конкретно, организация племенного дела.
Согласно ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 16 дней) должны быть засчитаны в стаж работы истца, так как они подтверждаются внесенными записями в трудовой книжке.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, нормы действующего законодательства, ФИО1 просит включить в трудовой стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 1 год 11 месяцев 16 дней); признать решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении ФИО1. Повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность произвести ФИО1 перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч.14 ст.17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила периоды работы, которые она просит включить в трудовой стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, просит включить в трудовой стаж, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное), ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, в связи с тем, что должность контроль-ассистент не предусмотрена Списком и, кроме того, не подтверждена сельскохозяйственная направленность Каменского племобъединения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно статье 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Таким образом, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве для определения наличия права на получение повышения фиксированной выплаты применяется специальный закон, а именно: Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и Правила от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Согласно пунктам 3, 4 Правил от 29 ноября 2018 г. N 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются: а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
Согласно Списку при подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве.
Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Для включения периодов работы, которая выполнялась после ДД.ММ.ГГГГ в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список.
В разделе 2 Животноводство указанного Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440, поименованы, в том числе, техник животноводства (техник по воспроизводству стада, техник по искусственному осеменению животных, техник по племучету, техник-селекционер).
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, является пенсионером, получает страховую пенсию по старости (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчете повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по сельскому стажу в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 10, 11).
Решениями Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№/ и от ДД.ММ.ГГГГ№ соответственно, ФИО1 отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа в сельском хозяйстве 30 лет. Продолжительность сельского стажа ФИО1 составила 28 лет 3 месяца 21 день.
При этом ответчиком не включены в вышеуказанный стаж истца, в том числе, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 3 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 мес. 17 дн.) в Каменском племобъединении в должности контроль-ассистента в колхозе имени «Кирова», поскольку указанная должность не предусмотрена Списком и, кроме того, не удалось установить, имело ли сельскохозяйственную направленность Каменское племобъединение (л.д. 10, 11, 32-33).
Согласно записям в трудовой книжке истца (л.д. 9), в спорные периоды ФИО1 работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности контроль-ассистента в колхозе им.Кирова; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности контроль-ассистента в Каменском племобъединении колхоз им.Кирова.
Из архивной копии решения № от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся «О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве» (п.п.4, 11, 12) следует, что в целях выполнения одной из важнейших задач управления сельского хозяйства, в том числе, краисполкома, краевого производственного объединения совхозов, руководителей колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий – всемерное улучшение племенной работы и искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, доведение в ближайшие годы поголовья чистопородного скота до требуемых размеров, решено привести структуру сети органов государственной племенной службы в соответствие с задачами по увеличению производства и закупок всех видов продуктов животноводства, дальнейшему улучшению породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, для чего создать, в том числе, Алтайское краевое Госплемобъединение с головным племпредприятием по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; шестнадцать межрайонных специализированных племобъединений, с зонами обслуживания, согласно приложению № 1 (где под № 9 указано Каменское племобъединение, специализация – крупный рогатый скот симментальской породы). Управлению сельского хозяйства крайисполкома и краевому Госплемобъединению по согласованию с министерством сельского хозяйства РСФСР, поручено разработать структуру племобъединений и племпредприятий с их штатной численностью, укомплектовать их квалифицированными кадрами специалистов, возложена обязанность, в том числе, на межрайонные племобъединения, по организации племенного дела в животноводстве в колхозах и других государственных предприятиях.
Помимо прочего, управлению сельского хозяйства крайисполкома и краевому производственному объединению совхозов, райсполкомам, поручено организовать в колхозах и совхозах контроль-ассистентскую службу по племенному учету с последующей передачей ее в ведение племобъединений.
Племобъединениям проводить племенной учет в хозяйствах на договорных началах с ними.
Поручено Управлению сельского хозяйства крайисполкома, краевому производственному объединению, объединению совхозов и Алтайскому научно- исследовательскому институту сельского хозяйства в 2-х месячный срок разработать положение о контрольно-ассистентах и условия договора хозяйств с племобъединениями на ведение зоотехнического учета.
Из пояснений истца ФИО1, данных в ходе судебного разбирательства по делу, следует, что в ее обязанности в должности контроль-ассистента входило: осуществление контрольных доек, бонитировка скота, учет племенного скота, на каждое животное составлялась племенная карточка, отбор племенного молодняка от лучших племенных коров, их нумерация, контроль за кормом племенного скота, контроль искусственного осеменения, продуктивности племенного скота, контроль за реализаций племенного скота, составление и предоставление в головное предприятие первичной документации по племучету.
Из показаний свидетелей ФИО4, ФИО5, работавшими с истицей в спорные периоды в колхозе имени «Кирова», следует, что ФИО1 работая в должности контроль-ассистента, занималась контролем и племучетом, вела плем.карточки, проводила контрольные дойки, метила телят, контролировала реализацию телок, определяла молочную продуктивность племенного скота, занималась составлением первичных документов по учету.
Согласно сообщению КГБУ «Алтайский краевой центр информационно-консультационного обслуживания и развития агропромышленного комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ№, основной деятельностью краевых племобъединений, в том числе Каменского племобъединения (в состав которого входил колхоз имени «Кирова»), являлось искусственное осеменение сельскохозяйственных животных, реализация племенного скота и птицы в районы края и другие регионы, выполнение мероприятий, связанных с повышением породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. В Каменском племобъединении существовала штатная единица – контроль-ассистент, основной задачей которого, в соответствии с решением № от 28.10.1972г. исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся «О дополнительных мерах по улучшению племенного дела в животноводстве», являлся зоотехнический учет (племенной учет).
В должностные обязанности сотрудников племобъединений контроль-ассистентов входило: учет племенного скота, бонитировка с/х животных, контроль за реализацией племенного молодняка, контроль своевременного предоставления первичных документов по производственно-зоотехническому делу, обеспечение сохранности документации по племенному делу. Данная работа тождественна трудовой функции техника по племучету.
Указанные обстоятельства, а также исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, позволяют суду сделать вывод о том, что межрайонными племобъединениями, в том числе, Каменским племобъединением, в состав которого входил колхоз имени «Кирова», где осуществляла истец свою трудовую деятельность в спорные периоды, осуществлялась деятельность в области животноводства, а ФИО1 в спорные периоды, работая в должности контроль-ассистента, осуществляла трудовую деятельность в условиях, тождественных показателям работы в должности техника по племучету.
Таким образом, с учетом стажа, определенного ответчиком бесспорно, – 28 лет 3 мес. 21 день и продолжительности спорного периода – 1 год 9 месяцев 20 дней, стаж работы истца в сельском хозяйстве превышает требуемые 30 лет (30 лет 1 месяц 11 дней) в связи с чем, у суда имеются основания для удовлетворения исковых требований ФИО1
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе ФИО1 в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность включить ФИО1 в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности контроль-ассистента Каменского племобъединения в колхозе «им.Кирова».
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) обязанность произвести ФИО1 перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренного ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Крутихинский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2020 г.
Судья И.А. Торопицына