ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2014 от 03.02.2014 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

     Дело № 2-156/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Хабаровск                                                                                                   03 февраля 2014 года

 Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

 судьи Кузьминова М.Ю.,

 при секретаре: Привалове А.А.,

 с участием: представителя военного комиссариата Хабаровского края по Хабаровскому району ФИО1

 представителя ОМВД России по Хабаровскому району ФИО2

 представителя ОМВД России по Хабаровскому району ФИО3

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного комиссариата Хабаровского края об оспаривании действий ОМВД России по Хабаровскому району, возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

 Военный комиссариат Хабаровского края обратился с заявлением об оспаривании действий должностного лица - врио начальника ОМВД России по Хабаровскому району об отказе во взаимодействии при осуществлении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в частности, на основании письменных обращений военного комиссариата устанавливать место нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и на основании письменных обращений о доставке граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ.

 Так в заявлении указано, что при организации призыва граждан на военную службу в октябре - декабре 2013 года в отношении граждан призывного возраста, которым не удалось вручить повестки военным комиссариатом Хабаровского края в адрес начальника ОМВД России по Хабаровскому району были направлены персональный письменные обращения (от ДД.ММ.ГГГГ №1№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№) для организации работы.

 Письменные обращения были возвращены без исполнения на основании писем врио начальника ОМВД России по Хабаровскому району (от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием на то, что соответствии со ст. 12 ФЗ №3-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О полиции» в обязанности полиции не входят полномочия по установлению местонахождения и доставке граждан, уклоняющихся от призыва в вооруженные силы.

 С данными отказами, как указано в заявлении, военный комиссариат не согласен, считает отказы незаконными, нарушающими требования законодательства Российской Федерации.

 Так положениями ст. ст. 71, 76 Конституции РФ установлено, что оборона и безопасность находится в ведении Российской Федерации. Положениями ст. ст. 4, 31 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 года установлено, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, а также в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву, вручение повесток возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военкомата.

 Кроме того, согласно действующего приказа Минобороны РФ, МВД РФ и ФМС РФ о 10.09.2007 года № 366/789/197 утверждена Инструкция об организации взаимодействия указанных органов по обеспечению мероприятий по призыву граждан на военную службу. Поскольку полиция также является органом исполнительной власти, то в соответствии со ст. 3, 10 ФЗ-3 от 07.11.2011 года «О полиции» она должна оказывать содействие иным органам федеральной государственной власти, к коим относятся и военные комиссариаты как территориальные подразделения Минобороны РФ.

 В судебном заседании представитель военного комиссариата Хабаровского края по Хабаровскому району ФИО1 требования уточнил, просил признать действия ОМВД России по Хабаровскому району по отказу во взаимодействии с военным комиссариатом при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, службу на основании письменных обращений об установлении места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также доставке граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ незаконными, возложить на ОМВД России по Хабаровскому району обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Хабаровского края при проведении мероприятий связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений - выполнять требования Федерального закона №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по установлению места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также доставке граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ.

 В судебном заседании представитель ОМВД России по Хабаровскому району ФИО2 требования, изложенные в заявлении не признал. В материалы дела представителем ОМВД России по Хабаровскому краю представлен письменный отзыв и дополнения к отзыву, в которых указано, что деятельность полиции регулируется Федеральным законом от 7 февраля 20111 года №3-ФЗ «О полиции», согласно ст. 12 которой на полицию возлагаются определенные обязанности, среди которых розыск лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу не предусмотрен. Так же данной статьей предусмотрено, что иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Ф3 «О полиции». В судебном заседании представитель ОМВД России по Хабаровскому району ФИО2 дополнительно пояснил, что возложение на ораны внутренних дел обязанностей, не установленных законом «О полиции», так называемых не свойственных функций, является нарушением законодательства. Правовых оснований для взаимодействия отделов МВД России и военных комиссариатов ФЗ «О Полиции» не установлено. Просил в удовлетворении заявления отказать.

 В судебном заседании представитель ОМВД России по Хабаровскому району ФИО3, поддержал возражения, дополнительно пояснил, что доставка граждан в военные комиссариаты без возбуждения дел об административных правонарушениях нарушает права граждан, законом «О полиции» не предусмотрены такие функции.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих» суды самостоятельно определяют вид судопроизводства по делу в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

 Статья 258ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод...

 Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое
решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах
полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 В судебном заседании установлено, что при организации призыва граждан на военную службу в октябре - декабре 2013 года в отношении граждан призывного возраста, которым не удалось вручить повестки, военным комиссариатом Хабаровского края в адрес начальника ОМВД России по Хабаровскому району были направлены персональный письменные обращения на 57 человек от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № для организации работы.

 Письменные обращения были возвращены без исполнения на основании писем врио начальника ОМВД России по Хабаровскому району (от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием на то, что соответствии со ст. 12 ФЗ №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции» в обязанности полиции не входят полномочия по установлению местонахождения и доставке граждан, уклоняющихся от призыва в вооруженные силы.

 Согласно подпункту «м» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность страны.

 По предметам ведения Российской Федерацией принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст. 76 Конституции РФ).

 В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

 Пунктом 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Часть 3ст. 4 вышеуказанного Федерального закона предусматривает обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства, регулирующего воинскую обязанность и военную службу, в частности, в пределах своей компетенции последние обязаны: направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете; производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся отвоинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов; направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных стоять на воинском учете.

 Согласно п. 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №633 розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Приказом Министра Обороны РФ №366, МВД РФ №789, ФМС РФ №197 от 10 сентября 2009 года утверждена инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, пунктом 5 которой установлено, что начальники городских, районных органов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссариатов об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

 В соответствии с ч.1 ст. 3 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 года правовую основу деятельности полиции составляет конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормативно правовые акты Президента Российской Федерации и нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, а также правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел). Закон установил, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

 В соответствии со ст. 10 ФЗ «О полиции», полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам власти субъектов, иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, в защите их прав. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданам.

 Принимая во внимание указанные положения действующего законодательства прихожу к выводу о том, что отказы ОМВД России по Хабаровскому району - территориальному органу федеральной исполнительной власти препятствует проведению мероприятий по обеспечению конституционной обязанности граждан о воинской обязанности и военной службе.

 Руководствуясь ст. ст. 167, 194 - 199 ГПК РФ, суд,

 Р Е Ш И Л:

 заявление военного комиссариата Хабаровского края - удовлетворить.

 признать незаконными действия ОМВД России по Хабаровскому району по отказу во взаимодействии с военным комиссариатом Хабаровского края при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений об установлении места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и, обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также доставке граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ.

 Возложить на ОМВД России по Хабаровскому району обязанность взаимодействовать с военным комиссариатом Хабаровского края при проведении мероприятий связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений - выполнять требования Федерального закона №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по установлению места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также доставке граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Хабаровского краевого суда через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья         М.Ю. Кузьминов