ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2009 от 08.02.2009 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        08 февраля 2009 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

 председательствующего судьи ДОБРЫНИНА В.А.

при секретаре ФЕДОРОВОЙ О.В.

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в  интересах муниципального образования муниципального района   «(...)» о признании Распоряжения главы муниципального района «(...)»  от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен)р незаконным в части увеличения по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» и взыскании незаконно выплаченной суммы в размере 91 221 руб.

УСТАНОВИЛ:

            Прокурор Красночикойскойского района Сафонов И.Е. обратился в судс иском в защиту интересов муниципального Образования к ФИО1 о    признании Распоряжения главы муниципального района «(...)» ФИО1 от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен)р незаконным в части увеличения по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления»; взыскании с ФИО1 в бюджет района 104929 руб., ссылаясь на следующее.

            Прокуратурой района (...Дата обезличена) проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ при исполнении бюджета муниципального «(...)» на 2008 год. По результатам прокурорской проверки установлен факт совершения главой мунициального района    «(...)» ФИО1 действий, выходящих за пределы его полномочий.

            Распоряжением главы муниципального района «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен)р внесены изменения в бюджетную роспись: уменьшены доходы бюджета, увеличены расходы, в том числе по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» на сумму 250,2 тыс. руб. Вносить изменения в  бюджетную роспись администрации муниципального района  «(...)»  глава района ФИО1 права не имел.

Кроме того установлено, что сводной бюджетной росписью, утвержденной председателем комитета по финансам администрации муниципального района     «(...)»   С.Г.К. (...Дата обезличена) года установлена сумма заработной платы главы муниципального «(...)»  вместе с  начислениями на оплату труда равная 577 000 рублей, из которых 484 000 рублей на оплату труда, 93 000 начисления на оплату труда. При этом, винансирование заработной платы в размере 577 000 рублейсоответствует потребности на эти же цели за 9,5 месяцев 2008 года.

Приказом председателя комитета по финансам администрации (...) от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) внесены изменения в  бюджетную роспись, согласно которым увеличена сумма заработной платы района на 100888 руб., сумма начислений на заработную плату на 15 525 руб.

Приказом председателя комитета по финансам администрации (...) от (...Дата обезличена) года  (...Номер обезличен) внесены изменения в сводную бюджетную роспись,согласно которым увеличена сумма заработной платы главы района на 27405 руб.

Всего указанными приказами в сводную бюджетную роспись внесены изменения в части увеличения расходов по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» на сумму 143 818 рублей.

Распоряжением главы муниципального района  «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен)р внесены изменения в бюджетную роспись в части увеличения расходов по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» на сумму 250,2 тыс. руб.

Полагает, что Распоряжение главы муниципального района «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) является незаконным и  подлежит отмене.

Кроме того, с учетом изменений, внесенных в     сводную бюджетную роспись приказами председателя комитета по финансам администрации района от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) и (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) г. на оплату труда главы администрации муниципального района ФИО1 в 2008 году должно было быть выделено 612293 руб. и на выплату начислений на зарплату - 108 525 руб., а всего 720 818 руб.

С учетом внесенных в   бюджетную роспись Распоряжением главы муниципального района от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) изменений в 2008 году на оплату труда главы района было выделено 717222 руб., что на 104929 рубля больше, чем было предусмотрено сводной бюджетной росписью с   учетом внесенных в нее изменений приказами председателя комитета по финансам администрации (...) (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года и (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года.

            Следовательно, главе муниципального района ФИО1 фактически за 2008 год в счет заработной платы выплачено на 104929 руб. больше, чем предусмотрено Решением Совета муниципального района от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) « О бюджете на 2008 год».

            Указанная сумма выплачена ФИО1 на основании Распоряжения муниципального района «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен), которое противоречит Бюджетному кодексу РФ и является незаконным.

            Выделение из бюджета района на оплату труда главы администрации денежных средств на 104929 руб. больше, чем предусмотрено Решением «О бюджете на 2008 год» затрагивает интересы муниципального образования -муниципального района «(...)».

             Просит признать Распоряжение главы муниципального района « (...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) незаконным. Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального района « (...)» незаконно выплаченную сумму в размере 104929 рублей.

            В судебном заседании старший помощник прокурора Новикова А.О. исковые требования частично изменила. Просит признать распоряжение главы муниципального района «(...)» ФИО1 от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) незаконным в части внесенных изменений в бюджетную роспись по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» на сумму 250,2 тыс. рублей незаконным; изменила исковые требования, просит взыскать с ФИО1 в бюджет района 91 221 рублей, т.е сумму которую ФИО1 получил в виде заработной платы за период 2008 года, при этом истец считает, что полученная в течении 2008 года сумма заработной платы соотвествует причитающейся заработной плате ответчика за тот же период. Представитель истца считает, что взыскание должно быть произведено, так как ФИО1 своими действиями причинил ущерб муниципальному образованию на сумму 91 221 рубль, который подлежит взысканию в соответствии со ст.1064 ГК РФ. В суде представитель истца не смогла пояснить в чем заключается ущерб, причиненный муниципальному образованию.

            Ответчик, ФИО1, с исковыми требованиями прокурора района не согласен по следующим основаниям:

            Средства, которые распределялись по бюджетополучателям по его распоряжению (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) г. были получены из субъекта Федерации и выделены субъектом по обоснованным требованиям Администрациии муниципального района «(...)». Каждый из подразделов полученного финансирования был подтвержден. Издание постановления стало необходимым в связи с тем, что финансовый год заканчивался и соблюдение процедуры разрешения этого вопроса через Совет муниципального района до окончания 2008 года не представлялась возможной. Бюджетное финансирование района на 2008 год изначально было запланировано на 9 месяцев, в том числе и заработная плата высшего должностного лица, поэтому и требовались дополнительные денежные средства. В связи с чем в  распоряжении указано увеличение финансирование высшего должностного лица муниципального района в объеме, необходимом для получения причитающейся ему заработной платы. Какого-либо повышения заработной платы в связи с издением этого распоряжения не произошло. Кроме этого, вопрос в части финансирования его заработной платы решался председателем комитета по винансам в пределах её компетенции, внесены изменения в бюджетную роспись при распределении собственных средств. Председателем комитета по финансам, С.Г.К., дополнительное финансирование заработной платы Главе муниципального раона было проведено путем вынесения приказов председателем комитета по финансам.Однако из-за упущения контроля со стороны председателя комитета по финансам приказы были изданы не на всю сумму.

            Представитель Администрации муниципального района, по доверенности С.К.С. полагает, что решение главы района ФИО1 о распределении дотационных средств, поступивших из субъекта РФ, было принято им исхлодя из сложившейся на тот момент ситуации в районе. По вопросу взыскания с  с ФИО1 в бюджет района 91 221 рублей не согласен, так как считает, что вред муниципальному образованию «(...)» в результате действий ФИО1 не причинен,заработная плата, полученная ФИО1 соответствует её причитающемуся за 2008 год размеру, какого-либо повышения размера заработной платы не произошло в связи с изданием обжалуемого распоряжения.

            Представитель Совета муниципального образования, Ш., считает, что иск в части признания незаконным постановления (...) ФИО1, в части увеличения расходов на финансирование высшего должностного лица, порядок внесения изменений в бюджет района при издании распоряжения ФИО1 нарушен, в связи с чем иск в этой части подлежит удовлетворению. Учитывая, исследованные в судебном заседании доказательства, касающиеся начисления и выплаты заработной платы ФИО1, а также позицию представителя истца, считает, что заработная плата, полученная ФИО1 за 2008 год соотвествует её размере,установленному Советом и её размер не является увеличенным.

            Выслушав стороны, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

   В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

            В соответствии с распоряжением главы муниципального района «(...)»  ФИО1 (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года (л.д. 7) расходы по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» увеличены на сумму 250,2 тыс. рублей.

На основании ст. 219.1 БК РФ       порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом.

Исходя из п.14.5 Положения о комитете по финансам Администрации муниципального района «(...)», утвержденного Постановлением Главы муницмпального района (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года, председатель комитета осуществляетполномочия руководителя финансового органа, исполняющего бюджет района и имеет исключительное право вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета района в случае принятия закона о внесении изменений в закон о бюджете Забайкальского края и в решение представительного органа о бюджете муниципального района, на основании п.14.6 имеет право вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета района без внесения изменений в решение Совета муниципального района о бюджете, в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, установление порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, т.е. комитета по финансам Администрации муниципального района «(...)».

Пункт 4 ст. 219.4 БК РФ устанавливает запрет на изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись.

На основании п.1 ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.

Распоряжением Главы Красночикойского района (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) л.д.    ) на должность председателя комитета по финансам Администрации (...) принята С.Г.К.

Согласно п.3 ст.217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

 В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

В соответсвии со ст. 27 Положения о бюджетном процессе муниципального района «(...)» порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей ( распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается комитетои по финансам администрации муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Порядок сотавления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и источников финансирования дефицита местного бюджета утвержден приказом (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года (л.д.   )

На основании п.11 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетная роспись составляется специалистами комитета по финансам и утверждается председателем комитета по финансам. Исходя из п.14 изменение лимитов бюджетных обязательств осуществляет комитет по финансам посредством внесения изменений в показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств.

Из сводной бюджетной росписи, утвержденной председателем комитета по финансам администрации муниципального района     «(...)»   С.Г.К. (...Дата обезличена) года (л.д.       ) следует, что установлена сумма заработной платы главы муниципального «(...)»  вместе с  начислениями на оплату труда равная 577 000 руб.

Приказом председателя комитета по финансам администрации (...) от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) внесены изменения в  бюджетную роспись, согласно которым увеличена сумма заработной платы района на 100888 руб., сумма начислений на заработную плату на 15 525 руб.

Приказом председателя комитета по финансам администрации (...) от (...Дата обезличена) года  (...Номер обезличен) внесены изменения в сводную бюджетную роспись,согласно которым увеличена сумма заработной платы главы района на 27405 руб.

Распоряжением главы муниципального района  «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) внесены изменения в бюджетную роспись в части увеличения расходов по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» на сумму 250,2 тыс. руб.

            Свидетель С.Г.К. пояснила, что бюджет муниципального района на 2008 год изначально был принят только на 9 месяцев, поэтому по обоснованным требованиям Администрациии муниципального района «(...)» денежные средства поступившие (...Дата обезличена) года из субъекта Федерации и выделеные субъектом, распределялись по бюджетополучателям по распоряжению (...) ФИО1 (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) г. Издание распоряжения стало необходимым в связи с тем, что финансовый год заканчивался и соблюдение процедуры разрешения этого вопроса через Совет муниципального района до окончания 2008 года не представлялась возможной. Бюджет района на 2008 года, в том числе и заработная плата высшего должностного лица, были запланированы на 9 месяцев, в  связи с чем в  распоряжении указано увеличение финансирование высшего должностного лица муниципального района в объеме, необходимом для получения причитающейся ему заработной платы, повышения заработной платы не произошло. В пределах её компетенции были внесены изменения в бюджетную роспись при распределении собственных средств. Дополнительное финансирование заработной платы за три последних месяца 2008 года Главе муниципального района было проведено ею путем вынесения приказов о внесении изменений в бюджетную роспись: (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года, согласно которого увеличена сумма заработной платы главы района на сумму 100 888 рублей, сумма начислений на заработную плату на 15 525 рублей и  (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года, согласно которого заработная плата Главы района увеличена на 27 405 рублей. Данные суммы представляли собой необходимые начисления заработной платы ФИО1, приказы изданы не на всю сумму в связи с недостаточным контролем с её стороны за действиями её заместителя, о чем стало известно в ходе прокурорской проверки в (...Дата обезличена)

            Согласно ст. 281 БК РФ ненадлежащее исполнение установленного порядка исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

На основании изложенного суд считает установленным, что распоряжение главы муниципального образования «(...)» ФИО1 (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года в части финансирования высшего должностного лица является незаконным, так как нарушен порядок, предусмотренный законодательством о бюджете при внесении изменений в сводную бюджетную роспись района на 2008 год.

Свидетель А., бухгалтер Администрации муниципального района, представила суду все бухгалтерские документы, подтверждающие начисления заработной платы и порядок финансирования на выплату заработной платы ФИО1, из которых установлено, что заработная плата, полученная ФИО1 из бюджета района за 2008 год составила 623 916 рублей, на её выплату выделено бюджетных средств на сумму 827 200 рублей, какого-либо незапланированного увеличения заработной платы главы района за 2008 год не произошло.

Согласно ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

Исходя из ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами ( ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст.144 ТК РФ заработная плата работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

            На основании сведений установленых в судебном заседании и не оспариваемых сторонами, в период 2008 года главой района ФИО1 из бюджетных средств района получена заработная плата в размере причитающейся, в соответствии с положением о заработной плате главы района.

            Как указано представителем истца, своими незаконными действиями в части финансирования высшего должностного лица на 250,2 тыс. рублей муниципальному образованию причинен ущерб на сумму 91 221 руб, то есть сумму полученной ФИО1 заработной платы, которая подлежит взысканию на основании ст. 1064 ГК РФ.

            Суд не может согласиться с доводами истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В данном случае, как указано представителем муниципального образования, а также представителем истца, каких-либо убытков в результате издания распоряжения (...) (...Номер обезличен) от (...Дата обезличена) года муниципальному образованию причинено не было, т.е ущерб не наступил, реального увеличения заработной платы не произошло, увеличилось только финансирование, так как первоначальное финансирование на цели заработной платы,было запланировано на 9 месяцев 2008 года, поэтому исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Исходя из вышеизложенного и  руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

   Исковые требования прокурора Красночикойского района удовлетворить частично.

            Признать незаконным распоряжение главы муниципального района «(...)» от (...Дата обезличена) года (...Номер обезличен) в части увеличения по подразделу «Функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления» в связи с нарушение порядка формирования бюджета муниципального образования.

            В остальной части иска отказать в связи с отсутствием причинения вреда.

            Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию по гражданским делам Забайкалського краевого суда через Красночикойский районный суд в течение 10 суток с момента вручения решения в окончательной форме.

            Председательствующий по делу судья Добрынин В.А.