ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2018 от 25.05.2018 Черниговского районного суда (Приморский край)

2-156/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 25 мая 2018 года

Черниговский районный суд Приморского края

в составе: председательствующего судьи Т.В. Жестковой,

при секретаре судебного заседания Савченко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова В.И., Ситника В.Д., Селионова В.С., Егункова А.В., Надточего Е.В. к Открытому Акционерному Обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы и морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что работали в ОАО «РЖД» Дирекции аварийно-восстановительных средств, выполняя свои функции по адресу <адрес> а именно: Емельянов В.И. с ДД.ММ.ГГГГ в должности тракториста, Надточий Е.В. - с ДД.ММ.ГГГГ в должности тракториста, ежедневно управляя бульдозером, в их обязанности входит срезание грунта, его перемещение, разравнивание площадки, карьерная работа, работая при этом два дня через два: Ситник В.Д. - с ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста крана, Егунков А.В. - с ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника машиниста крана, ежедневно выполняли погрузку, перемещение грунта, укладку и разборку груза; Селионов В.С. - с ДД.ММ.ГГГГ в должности стропальщика ежедневно выполнял погрузочно-разгрузочные работы, главной задачей считается правильное прикрепление груза к стропам. В августе 2017 г. в период ликвидации чрезвычайной ситуации – паводка они работали сверхурочно, однако работодатель не оплатил им в полном объеме и в повышенном размере часы сверх установленной продолжительности рабочего времени. Полагают, что заработная плата за этот период должна быть им выплачена на основании п. 32 приказа Министерства транспорта РФ от 09.03.2016 № 44, согласно которого при выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий производственной аварии или стихийного бедствия в рабочее время работникам поезда, а также привлеченным работникам других подразделений включаются все часы от момента явки к месту дислокации поезда до момента возвращения поезда к месту дислокации. Емельянову В.И. за период чрезвычайной ситуации с 07.08.2017 по 23.08.2017 не доплачена заработная плата за <данные изъяты> часа; Надточему Е.В. за этот же период – за <данные изъяты> часов; Ситнику В.Д. за период с 07.08.2017 по 17.08.1017 – за <данные изъяты> часа; Селионову В.С. за период с 07.08.2017 по 17.08.2017 – за <данные изъяты> часов; Егункову А.В. за период с 07.08.2017 по 17.08.2017 – за <данные изъяты> часа; Надточему Е.В. за период с 08.08.2017 до 23.08.2017 – за <данные изъяты> часов. Просят взыскать с ответчика заработную плату: в пользу Емельянова В.И. за период с 07.08.2017 по 23.08.2017 в размере <данные изъяты> руб., в пользу Ситника В.Д. за период с 07.08.2017 по 17.08.2017 в размере <данные изъяты> руб., в пользу Селионова В.С. за период с 08.08.2017 по 23.08.2017 в размере <данные изъяты> руб., в пользу Егункова А.В. за период с 07.08.2017 по 17.08.2017 в размере <данные изъяты> руб., в пользу Надточего Е.В. за период с 08.08.2017 по 23.08.2017 в размере <данные изъяты> руб. и моральный вред в пользу каждого в размере <данные изъяты> руб., а также материальный ущерб в размере <данные изъяты> руб. в пользу каждого истца.

В судебном заседании истцы Емельянов В.И., Надточий Е.В., Ситник В.Д., Егунков А.В. и Селионов В.С. от исковых требований в части материального ущерба в сумме <данные изъяты> руб. отказались, о чем судом вынесено определение, увеличили исковые требования, просят взыскать с ответчика недополученную заработную плату за август 2017 г. и премию за этот же период: в пользу Емельянов В.И.- заработную плату в сумме <данные изъяты> руб., премию – <данные изъяты> руб.; Ситника В.Д. – <данные изъяты> руб., премию – <данные изъяты> руб.; Селионова В.С. - <данные изъяты> руб., премию – <данные изъяты> руб.; Егункова А.В. – <данные изъяты> руб., премию – 3253, 49 руб.; Надточия Е.В. – <данные изъяты> руб., премию – <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Ситник В.Д. исковые требования поддержал и пояснил, что работал в восстановительном поезде ст. Сибирцево № 306 (ВП-306) в должности машиниста крана с 2003 года. 07.08.2017 в 08-00 час получил оперативный вызов о том, что нужно явиться на рабочее место для ликвидации аварии. Он пришел на рабочее место, где уже находился и.о. начальника поезда С.А.П. который сказал, что получен приказ ехать на ликвидацию чрезвычайной ситуации на ст. Дубининский, после чего они взяли спецодежду, их объединили с рабочей сменой и 08-40 час отправили на ст. Дубининский, куда они прибыли в 12-30 час и находились там до 08-00 часов 08.08.2017. Находились при этом в вагоне, проводник готовил им пищу. После получения приказа поехали на ст. Раздольное для ликвидации ЧС, а именно: разбирали камни, укрепляли железнодорожное полотно. В машине они питались, тратя на это 30 мин. После завершения этих работ уехали на ст. Дубининский, а 09.08.2017 получили приказ об оставлении вагона и двух тракторов для отправки на перегон Оленевод - Виневитино для работы в карьере № 14. 09.08.2017 в 13-00 часов они прибыли на 23 км, где остались Селионов В.С., Егунков А.В. и он, а Емельянов В.И. и Надточий Е.В. поехали на перегон. От заместителя дирекции они получили задание расшить путь, скинуть рельсы, в 20-00 часов начальник Дирекции аварийно-восстановительных средств Л.А.Д. сказал им ехать на ст. Раздольное. В вагоне они переночевали, в ночь с 09.08.2017 на 10.08.2017 не работали, 10.08.2017 в 08-00 часов в ходе планерки им сказали, какие обязанности они будут выполнять. При этом проводник вагона готовил им завтрак и ужин, а обедали они сухим пайком, с 11.08.2017 им стали возить горячий обед. На станции они находились до 17.08.2017, после чего им сообщили, что открыто движение поездов на перегоне Оленевод-Виневитино. К месту дислокации они вернулись 17.08.2017, а трактористы Емельянов В.И. и Надточий Е.В. оставались работать. При этом с 07.08.2017 по 17.08.2017 они постоянно находились на рабочем месте, никуда не отлучались, прерывали работу только на обед и в ночное время для сна.

В судебном заседании истец Емельянов В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным Ситником В.Д., дополнив, что 06.08.2017 ему позвонили и сказали, что надо выехать на подрядную работу, он будет работать на бульдозере. Он пришел на работу в 06-30 часов, на станции пробыл до 08-00 часов, на телефон ему стали приходить СМС-сообщения и звонки о том, что нужно прибыть на ликвидацию чрезвычайной ситуации. При выполнении работ он не мог отлучиться домой, так как ему не разрешил и. о. начальника ВП С. В обед они ели сухой паек, только через три дня им стали привозить горячую еду. Их возили в карьер на Камазе, при этом разделив, кто будет работать ночью, а кто - днем.

Истец Селионов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнив, что работал в ОАО «РЖД» стропальщиком 6 разряда, его график работы два дня через два, с 08-00 до 17-00 - основное время, с 18-00 часов до 07-00 - дежурство на дому, за которое платили 0, 75 ставки. 07.08.2017 он получил СМС-сообщение, прибыл на станцию, откуда его отправили на ст. Дубининский. Во время действия чрезвычайной ситуации никуда не отлучался, все время был в вагоне, там же принимал пищу. Считает, что ему должны оплатить за сверхурочную работу по п. 32 Приказа МИНТРАНСА № 44.

Истец Егунков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным Ситником В.Д., дополнив, что с 2001 г. работал помощником машиниста крана. Рабочий день у него начинался с 08-00 часов, при этом он находился в постоянной готовности. Согласно графика, в период чрезвычайной ситуации им было отработано 320 часов, которые не были ему оплачены. С 07.08.2018 по 17.08.2017 он не ездил домой, так как это было запрещено, выходных дней также не было.

Истец Надточий Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнив, что заработную плату с 07.08.2017 по 17.08.2017 им должны были оплатить по п. 32 приказа Минтранса № 44, а с 18.08.2017 по 23.08.2017 - по п. 33. Во время работы им предоставлялось питание и отдых в вагоне, до 17.08.2017 они работали в режиме чрезвычайной ситуации, никуда не отлучались.

Представитель истцов адвокат Черепанова В.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить в полном объеме, поскольку оплата труда истцов должна быть произведена по п. 32 Приказа Министерства транспорта России № 44, так как, согласно оперативного приказа № 238 от 07.08.2017, был объявлен режим функционирования «чрезвычайная ситуация», приказано организовать проведение аварийно-восстановительных работ и ликвидацию последствий при возникновении аварийных ситуаций на подведомственных участках. Согласно указанного приказа, истцы были направлены на ликвидацию последствий стихийного бедствия, а не для производства работ по устранению последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Что касается перерыва для отдыха и питания, которое не включается в рабочее время, то в силу ст. 108 ТК РФ перерывы для отдыха и питания должны быть не более 2 часов и не менее 30 минут.

Представитель ответчика Иванов Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в иске истцам отказать, пояснив, что заработная плата истцам была выплачена в полном размере на основании п. 33 Приказа Минтранса № 44, согласно которого перерывы для отдыха и питания в рабочее время не включаются. При этом на месте производства работ истцам предоставляется место для отдыха в вагоне. Дежурств у истцов не было, т.к. они работали по графику, в ночное время отдыхали. Из методики расчета заработной платы и п. 5.5. Правил внутреннего трудового распорядка, с которым истцы были ознакомлены, следует, что у истцов суммарный учет рабочего времени с отчетным периодом квартал. В режиме чрезвычайной ситуации составили график по фактически отработанному времени, в котором истцы поставили свои подписи напротив часов, которые они отработали. Расчет сделан на основании п.5.4 Методики расчета заработной платы в ОАО «РЖД», утверждённой приказом первого вице-президента ОАО «РЖД» от 28.10.2013 № 363.

Свидетель Л.А.Д. в судебном заседании пояснил, что является начальником <данные изъяты>». В период паводка с 07.08.2017 по 23.08.2017 были подняты все поезда Владивостокского региона: Партизанск, Первая речка, Ружино, Уссурийск, Сибирцево. 07.08.2017 был объявлен режим ЧС, а также создан оперативный приказ Хабаровского региона о необходимости организовать ликвидацию последствий при возникновении ЧС. 07.08.2017 на ст. Баневурово произошел сход, три вагона были подмыты и упали, для чего был отправлен Уссурийский поезд (ВП-307), он ликвидировал эти последствия, то есть выполнил работу, оплата за которую предусмотрена п. 32 приказа МИНТРАНСА № 44. Восстановительному поезду ст. Сибирцево была поручена работа на 23 км перегона Оленевод-Виневитино, 5 трактористов работали на тяговой технике бригадами, при этом одна бригада работала в день, другая в ночь, остальные работники работали с 08-00 часов до 18-00 часов. Работники восстановительного поезда ст. Сибирцево до 12.08.2017 устанавливали насыпь, которую смыло в результате паводка, после чего было открыто движение поездов. Люди, которые были задействованы в работе, отдыхали после работы, у каждого было свое место отдыха, питание. Полагает, что истцам заработная плата начислена правильно, в соответствии с п. 32 названного приказа.

Свидетель С.С.В.. в судебном заседании пояснил, что является председателем <данные изъяты> Работники восстановительных поездов, которые привлекались для ликвидации последствий ЧС, написали коллективное обращение на его имя о правомерности учета рабочего времени и организации работ при ликвидации ЧС. Им были запрошены документы, по результатам изучения которых выявились нарушения, а именно: неправомерно применялся п. 33 приказа МИНТРАНСА № 44 при начислении заработной платы. Движение поездов закрыли 07.08.2017, а открыли участок Оленевод-Виневитино 17.08.2017. С 07.08.2017 по 17.08.2017 работа осуществлялась в режиме чрезвычайной ситуации при закрытом перегоне. Согласно п. 32 приказа Минтранса № 44, рабочее время должно учитываться по фактическим затратам, фактические затраты это работа на перегонах, в карьерах.

Свидетель Т.В.В. в судебном заседании пояснил, что является <данные изъяты>, который 07.08.2017 был поднят по приказу для проведения суточной работы, им был произведен подъем состава трех единиц, сошедших с рельсов во время паводка. 08.08.2017 восстановительный поезд был дислоцирован на ст. Барановский, где производили работу бульдозерами, работники восстановительного поезда днем работали, ночью - отдыхали. 09.08.2017 их дислоцировали на ст. Раздольное, где находился восстановительный поезд ст. Сибирцево и ст. Ружиною. С восстановительным поездом ст. Сибирцево он не работал, видел лишь работу трактористов, которые работали посменно по 12 часов.

Свидетель Б.и.В.. в судебном заседании пояснил, что является <данные изъяты> Восстановительный поезд ст. Сибирцево приехал на ст. Раздольное 08.08.2017 в 13-00 час., с 14-00 часов до 17-00 часов разгружали щебень, после чего все уехали отдыхать в вагоны. Из истцов видел только Егункова А.В. и Селионова В.С. 09.08.2017 все поезда, за исключением бульдозеристов, работали на участке Хасан. У его поезда был один режим работы с работниками восстановительного поезда ст. Сибирцево, а именно: в 08-00 час они выезжали на свой участок, в обед им привозили горячую еду, а в 18-00 час все уезжали к себе в вагоны на отдых. Его восстановительный поезд стоял на ст. Кипарисово, а поезд ст. Сибирцево стоял на ст. Раздольное. Время отдыха в вагонах было с 18-00 час до 08-00 час, при этом оплата у них производилась за все дни одинаково, по п. 32. приказа МИНТРАНСА № 44. 07.08.2017 они работали сутки, 08.08.017 продолжили работать до 18-00 часов, затем был отдых.

Свидетель Ф.Т.Н.<данные изъяты> в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка ОАО «РЖД», с которыми истцы ознакомлены и согласились, у них установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом квартал. Основная работа у истцов связана с выездом на аварийно-восстановительные работы, остальное время работы у них дежурство на дому для возможности вызова на аварию. За дежурство оплачивается 0,25 ставки за час. Учет сверхурочной работы и работы в выходной ведется от нормативного графика. Если нормативным графиком в этот период предусмотрен обязательный выходной, то работнику оплачивается работа за период вдвойне. В расчетных листках работников за август имеется код оплаты ВО0359 – это работа в выходной, подсчет сверхурочных часов производится по итогам квартала, в данном случае оплата производилась в сентябре на основании Методики расчета заработной платы в ОАО «РЖД», которая утверждена руководством ОАО «РЖД». Истцам в полном объеме была выплачена заработная плата за сверхурочную работу в режиме чрезвычайной ситуации в августе 2017 г., руководителями поездов была предоставлена хронология рабочего времени работников, участвовавших в данных работах, с которой работники знакомились и в случае согласия ставили подписи.

Суд, выслушав истцов, их представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Из трудовых договоров, дополнительных соглашений и приказов о переводе работников на другую работу следует, что Егунков А.В. в связи с реорганизацией предприятия с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность помощника машиниста крана (крановщика) 5 разряда восстановительного поезда ст. Сибирцево (1 группы); Емельянов В.И. в связи с реорганизацией предприятия переведен на должность тракториста 6 разряда восстановительного поезда ст. Сибирцево (1 группы); Надточий Е.В. по инициативе работника переведен на должность помощника машиниста крана (крановщика) 5 разряда восстановительного поезда ст. Сибирцево (1 группы); Селионов В.С. связи с реорганизацией предприятия переведен на должность стропальщика 6 разряда восстановительного поезда ст. Сибирцево (1 группы); Ситник В.Д. в связи с реорганизацией предприятия переведен на должность машиниста крана (крановщика) 6 разряда восстановительного поезда ст. Сибирцево (1 группы).

В силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Статьей 104 ТК РФ установлено, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов.

Согласно трудовых договоров истцов, им устанавливается режим рабочего времени по графику сменности.

В силу ст. 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Как следует из положений ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.

Согласно разделу 5 Правил внутреннего трудового распорядка Дирекции аварийно-восстановительных средств – структурного подразделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», утвержденных начальником Дирекции аварийно-восстановительных средств с учетом мнения первичной профсоюзной организации Дирекции аварийно-восстановительных средств, для работников восстановительных поездов (мастеров участков производства и рабочих) устанавливается 2-х сменный режим работы (по графику) с суммированным учетом рабочего времени, с учетным периодом – квартал. Для работников с суммированным учетом рабочего времени режим работы устанавливается по шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. В целях обеспечения своевременного сбора работников восстановительного поезда для отправки на ликвидацию последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи при ликвидации последствий других происшествий в любое время суток устанавливается специальный режим работ, предусматривающий наряду с активной работой дежурство на дому. Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Продолжительность смены не может превышать 12 часов. При составлении графиков сменности допускается корректировка продолжительности отдельных смен для обеспечения нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истцы, работая в должностях восстановительного поезда, оговоренных трудовыми договорами, выполняли свои трудовые функции, согласно графику сменных дежурств, посменно.

Постановлением Губернатора Приморского края № 52-пг от 07.08.2017 на территории Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации.

Оперативным приказом № 238 от 07.08.2017 «О введении режима «чрезвычайная ситуация» на Владивостокском территориальном управлении Дальневосточной железной дороги» объявлен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», для ликвидации последствий аварийной ситуации на участке Раздольное-Кипарисово должна быть направлена специализированная автотранспортная техника, организовано проведение аварийно-восстановительных работ и ликвидация последствий при возникновении аварийных ситуаций на подведомственных участках.

Пунктом 5.21 раздела 5 Правил внутреннего трудового распорядка установлен учет рабочего времени при выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий аварий, крушений, стихийных бедствий в рабочее время и при выезде восстановительного поезда для производства работ по устранению последствий производственных аварий или стихийных бедствий в течение длительного периода.

Согласно Распоряжению ОАО "РЖД" от 31.08.2006 N 1807р "Об утверждении и вводе в действие Положения о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" восстановительный поезд - специальное формирование ОАО "РЖД", предназначенное для ликвидации последствий сходов с рельсов подвижного состава, а также оказания помощи в пределах своих тактико-технических возможностей при ликвидации последствий происшествий природного и техногенного характера.

В силу ст. 97 ТК РФ работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (далее - установленная для работника продолжительность рабочего времени), в том числе для сверхурочной работы.

Согласно ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Статьей 99 ТК РФ предусмотрены случаи привлечения работника к сверхурочной работе без его согласия.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается, в том числе при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия.

В остальных случаях привлечение работника к сверхурочной работе допускается только с письменного согласия работника и с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Учет рабочего времени в ОАО «РЖД» в режиме чрезвычайной ситуации регламентируется Приказом Министерства транспорта России от 09.03.2016 № 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".

Как следует из п. 3 указанного приказа, в целях обеспечения непрерывности производственного процесса работы организации допускается изменение графиков сменности в течение учетного периода.

Пунктом 4 Приказа установлено, что продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.

Разделом VIII Приказа Минтранса России от 09.03.2016 N 44 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов" установлены особенности режима рабочего времени работников восстановительных поездов.

Так, согласно п. 32 Приказа при выезде восстановительного поезда на ликвидацию последствий производственной аварии или стихийного бедствия в рабочее время работникам поезда, а также привлеченным работникам других подразделений включаются все часы от момента явки к месту дислокации поезда до момента возвращения поезда к месту дислокации.

Пунктом 33 данного Приказа предусмотрено, что при выезде восстановительного поезда для производства работ по устранению последствий производственных аварий или стихийных бедствий в течение длительного периода (после открытия движения поездов) работникам восстановительных поездов и привлеченным работникам других подразделений должны предоставляться перерывы для отдыха и питания в вагонах восстановительного поезда. Указанные перерывы в рабочее время не включаются.

Согласно пояснений свидетеля Л.А.Д.., данных в судебном заседании, в связи с введением чрезвычайной ситуации на территории Приморского края и ликвидации последствий стихийного бедствия в течение длительного периода с 07.08.2017 по 24.08.2017 принимали участие работники восстановительных поездов станций Ружино, Сибирцево, Уссурийск, Первая Речка, Партизанск.

Из смысла п. 5 оперативного приказа № 238 от 07.08.2017 следует, что при возникновении аварийной ситуации необходимо организовать проведение аварийно-спасательных работ и ликвидацию последствий такой ситуации.

В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Из пояснений свидетеля Т.В.В. данных в судебном заседании, следует, что восстановительный поезд ст. Уссурийск 07.08.2017 выполнял срочную суточную работу, в том числе производился подъем трех единиц состава, таким образом, выполнял аварийно-спасательную неотложную работу, которая возникла в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, согласно п. 4 оперативного приказа № 238 от 07.08.2017, для вывоза пассажиров поезда № 352 со станции Баневурово до станции Владивосток был выделен служебный автобус, то есть выполнена работа, направленная на спасение жизни и сохранение здоровья людей, что согласуется с положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Следовательно, работники, производившие указанную работу по подъему трех единиц состава, а также вывозу пассажиров поезда, выполняли ее в течение рабочего времени, поэтому оплата за данный труд должна производится по п. 32 ФИО7 Минтранса № 44, то есть в их рабочее время включаются все часы от момента явки к месту дислокации поезда до момента возвращения поезда к месту дислокации.

Как видно из списка работников ВП-306 ст. Сибирцево, выезжавших на ЧС, истцы: стропальщик Селионов В.С., помощник машиниста крана Егунков А.В., машинист крана Ситник В.Д. выезжали на ЧС с 07.08.2017 по 17.08.2017, трактористы Емельянов В.И. и Надточий Е.В. – с 07.08.2017 по 23.08.2017.

Согласно учета рабочего времени работников ВП-306 ст. Сибирцево при ликвидации чрезвычайной ситуации с 07.08.2017 по 23.08.2017, подписанного истцами, Ситнику В.Д., Селионову В.С., Егункову А.В. установлен следующий режим рабочего времени: с 07.08.2017 08-00 час до 08-00 час 08.08.2018 – время отдыха; с 08-00 час 08.08.2017 до 17-00 час 08.08.2018 – выдвижение на ст. Раздольное, работа с вертушками; с 17-00 час 08.08.2017 до 08-00 час 09.08.2017 – время отдыха; в последующие дни с 08-00 час 09.08.2017 до 20-00 час каждого дня (до 17.08.2017) - работа на 21 и 23 км, при этом с 12-00 час до 12-30 час каждого дня – обед, с 20-00 час до 08-00 час каждого дня – время отдыха, с 17-00 час 17.08.2017 до 08-00 час 18.08.2017 – возвращение на место дислокации ст. Сибирцево;

трактористам установлен следующий режим рабочего времени: Емельянов В.И.: с 07.08.2017 08-00 час до 08-00 час 08.08.2017 – время отдыха; с 08-00 час 08.08.2017 до 17-00 час 08.08.2018 – выдвижение на ст. Раздольное, работа с вертушками; с 17-00 час 08.08.2017 до 08-00 час 09.08.2017 – время отдыха; в последующие дни с 08-00 час 09.08.2017 до 20-00 час каждого дня (до 23.08.2017) - работа тракторами в карьере № 14, при этом с 12-00 час до 12-30 час каждого дня – обед, с 20-00 час до 08-00 час каждого дня – время отдыха; 23.08.2017 с 08-00 час до 20-00 час – окончание работы трактора Т-330, погрузка на трал, перевозка, выгрузка, погрузка на платформу трактора Т-330; 23.08.2017 с 20-00 час до 08-00 час – убытие со ст. Раздольное на место дислокации ст. Сибирцево;

Надточий Е.В. - с 08-00 час 08.08.2017 до 17-00 час 08.08.2018 – выдвижение на ст. Раздольное, работа с вертушками; с 17-00 час 08.08.2017 до 08-00 час 09.08.2017 – время отдыха; в последующие дни с 08-00 час 09.08.2017 до 20-00 час каждого дня (до 16.08.2017) работа тракторами в карьере № 14, при этом с 12-00 час до 12-30 час каждого дня – обед, с 20-00 час до 08-00 час каждого дня – время отдыха; с 20-00 час 16.08.2017 до 08-00 час 17.08.2017 – ожидание работы, с 08-00 час 17.08.2017 до 20-00 час 17.08.2017 - работа тракторами в карьере № 14 (обед с 12-00 час до 12-30 час), с 20-00 час 17.08.2017 до 08-00 час 18.08.2017 - время отдыха; с 08-00 час 18.08.2017 до 20-00 час 18.08.2017 – время отдыха, в последующие дни с 20-00 час 18.08.2017 до 08-00 час 23.08.2017 каждого дня – работа тракторами в карьере № 14 в ночь, при этом время отдыха работнику установлено с 08-00 час до 20-00 час каждого дня; с 08-00 час до 20-00 час 23.08.2017 – окончание работы трактора Т-330, погрузка на трал, перевозка, выгрузка, погрузка на платформу трактора Т-330, 23.08.2017 с 20-00 час до 08-00 час – убытие со ст. Раздольное на место дислокации ст. Сибирцево.

Данный режим работы также подтверждается хронологией работников ВП-306 ст. Сибирцево, участвовавших в аварийно-восстановительных работах на перегоне Раздольное-Виневитино с 07.08.2017 по 23.08.2017, согласно оперативного приказа № 238 от 07.08.2017, имеющейся в материалах дела, которая подписана истцами, что свидетельствует о том, что истцы были ознакомлены и согласны с данной хронологией.

В судебном заседании установлено, что истцы выполняли сменную работу, одна смена составляла не более 12 часов, что согласуется с требованиями Трудового Кодекса РФ, при этом работникам ежедневно предоставлялся перерыв для питания длительностью 30 минут, а также время отдыха длительностью не менее 12 часов, что также не противоречит нормам трудового законодательства и Правилам внутреннего трудового распорядка Дирекции аварийно-восстановительных средств – структурного подразделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Следовательно, указанные перерывы в их рабочее время не должны быть включены.

Согласно расчетным листкам истцов за сентябрь 2017 года им выплачена заработная плата за сверхурочную работу, а именно: Егункову А.В. за <данные изъяты> час. в размере <данные изъяты> руб., произведена доплата за работу в сверхурочное время в размере <данные изъяты> руб., Емельянову В.И. - за <данные изъяты> час. в размере <данные изъяты> руб., произведена доплата за работу в сверхурочное время в размере <данные изъяты> руб., Надточему Е.В. - за <данные изъяты> час. в размере <данные изъяты> руб., произведена доплата за работу в сверхурочное время в размере <данные изъяты> руб., Селионову В.С. - за <данные изъяты> час. в размере <данные изъяты> руб., произведена доплата за работу в сверхурочное время в размере <данные изъяты> руб., Ситнику В.Д. - за <данные изъяты> час. в размере <данные изъяты> руб., произведена доплата за работу в сверхурочное время в размере <данные изъяты> руб.

Из пояснений истцов и свидетелей следует, что работники восстановительного поезда ст. Сибирцево Егунков А.В., Емельянов В.И., Надточий Е.В., Селионов В.С., Ситник В.Д. по приезду на ст. Раздольное разбирали камни, укрепляли железнодорожное полотно, работали в карьере, устанавливали насыпь, которую смыло в результате паводка, что нельзя отнести к неотложным работам, направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов, поскольку данная работа не носила срочного характера, они работали в течение длительного периода.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцы, работавшие в восстановительном поезде 306 ст. Сибирцево, принимали участие не в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в рабочее время, а в устранении последствий стихийного бедствия в течение длительного периода, о чем говорится в п. 33 Приказа Минтранса № 44.

При таких обстоятельствах суд считает, что работодатель в лице ОАО «РЖД» своевременно, в полном объеме произвел оплату труда истцов за сверхурочную работу на основании п. 33 Приказа Министерства транспорта России № 44 от 09.03.2016 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов", поскольку истцы выполняли работу в течение длительного периода времени, объем их работы соответствовал тому объему и характеру работы, которая отражена в трудовом договоре.

Поэтому оснований для удовлетворения исковые требования Егункова А.В., Емельянова В.И., Надточего Е.В., Селионова В.С. и Ситника В.Д. не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Емельянова В.И., Ситника В.Д., Селионова Селионова В.С., Егункова А.В., Надточего Е.В. к Открытому Акционерному Обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы и морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 29.05.2018.

Судья Т.В. Жесткова