ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/20 от 29.05.2020 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-156/2020

УИД 26RS0010-01-2019-005002-63

Решение

Именем Российской Федерации

29 мая 2020 года

г. Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи

Шевченко В.П.,

при секретаре

Хасапетовой А.Г.,

с участием:

представителя истца Глуховой С.В. - Безгина С.Ф.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Лихомановой Ю.П.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-156/2020 по иску Глуховой Светланы Викторовны к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,

Установил:

Глухова С.В. обратилась в Георгиевский городской суд Ставропольского края с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Глухова С.В. обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка Трубицыной Маргариты, 16.06.2019 года рождения. Кроме указанного ребенка у Глуховой С.В. имеется еще один ребенок- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В заявлении Глухова С.В. собственноручно внесла запись о том, что ранее государственный сертификат на материнский капитал ей не выдавался, в отношении ребенка в связи с рождением которого у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки родительских прав она не лишалась и умышленные преступления, в отношении указанного ребенка, не совершала, о чем была предупреждена об ответственности за достоверность представленных сведений. К заявлению были приложены свидетельства о рождении указанных детей, копия паспорта Глуховой С.В. ДД.ММ.ГГГГ Глуховой С.В. было отказано в выдаче государственного сертификата на дополнительные меры государственной поддержки. Отказ мотивирован тем, что ранее ДД.ММ.ГГГГФИО5 обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ Глуховой С.В. был выдан государственный сертификат на материнский капитал. ДД.ММ.ГГГГ право Глуховой С.В. на дополнительные меры государственной поддержки было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В месте с тем с заявлением ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> она не обращалась, никаких заявлений не подписывала и государственный сертификат не получала. Кем выполнены от ее имени подписи она не знает. Просит суд признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-3 , выданный 30 ноября 2010 года на основании решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края от 26 ноября 2010 года, недействительным, восстановлении права Глуховой С. В. на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В судебное заседание Глухова С.В. не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела, в связи с чем суд считает возможным с учетом мнения сторон рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Глуховой С.В. - Безгин С.Ф. при рассмотрении дела на заявленных требованиях настаивал и просил суд их удовлетворить по обстоятельствам изложенных в исковом заявлении, так как Глухова С.В. ранее государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не получала и с заявлением о его получении не обращалась. Подписи в заявлении и журналах на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал принадлежат не Глуховой С.В.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) Лихоманова Ю.П. исковые требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Глухова С.В. обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГФИО5 был выдан государственный сертификат на материнский капитал. ДД.ММ.ГГГГ право ФИО5 на дополнительные меры государственной поддержки было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Глухово ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО1 и ФИО2 поданы заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал и на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ им выдан государственный сертификат на материнский капитал в размере 226513 рублей каждому. В связи с тем, что Глухова С.В. уже реализовала свое право на получение государственного сертификата на материнский капитал, повторно право на получение государственной поддержки у нее больше возникнуть не может. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим вывода.

Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного закона дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29 декабря 2006 года право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Из содержания приведенной нормы прямо следует, что дополнительные меры государственной поддержки в виде предоставления семьям, имеющим детей, средств материнского (семейного) капитала по данному Федеральному закону предоставляются только один раз. Это означает, что если женщина (или иной управомоченный субъект) воспользуется средствами материнского (семейного) капитала при рождении у нее после 1 января 2007 года второго ребенка, то даже в случаях рождения третьего и последующих детей до 31 декабря 2016 года (именно к правоотношениям, возникшим в этот период, применяется настоящий Федеральный закон) данное право уже не распространяется на эту женщину.

В соответствии с названным Федеральным законом для реализации права на дополнительные меры государственной поддержки женщина (или иной уполномоченный субъект) вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения данного права путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (ч. 1 ст. 5); при этом в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации ими этого права предусматривается ведение соответствующего федерального регистра, который должен содержать информацию о каждом таком лице, в том числе сведения о его детях (ст. 4).

Как установлено судом и следует из материалов дела:

ДД.ММ.ГГГГ Глухова С.В. обратилась в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края принято решение о выдаче Глуховой С.В. государственного материнского сертификата на материнский капитал в размере 343378,8 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Глуховой С.В. был выдан государственный сертификат на материнский капитал.

Решением Советского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГФИО5 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ право Глуховой С.В. на дополнительные меры государственной поддержки было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Данные сведения внесены в федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> с заявлениями о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ по <адрес> принято решение о выдаче ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственного материнского сертификата на материнский капитал в размере 226 513 руб. каждому.

ДД.ММ.ГГГГ государственные сертификаты на материнский капитал выданы ФИО1 и ФИО2

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 родился сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО4.

ДД.ММ.ГГГГ Глухова С.В. обратилась Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ по Петровскому городскому округу Ставропольского края ( межрайонное) Глуховой С.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал на основании п.3 ч. 6 ст. 5 ФЗ от 29.12.2006 года № 226-фз в виду предоставления недостоверных данных, поскольку Глухова С.В. уже реализовала свое право на дополнительные меры государственной поддержки.

С целью проверки доводов истца Глуховой С.В. о не подписании ею документов по получению сертификата в Управлением Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края судом была назначена почерковедческая экспертиза.

Согласно заключению эксперта ФБУ Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Минюста России №249/3-2 от 25.02.2020 года:

подпись от имени Глуховой С.В., расположенная в графе «подпись заявителя» в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал от 23.11.2010 г., вероятно, выполнена не самой Глуховой Светланой Викторовной, а другим лицом, вероятно, с подражанием ее какой-то подлинной подписи;

подпись от имени Глуховой С.В. расположенная в графе «роспись» порядковый № 408 в деле № 07-41 «Журнал учета выданных государственных сертификатов на материнский ( семейный) капитал ( дубликатов)», вероятно, выполнена не самой Глуховой Светланой Викторовной, а другим лицом, вероятно, с подражанием ее какой-то подлинной подписи;

подпись от имени Глуховой С.В. расположенная в графе «Примечание» порядковый № 424 в деле № 07-42 «Журнал регистрации уведомлений о выдаче государственных сертификатов на материнский ( семейный) капитал», вероятно, выполнена не самой Глуховой Светланой Викторовной, а другим лицом, вероятно, с подражанием ее какой-то подлинной подписи;

Вопрос может быть решен в категорической форме при предоставлении достаточного количества сопоставимых по времени выполнения образцов Глуховой С.В.

Экспертное заключение подлежит оценке в соответствии с общими правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3). Частью 3 статьи 86 ГПК РФ также предусмотрено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Кодекса.

Вывод судебного эксперта носит вероятностный характер и однозначно не опровергает факт подписания Глуховой С.В. оспариваемых документов, а потому не может быть положен в основу решения.

В данном случае, доказательств, в безусловном порядке подтверждающих, что подпись в оспариваемых документов выполнена не Глуховой С.В., а другим лицом, с подражанием ее подчерка, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

В соответствии с положениями Федерального закона № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ, однократно.

Данное право Глуховой С.В. реализовано было путем обращения 23.11.2010 года в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району Ставропольского края с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка Глухова Тимофея, 25.09.2010 года рождения.

Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований.

С Глуховой С.В. в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-кавказский региональный центр судебной экспертизы надлежит взыскать стоимость проведения судебно-почерковедческой экспертизы в размере 20 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Глуховой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-3 № 1184629, выданного 30 ноября 2010 года на основании решения № 430 Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края от 26 ноября 2010 года, недействительным, восстановлении права Глуховой Светланы Викторовны на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», отказать.

Взыскать с Глуховой Светланы Викторовны в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы стоимость проведения судебно-почерковедческой экспертизы в размере 20 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

( мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года)

Судья В.П. Шевченко