ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2021 от 03.08.2021 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

дело № 2-156/2021

УИД 75RS0005-01-2020-001461-42

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2021 года г. Петровск-Забайкальский

Забайкальский край

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Лазаревой М.Б.,

при секретаре Андриевской В.В.,

с участием представителя истца - старшего помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Бережко Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» об обязании профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ СОШ учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, к Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ г. Петровск-Забайкальский, Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о возложении обязанности приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

установил:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» об обязании профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ СОШ учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, к Муниципальному общеобразовательному учреждению СОШ г. Петровск-Забайкальский, Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» о возложении обязанности приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением к Инструкции в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

При проведении проверки в МОУ СОШ г. Петровск-Забайкальский, установлено, что вопреки Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 (далее - Инструкция) в учреждение отсутствуют соответствующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество. В соответствии с Уставом МОУ СОШ учредителем данного образовательного учреждения является Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский». В результате ненадлежащего исполнения МОУ СОШ г. Петровск-Забайкальский, органами местного самоуправления городского округа «Город Петровск-Забайкальский», возложенных законом обязанностей нарушаются конституционные права детей и их родителей на образование. Отсутствие необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении. На основании изложенного, заместитель прокурора просил суд: обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ СОШ учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на МОУ СОШ приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением к Инструкции в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела заместитель Петровск-Забайкальского межрайпрокурора требования уточнил, просил обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МОУ СОШ учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на МОУ СОШ приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с приложением № 1 к Инструкции: пять общевойсковых защитных комплектов, два прибора радиационной и два химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, компасы (количеству обучающихся), визирные линейки, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Аптечка АИ, пакеты перевязочные ППИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП - 11, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC, три булавки безопасности, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длинной 1м, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, носилки санитарные в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В письменных возражениях на исковые требования представитель МОУ СОШ ФИО5 возражает против заявленных исковых требований заместителя прокурора, ссылаясь на следующее. Согласно п.9 Инструкции, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организуют обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обязанность по участию в совершенствовании учебно-материальной базы, согласно п.8 Инструкции, возложена на военные комиссариаты. Согласно п.10 Инструкции обязанность по оказанию практической помощи, по представлению объектов учебно-материальной базы для проведения занятий образовательных учреждениях, возложена также на командиров соединений и воинских частей. Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов. Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (Приложение 1 Инструкции) являются рекомендуемыми. В соответствии с п.6 ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 № 81 обеспечение средствами обучения, в том числе учебно-практическое оборудование, учебно-наглядные пособия (Приложение 3), происходит за счет субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края. Считает, что требования об обязании профинансировать проведение мероприятий по созданию в учебных заведений г.Петровск-Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки к администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» необоснованными. Просила в удовлетворении исковых требовании отказать.

В письменных возражениях на исковые заявления представитель Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» ФИО6 просит отказать заместителю прокурора в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее. Согласно порядка расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края ежемесячно за 10 календарных дней до начала месяца, в котором осуществляется финансирование, подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по форме, устанавливаемой Министерством. Министерство на основании заявок органов местного самоуправления ежемесячно не позднее 12-го и 27-го числа каждого месяца представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субвенций по форме, устанавливаемой Министерством финансов Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края в течение 3 рабочих дней со дня получения сводной заявки перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства. Субвенции в течение 5 рабочих дней со дня поступления средств на лицевой счет перечисляются Министерством в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания исполнения соответствующих бюджетов, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на текущий год. Заявки на финансирование субвенций в Министерство образования науки и молодежной политики подаются Комитетом по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» самостоятельно. Считает, что Администрация городского округа «Город Петровск-Забайкальский» является ненадлежащим ответчиком в части обязания финансирования мероприятий по созданию в учебных заведениях г.Петровск- Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бережко Я.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанных в исковом заявлении.

В судебном заседании представители ответчиков ФИО5 и ФИО6 возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, по доводам, изложенным в письменных возражениях. Кроме того, указали на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика Комитет по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», который полномочен на основании заявлений директоров школ направлять соответствующие заявки для приобретения необходимого учебного материала в образовательные учреждения, в противном случае решение суда, при удовлетворении исковых требований прокурора, будет неисполнимым.

Представители третьих лиц: Военного комиссариата Петровск-Забайкальского, Красночикойского районов, Комитета по образованию, делам молодежи материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», Министерства образования и науки Забайкальского края в судебное заседание не явились, направив в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Эти обстоятельства дают суду право рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц, в силу ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив доводы искового заявления, доводы возражений на иск, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношения в сфере образования.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность; приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантированы общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу статьи 12 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно статье 11 этого же Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, в соответствии с которым обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних двух лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (пункты 5,16 Положения).

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» установлен стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, которым определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Учебные предметы федерального компонента представлены в двух уровнях: базовом и профильном.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.

Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию. России и её государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение вооруженных сил Российской Федерации, порядок первоначальной постановки на воинский учёт, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, во время прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, а также владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

В обязательный минимум стандарта входят элементы начальной военной подготовки, в которые включены основы технической и прикладной физической подготовки, занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.).

Согласно пункту 9,7 Федерального государственного образовательного стандарта (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от17.05.2012 года № 413, требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать. В том числе: знания основ обороны государства и воинской службы; законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности граждан до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

В силу абзаца 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 96, Министерства образования и науки Российской Федерации №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В соответствии с п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Согласно п.13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Согласно п.14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Согласно п.9.5 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, требования к предметным результатам освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать, в том числе: знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка (пп.10); знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

Приложением № 1 Инструкции утверждены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны; и их подготовки по основам военной службы.

Таким образом, наличие в образовательном учреждении учебных и наглядных пособий, технических средств обучения в соответствии с Приложением №1 к Инструкции является обязательным требованием.

При проведении прокуратурой района проверки установлено, что в МОУ СОШ отсутствуют следующие учебно-наглядные пособия и медицинское имущество: плакат или электронное издание «Гражданская оборона», общевойсковые противогазы, общевойсковой защитный комплект, респираторы, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, компасы, визирные линейки, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Аптечка АИ, пакеты перевязочные ППИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП - 11, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC, булавки безопасности, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длинной 1, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, носилки санитарные.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8, ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общегообразования муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных, общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу требований ч.2 ст.35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На основании ст.16 Федерального закона от 09.02.2009 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными; государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

На основании ст.16 Федерального закона от 09.02.2009 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными; государственными образовательными стандартами) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно п.3 ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края кроме всего прочего относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, и определение нормативов финансового обеспечения указанных государственных гарантий.

Объем средств на учебные расходы предусмотрен исходя из норматива финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения на одного обучающегося утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно ответа Министерства финансов Забайкальского края финансирование расходов осуществляется ежемесячно на основании сводных заявок, представленных Министерством образования, в установленном порядке. Распределение и использование средств на учебные расходы, в том числе на приобретение учебников, органами местного самоуправления осуществляется самостоятельно в пределах установленных полномочий.

Согласно ответа Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский во всех учреждениях МОУ СОШ преподается базовый уровень по предмету ОБЖ.

Из ответа Министерства образования и науки Забайкальского края следует, что выделяемые средства могут быть направлены на приобретение учебников, учебных пособий Министерством образования и науки Забайкальского края не рассматриваются, так как муниципальным районам /городским округам представляется субвенция на данные цели.

Согласно п.13 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В силу абз.9 п.23 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 №413, финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.

Согласно п.3 ч.1 ст.1 Закона Забайкальского края от 11.07.2013 №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края кроме всего прочего относится: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), и определение нормативов финансового обеспечения указанных государственных гарантий;

В целях реализации указанных выше норм права Правительством Забайкальского края принято постановление от 02.03.2017 №81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» которым: Определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утверждена методика расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося; утверждена методика расчета размера субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях; утвержден порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Вышеназванные нормативы включают в себя расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, и установив, что отсутствие в МОУ СОШ необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса, делает невозможным полноценное обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, а соответствующие субвенции бюджетам муниципальных образований выделяются Министерством финансов Забайкальского края на основании заявки, подаваемой Министерством образования и науки Забайкальского края, в которое, в свою очередь, подают заявки органы местного самоуправления муниципальных образований, исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме в рамках заявленных требований.

Доводы представителей ответчиков о том, что требования к оснащению спорной учебно-материальной базы носят рекомендательный характер, а учебные заведения г. Петровск-Забайкальский реализуют требования государственных образовательных стандартов среднего общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы основаны на не правильном толковании норм права, в связи, с чем отклоняются, поскольку приведенными выше нормами закона на ответчиков возложена именно обязанность материально-технической базы оснащения образовательного процесса по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Доводы представителей ответчиков о том, что средства субвенции перечисляются Министерством в соответствии с заявками Комитета по образованию делам молодежи, материнства и детства Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», распределение средств между образовательными учреждениями осуществляет Комитет самостоятельно, исходя из установленных обстоятельств дела, не освобождают ответчика - Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от выполнения требований, установленных законом.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 98, ст.103 ГПК РФ в связи с тем, что истец-прокурор, ответчик Администрация городского округа освобождены от несения судебных расходов, в соответствии с ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ суд считает необходимым снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика МОУ СОШ , поскольку ответчик – образовательное учреждения является бюджетной организацией, финансируемым с бюджета городского и краевого уровня, также учитывая его финансовое состояние.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Петровск-Забайкальский» Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в Муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ СОШ г.Петровск-Забайкальский учебно-материальной базы для обучения граждан знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, в соответствии с Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010, в срок до 03 ноября 2021 года.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ г.Петровск-Забайкальский приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 96 и Министра образования и науки РФ №134 от 24.02.2010: пять общевойсковых защитных комплектов, два прибора радиационной и два химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, компасы (количеству обучающихся), визирные линейки, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Аптечка АИ, пакеты перевязочные ППИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП- 11, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи сумка CMC, три булавки безопасности, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длинной 1м, шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей, носилки санитарные, в срок до 03 ноября 2021 года.

Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения СОШ г.Петровск-Забайкальский.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Лазарева М.Б.

Решение принято в окончательной форме 08.08. 2021.