ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/2021 от 09.04.2021 Котовского городского суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0№_________-20

Дело №_________

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2021 года АДРЕС

Котовский городской суд АДРЕС в составе:

председательствующего судьи Медведевой Л.А.,

при секретаре Матюшечкине П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации АДРЕС к ФИО1 о взыскании субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация АДРЕС, обратившись в суд с вышеуказанным иском, просит взыскать с ФИО1 в пользу администрации АДРЕС денежные средства в размере 445276,50 руб., предоставленные в 2017 году, как субъекту малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации АДРЕС от ДАТА№_________ в качестве субсидии.

В обоснование своих требований приводит, что постановлением администрации АДРЕС от ДАТА№_________ утверждена государственная программа АДРЕС «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы» (далее – Программа). В рамках Программы разработана подпрограмма «развития малого и среднего предпринимательства» (далее – Подпрограмма).

Согласно пункту ДАТА Перечня мероприятий Программы (приложение №_________) бюджетам монопрофильных образований АДРЕС (в том числе по городу Котовску) были предоставлены субсидии для софинансирования муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации данных мероприятий постановлением администрации АДРЕС от ДАТА№_________ утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (далее – Порядок №_________).

ДАТА в соответствии с Порядком №_________ администрацией города был проведен отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, по результатам которого индивидуальному предпринимателю ФИО1 была предоставлена субсидия в сумме 445276,5 руб.

Пунктом 1.1 Соглашения №_________ от ДАТА о предоставлении субсидии (далее – Соглашение), заключенного между администрацией города и ФИО1 (Получатель), предусмотрено, что предметом соглашения является субсидирование субъектам малого предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, в целях возмещения затрат Получателя, связанных с реализацией бизнес – проекта «Организация деятельности модульного туалета в городском парке».

Согласно п. 3.1 субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 Соглашения.

Пунктом 4.1.5 Соглашения предусмотрено, что в случае установления администрацией города или получения от органа информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и Соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, а также получения информации о невыполнении (не достижении) значений показателей результативности, предусмотренных бизнес – проектом, направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет АДРЕС в размере и в сроки, определенном в указанном требовании.

По результатам проведения проверки Контрольно-счётной палатой АДРЕС от ДАТА№_________ было установлено, что субсидия в указанном выше размере в нарушение условий Порядка №_________ была выдана ФИО1 как предпринимателю, не осуществляющему социально ориентированную деятельность.

Далее в иске приведено, что комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность (далее – комиссия), повторно была рассмотрена заявка ФИО1 на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.

По результатам повторного рассмотрения заявки было установлено, что в ее составе отсутствовали документы, подтверждающие, что на момент первоначальной подачи заявки индивидуальным предпринимателем осуществлялась социально ориентированная деятельность.

Согласно п. 4.3 Порядка №_________ решение комиссии является основанием для возврата получателем субсидии суммы полученной субсидии. Средства подлежат зачислению в бюджет города в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения получателем субсидии решения о возврате субсидии.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Истец цитирует положения п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и указывает, что по итогам повторного рассмотрения заявки ФИО1 комиссией по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально-ориентированную деятельность, в адрес ФИО1 направлено письмо от ДАТА№_________ о необходимости вернуть в бюджет АДРЕС средства субсидии, предоставленной в 2017 году, как субъекту малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации АДРЕС от ДАТА№_________ в сумме 445276,50 рублей. Письмо индивидуальным предпринимателем ФИО1 получено не было и вернулось в адрес администрации АДРЕСДАТА.

Истец цитирует положения статей 309,310 ГК РФ и указывает, что до настоящего времени денежные средства в размере предоставленной субсидии от ФИО1 в адрес администрации города не поступили, в связи с чем, администрация города считает соблюденным предусмотренный ч. 4 ст.3 ГПК РФ досудебный порядок урегулирования спора.

По имеющейся в распоряжении администрации города информации, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 с ДАТА прекратил осуществлять деятельность а качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, содержание заключенного сторонами Соглашения №_________ от ДАТА, его условия ФИО1 не исполнены.

В соответствии с п. 6.1 Соглашения о предоставлении субсидии от 15.11.2017г. №_________ споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением Соглашения, решаются ими, по возможности, путем проведения переговоров с оформлением соответствующих протоколов или иных документов.

При недостижении согласия споры между сторонами решаются в судебном порядке.

Представитель администрации АДРЕС по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства. Также пояснила, что в ноябре 2017г. администрацией города проводился отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, по итогам которого индивидуальному предпринимателю ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 445 276,5 руб. на реализацию бизнес – проекта «Организация деятельности модульного туалета в городском парке». На момент рассмотрения заявки от претендента комиссия посчитала, что индивидуальный предприниматель ФИО1 соответствовал критериям отбора, было принято решение о предоставлении субсидии, после чего ФИО1 такую субсидию получил и реализовал бизнес – проект.

В 2019 году была проведена проверка Контрольно-счетной палатой АДРЕС, по результатам которой было вынесено представление, в котором установлено, что субсидия ИП ФИО1 была предоставлена в нарушение условий Порядка №_________, так как на момент подачи заявки он не осуществлял социально ориентированную деятельность, указано на необходимость взыскания субсидии. Учитывая, что повторное рассмотрение заявки прямо не запрещено, поэтому она была рассмотрена комиссией вновь 10.11.2020г. и было принято решение о взыскании в бюджет АДРЕС субсидии, предоставленной в 2017 году индивидуальному предпринимателю ФИО1, в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что на момент подачи заявки им осуществлялась социально ориентированная деятельность. После этого в адрес ФИО1 было направлено требование о возврате субсидии, но оно не было исполнено ответчиком. Денежные средства необоснованно предоставленных субсидий, в том числе, полученной ФИО1, в федеральный бюджет администраций города возмещены.

Что касается заявления представителя ответчика о пропуске срока исковой давности, то с ним не согласилась, так как начало течения срока определяется моментом обнаружения нарушения Контрольно-счетной палатой АДРЕС, то есть 23.07.2019г., поэтому срок исковой давности администрацией АДРЕС не пропущен.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, его интересы представляет адвокат Периков П.В. (ордер №_________ от 03.03.2021г.), который исковые требования не признал. Пояснил, что ФИО1 была подана заявка в администрацию АДРЕС на предоставление субсидии для реализации бизнес -проекта по организации модульного туалета в городском парке. Все необходимые для этого документы вместе с заявкой были ФИО1 поданы, никаких недостоверных сведений он не представлял, комиссией было принято положительное решение. Бизнес- проект ФИО1 был реализован.

Указал, что оснований для повторного рассмотрения заявки не имелось, так как это не предусмотрено Порядком. ФИО1 денежные средства, предоставленные в качестве субсидии, использовал на организацию модульного туалета в городском парке, то есть в соответствии с целями. На момент рассмотрения его заявки, в соответствии с выпиской из ЕГРИП дополнительным видом деятельности являлась деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков, то есть была социально ориентированной.

Представитель ответчика заявил о пропуске администрацией АДРЕС срока исковой давности, так как начало течения срока определяется датой принятия решения комиссией о предоставлении субсидии. Администрация города обратилась в суд в феврале 2021 г., то есть с пропуском срока.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Как определено в п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).

На основании ч.1,2,3 ст. 16 Федерального закона от ДАТАг. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 30.12.2020г.) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

На основании ч.1 ст. 17 указанного Федерального закона от ДАТА № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА№_________ утверждена государственная программа АДРЕС «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы». В рамках данной Программы разработана подпрограмма «развития малого и среднего предпринимательства».

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДАТА N167 были утверждены Условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.7.4.1 указанных Условий субсидии федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации для последующего предоставления субъектам социального предпринимательства при одном из условий:

а) субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, гражданам пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

б) субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах деятельности:

- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

- социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

- организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

- обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

- предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;

- содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Пункт 9.2.2 Условий устанавливает, что субсидии федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации в рамках реализации программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований на финансирование мероприятия "Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности".

Постановлением администрации АДРЕС от ДАТА N 463 утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность.

Согласно п.1.1 указанный Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, разработан с целью оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, при выполнении одного из условий:

субъект социального предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 (семи) лет, сирот, выпускников детских домов (далее - лица, относящиеся к социально незащищенным группам граждан), а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, предшествующих дате проведения отбора, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

субъект социального предпринимательства осуществляет деятельность по предоставлению услуг (производству товаров, выполнению работ) в следующих сферах:

содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

организация социального туризма - только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

предоставление образовательных услуг лицам, относящимся к социально незащищенным группам граждан;

содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет, и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Пункт 1.6 Порядка гласит, что субсидирование производится субъектам социального предпринимательства соответствующим критериям, установленным Федеральным законом от ДАТА N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Раздел второй Порядка устанавливает условия и порядок предоставления субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими социально ориентированную деятельность.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании, ДАТА индивидуальным предпринимателем ФИО1 подана заявка в комиссию на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, в которой он просил предоставить ему субсидирование части затрат, предусмотренных представленным бизнес-проектом, в размере 445 276,50 рублей.

ДАТА на заседании комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, было принято решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 субсидии в сумме 445 276,5 рублей.

ДАТА между администрацией АДРЕС и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключено Соглашение №_________ о предоставлении субсидии, по которому согласно п.1.1. предусмотрено, что предметом соглашения является субсидирование субъектам малого предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, в целях возмещения затрат Получателя, связанных с реализацией бизнес – проекта «Организация деятельности модульного туалета в городском парке».

В пункте 1.2 Соглашения определено, что субсидируются следующие расходы субъектов социального предпринимательства:

- расходы на приобретение основных средств;

-арендные платежи за арендуемые помещения;

-материальные расходы, за исключением расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации;

-расходы на оплату труда работников, относящихся к категориям, перечисленным в абзаце втором пункта 1.1 Порядка предоставления субсидий, а также выплаты указанным работникам пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения (п. 3.1).

Пунктом 4.1.5 Соглашения предусматривается, что в случае установления Администрацией города или получения от органа финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидий, предусмотренных Порядком предоставления субсидий и соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, а также получения информации о невыполнении (недостижении) значений показателей результативности, предусмотренных бизнес – проектом, направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет АДРЕС в размере и в сроки, определенном в указанном требовании.

Денежные средства субсидии перечислены ИП ФИО1 платежными поручениями, №_________, №_________№_________ от 21.11.2017г. на общую сумму 445 276,5 руб.

Также судом установлено, что в соответствии с планом работы на 2019 год Контрольно-счетной палатой АДРЕС было проведено контрольное мероприятие – «Проверка исполнения бюджета муниципального образования АДРЕС», по результатам которого на имя главы АДРЕСФИО8 вынесено представление №_________ от 23.07.2019г.

Проверкой Контрольно-счётной палаты АДРЕС от ДАТА№_________ было установлено, что субсидия в указанном выше размере была предоставлена индивидуальному предпринимателю ФИО1, не осуществляющему социально ориентированную деятельность, то есть использование администрацией АДРЕС не на цели, предусмотренные Порядком №_________, соглашением от 15.11.2017г. Данное нарушение предусмотрено ст. 306.4 БК РФ – нецелевое использование бюджетных средств и влечет бесспорное взыскание указанное суммы.

В представлении КСП АДРЕС администрации города предложено рассмотреть вопрос о взыскании в бюджет АДРЕС средств субсидий, предоставленных в 2017году субъектам малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации АДРЕС от ДАТА№_________ в соответствии с требованиями Порядка №_________ и соглашениями с субъектами малого и среднего предпринимательства.

В связи с указанным выше представлением КСП 10.11.2020г. заявка ФИО1 на участие в конкурсе по отбору претендентов на получение в 2017 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность, была рассмотрена повторно. По результатам ее рассмотрения было установлено, что в составе заявки отсутствовали документы, подтверждающие, что на момент первоначальной подачи заявки индивидуальным предпринимателем осуществлялась социально-ориентированная деятельность.

Из п. 4.3 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим социально ориентированную деятельность (утв. Постановлением администрации города от 04.04.2017г. №_________), следует, что решение комиссии является основанием для возврата получателем субсидии суммы полученной субсидии. Средства подлежат зачислению в бюджет города в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения получателем субсидии решения о возврате субсидии.

Администрация города направила ответчику письмо с уведомлением о вручении от ДАТА за №_________.01—15/4762 о возврате в бюджет АДРЕС средств субсидии, предоставленных в 2017 году, как субъекту малого и среднего предпринимательства по постановлению администрации АДРЕС от ДАТА№_________ в сумме 445276,50 рублей. Денежные средства ФИО1 не возвращены.

Как следует из пояснений представителя администрации АДРЕС, средства субсидии, в том числе и предоставленные ФИО1, администрацией города возмещены федеральному бюджету.

Кроме того, на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, приобщенной к материалам гражданского дела следует, что ФИО1 с ДАТА прекратил осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.

По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.

Исходя из требований действующего законодательства субсидия безусловно должна быть возвращена только лишь по двум основаниям:

1. в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии);

2. возврат субсидии возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не отвечал критериям субъекта малого предпринимательства, осуществляющего социально ориентированную деятельность, и субсидия в размере 445 276,5 руб. администрацией города ему была предоставлена неправомерно, учитывая, что на момент подачи заявки документов, подтверждающих осуществление ИП социально ориентированной деятельности, не представлено.

Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован ДАТА, то есть за день до подачи заявки на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, что не позволяет говорить о ведении ИП ФИО1 вообще какой-либо деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до подачи заявки.

Изложенные обстоятельства являются основанием для возврата субсидии в бюджет АДРЕС.

Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 недостоверных сведений не представлял и оснований для возврата субсидии, которые предусмотрены Соглашением, не имеется, суд считает несостоятельными в связи с тем, что, обращаясь с заявкой на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, ИП ФИО1 таким субъектом не являлся, то есть не имел права на получение такой субсидии. То обстоятельство, что администрацией города, несмотря на отсутствие у него документов об осуществлении социально ориентированной деятельности, было принято решение о субсидировании, не может являться основанием для освобождения ответчика от возврата субсидии, так как ФИО1 также несет риск наступления ответственности.

Относительно доводов представителя ответчика, что повторное рассмотрение заявки не предусмотрено ни Соглашением, ни Порядком, то суд с этим согласиться не может, так как согласно п. 4.2 Порядка при выявлении фактов неисполнения Получателем субсидии условий, установленных Порядком и Соглашением, организатор отбора предоставляет комиссии отчет для рассмотрения вопроса о возврате субсидии, на основании которого принимается решение комиссии, оформленное протоколом заседания комиссии. По мнению суда, представление Контрольно -счетной палаты АДРЕС уже являлось основанием для принятия комиссией решения о возврате субсидии. Контрольно-счетной палатой АДРЕС были установлены нарушения условий предоставления администрацией АДРЕС субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1 и доведены до сведения администрации АДРЕС путем направления представления, в связи с чем, у администрации города имелись основания для повторного рассмотрения заявки и принятия решения в соответствии с п. 4.2 Порядка №_________ о возврате субсидии.

Что касается заявления представителя ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности, то суд находит его необоснованным исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В п. 1 ст. 200 ГК РФ определено, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как разъясняется в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Согласно п. 4.1 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, администрация и орган финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение всего срока реализации бизнес – проекта.

Таким образом, исходя из того, что контроль за соблюдением условий, целей и порядка осуществляется как администрацией, так и финансовым органом, а нарушения Контрольно –счетной палатой АДРЕС были выявлены 23.07.2019г., то именно с этого времени и началось течение срока исковой давности.

Администрация города обратилась в суд с иском 09.02.2021г., то есть в пределах срока исковой давности.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и нормы действующего законодательства, регулирующие правоотношения сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца ранее предоставленной субсидии.

Как следует из положений ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Администрация АДРЕС освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, поэтому с ответчика ФИО1 в бюджет АДРЕС подлежит взысканию государственная пошлина в размере 7652,76 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации АДРЕС удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Администрации АДРЕС денежные средства в размере 445 276 (четыреста сорок пять тысяч двести семьдесят шесть) рублей 50 копеек, предоставленные в 2017 году как субъекту малого или среднего предпринимательства по постановлению администрации АДРЕС от 20.11.2017г. №_________ в качестве субсидии.

Взыскать с ФИО1 в бюджет АДРЕС государственную пошлину в размере 7 652 руб. 76 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Медведева

Решение в окончательной форме изготовлено ДАТА.

Судья: Л.А. Медведева


Копия верна: Судья: Л.А. Медведева